Купить билет на сеанс или посмотреть новинку в Сети? Еще недавно альтернативы у зрителей не было: пока кинотеатры переживали локдаун, стриминговые платформы обрели миллионы новых подписчиков, а большие бренды один за другим запустили свои сервисы с фильмами и сериалами. Но что будет теперь, когда кинозалы вышли из тени? Авторы и зрители откровенно поговорили об этом на паблик-токе «Будущее онлайн- и офлайн-кинотеатров» в Самаре.
Куда смотрят зрители
В субботу, 11 сентября, в самарском кинотеатре под открытым небом жители города собрались не только для того, чтобы насладиться просмотром новых лент. Именно здесь в рамках Фестиваля уличного кино эксперты индустрии кино и интернета обсудили перспективы кинопроката и стриминга в новых реалиях жизни. Участниками паблик-тока стали режиссер Ника Горбушина, сценарист Мария Якутина и PR-менеджер МТС в Самаре Татьяна Выводнова.
Повод для дискуссии известен со времен первой волны самоизоляции: что выберет аудитория — ни с чем не сравнимую атмосферу кинотеатров или экраны ТВ и гаджетов с безграничным доступом к контенту? С одной стороны, ответ лежит на поверхности: даже сама встреча спикеров проходит не онлайн, а вживую, на популярной площадке у «Ладьи». Но зрители всё чаще выбирают кинотеатры в качестве аттракциона — в зал приходят смотреть блокбастеры, где картинка и спецэффекты требуют огромного экрана и мощного звука. Плюс это некий выход в свет, когда хочется сменить «декорации» для отдыха.
Онлайн-кинотеатры, в свою очередь, оттянули на себя сегмент интеллектуального кино и близких к нему сериалов. В остальном так же, как и кинотеатры реальные, запускают эксклюзивные предпоказы и мировые премьеры, а их афише позавидуют даже самые большие мультиплексы. Так, онлайн-кинотеатр KION от МТС (12+), который «открылся» в Сети 20 апреля, предоставил своим зрителям одновременно тысячи фильмов, сериалов, мультиков и документалок, более 200 ТВ-каналов, но главное — десятки оригинальных проектов собственного производства.
— В их числе громкие и обсуждаемые премьеры, которые уже нашли отклик у зрителей и критиков. Это черная романтическая комедия «Секреты семейной жизни» (18+), детективная драма о психотравмах и насилии «Хрустальный» (18+), эротическая мелодрама о поиске смысла жизни «Клиника счастья» (18+). Еще около 30 новых проектов мы покажем до конца 2021 года, — рассказала Татьяна Выводнова.
Что творят авторы
Свобода действий и широкий диапазон выбора — то, что привлекает к стриминговым сервисам не только аудиторию, но и создателей. Авторы в один голос заявляют: здесь есть место экспериментам в жанре и упаковке контента. Набирают обороты вертикальные сериалы, удобные для просмотра на смартфоне, а также кино-stories — пожалуй, самый молодой жанр в отечественной индустрии, предложенный KION. Он позволяет зрителю смотреть фильм целиком или разбивая на 10–15-минутные фрагменты — удобно в дороге или на рабочем перерыве.
Участники паблик-тока отметили, что бум на онлайн-площадки открыл перспективы молодым и пока еще неизвестным авторам. Тот же каталог KION включит в себя все работы конкурсантов Фестиваля уличного кино — короткометражки авторов после завершения конкурса смогут увидеть зрители в любой точке страны.
— Круто, когда ты делаешь кино, и его оценивают не только твои коллеги по цеху, но и зрители без профессиональной точки зрения. Сейчас индустрия дает возможность зрителю включиться в эту историю. Чем больше зрителей нас смотрит, тем больше обратной связи мы получим и тем лучше станет коммуникация между создателями и аудиторией, — отметила Ника Горбушина, представившая на фестивале ленту «Варя».
Коротко — о главном
Фестиваль уличного кино в этом году состоялся уже в восьмой раз и охватил более 1000 городов. Самара по традиции приняла творческий форум на набережной у «Ладьи». С 10 по 12 сентября в кинотеатре под открытым небом зрителям показывали лучшие российские короткометражки прошлых лет, а также конкурсную программу сезона-2021. В нее вошло 9 картин начинающих режиссеров, в которых снялись звезды первой величины: Чулпан Хаматова, Игорь Верник, Владимир Вдовиченков, Варвара Шмыкова и другие.
Победителя конкурсной программы выбирали сами зрители. В каждом городе по итогам показа они голосовали за лучшую работу, зажигая ручной фонарик. А организаторы с помощью люксметра для замера уровня света определяли самую «яркую» оценку. Победитель получит не только зрительское признание, но и шанс снять по-настоящему большое кино. Ему вручат грант в размере 1 500 000 рублей от онлайн-кинотеатра KION.
Фестиваль уличного кино впервые прошел в 2014 году, а в 2015-м поставил мировой рекорд как самый протяженный фестиваль-путешествие. Его ежегодно посещают более 500 000 человек, а площадками становятся крыши домов, баржи и опоры мостов. Один из победителей фестиваля Алексей Нужный в 2018 году снял фильм «Я худею», вошедший в топ-100 самых кассовых лент отечественного производства.