Художник Ануш Фарбман однажды посмотрела видеоролик, который изменил ее жизнь. Теперь девушка создает востребованные картины из эпоксидной смолы, проводит мастер-классы и выставки, а еще утверждает, что создать «смоляной» шедевр может каждый.
Эпоксидная смола — это олигомер (химическое соединение, состоящее из небольшого количества одинаковых звеньев, как короткая цепочка), который после добавления отвердителя сшивается в длинные молекулы, превращаясь в прочный полимер. Среди основных сфер применения этого материала — строительство и дизайн (изготовление полимерных полов, пропитка для древесины и других покрытий), электро- и гидроизоляция, декоративно-прикладное искусство.
«Завораживают и процесс, и результат»
— В чём особенности эпоксидной смолы как материала для творчества?
— Эпоксидную смолу чаще всего можно встретить в отделочных материалах, в интерьере. Материал достаточно известный. Но та «эпоксидка», которую мы применяем, рисуя полотна, — это специальная смола для техники Resin Art. При работе с эпоксидной смолой нужно учитывать, что материал состоит из двух компонентов. Это сама смола и отвердитель, которые используются в пропорции 1:2. Важно соблюсти пропорции четко, иначе смола просто не застынет. После того, как смесь готова, у вас есть 40–60 минут, чтобы написать картину. Дальше произойдет процесс полимеризации, и со смолой станет невозможно работать.
— Как состоялось ваше знакомство с этим материалом?
— Впервые я узнала об этой технике из австралийского видеоролика. Мне безумно понравилась работа над большим полотном, где было изображено море. На тот момент это направление творчества еще не было популярно в России, а было это два года назад. Тогда я вдохновилась, мне очень захотелось повторить. В привычных техниках рисования краски после высыхания теряют насыщенность (гуашь, акрил, темпера). А в картине, выполненной из эпоксидной смолы, всегда есть насыщенность и буйство красок, которые сохраняются. Это тот случай, когда одинаково завораживают и процесс, и результат.
— Какой была ваша первая картина?
— Самую первую картину я написала для дизайн-проекта, который мы сделали для нефтяной компании. Она называлась «Нефть — черное золото». Я вдохновилась созданным интерьером и захотела дополнить его картиной. В тот момент всё и сошлось: я познакомилась с техникой и сразу же применила ее на практике. На полотне было сочетание черного и золотого, при этом картина получилась не идеально глянцевой, а рельефной. Это добавило ей глубины и самобытности.
Посмотрите видео, которое мы сняли вместе с художником.
Resin Art (или Art Resin) — это техника рисования эпоксидной смолой, зародившаяся в Австралии. Предполагает работу со специальной двухкомпонентной эпоксидной смолой для творчества: первый компонент — сама смола, второй компонент — отвердитель. Когда компоненты смешиваются и застывают, получается идеально ровное покрытие, похожее на стекло и прозрачный пластик одновременно. Сегодня эта техника очень популярна в Австралии, США и Европе.
«Бизнесом свое дело не считаю»
— На нынешнем этапе вы себя больше ощущаете художником, учителем или предпринимателем?
— Роль только одна. Айвазовский тоже получал вознаграждение за свои картины, но от этого не переставал оставаться художником. Я художник, который получает вознаграждение за свои работы, но бизнесом свое дело не считаю.
— Сколько в среднем у вас занимает процесс создания картины из эпоксидной смолы?
— Диапазон достаточно широк — от трех дней до месяца, в зависимости от размеров картины и техники. Просто заливка полотна эпоксидной смолой — это одна задача. Заливка с рельефами — совсем другая.
— В технике Resin Art вы создаете только картины или предметы интерьера тоже? Например, можно ли выполнить цельную столешницу из эпоксидной смолы?
— На самом деле любую картину, выполненную из эпоксидной смолы, можно использовать в интерьере. Добавляем металлические ножки, размещаем на них картину, сверху защитное стекло на силиконовых подушках — и оригинальный журнальный столик готов. Можно и отдельно создать монолитный стол из «эпоксидки», но здесь будем использовать другую смолу — техническую, и другую, более сложную технику. Этим в основном занимаются мебельные компании, которые специализируются на предметном дизайне. Большинство же моих работ — это картины, а еще небольшие декоративные предметы, украшения.
— Большой ли спрос в Самаре на картины и предметы интерьера из эпоксидной смолы? Сколько заказов вы обычно получаете в течение месяца?
— Я не веду счет, но ощущение нескончаемого потока есть. Спрос действительно большой, а параллельно растет и интерес к технике. Люди сами хотят попробовать создать такую картину. И больше всего меня радует, когда они пробуют и втягиваются, начинают писать регулярно.
— Сколько в среднем стоит картина из эпоксидной смолы?
— Примерно от 12 тысяч рублей и выше.
— К вам часто обращаются с просьбой написать картину. Как происходит этот процесс?
— Как правило, люди приходят уже с пониманием цвета и текстуры, с готовым интерьером. А дальше остается сам процесс и результат вдохновения. Могу что-то посоветовать добавить или убрать — выступаю еще и в роли консультанта по декорированию интерьера.
— Бывали случаи, что заказчик получал не то, что ожидал, но оставался доволен?
— Конечно, такие случаи были. Помню, как однажды мы попали в цвета и текстуры, хотя у меня не было колера, и человек буквально на пальцах мне объяснил, что он хочет, дополнив свои пожелания фотографиями примерной текстуры.
— А бывало такое, что вы дарили кому-то свои работы в качестве жеста внимания?
— Конечно, дарила друзьям.
— Отличается процесс создания картины на заказ от процесса написания по велению души?
— Процессы действительно отличаются. На картине для себя или друга рисуешь то, что хочешь видеть сам, тогда как у каждого полотна под заказ свои рамки — цветовая палитра, текстура, формы. По качеству работы, конечно, не отличаются, но отличаются характером картины.
— Есть у вас работа, которую вы на данный момент считаете лучшим своим произведением?
— Это та картина, над которой я сейчас работаю.
Для работы с эпоксидной смолой можно выбрать материалы от разных производителей. Ануш Фарбман работает со смолой словенского производства — материал, по словам художника, не бюджетный, но качественный. Можно выбрать «эпоксидку» и китайского производства, однако результат в этом случае может неприятно удивить.
«Нет законов, как нужно залить краску»
— Когда вы начали проводить мастер-классы? И насколько вам комфортно в этом формате сейчас работать?
— Изначально мои мастер-классы были индивидуальными. Первый я провела полтора года назад. Сейчас мне нравится развиваться в этом направлении: запросов много, и мы перешли к групповому формату. Среди желающих были и друзья — как им откажешь?
— Бывало такое, что ученики на мастер-классах создавали такое, от чего у вас как у куратора процесса просто захватывало дух?
— Зачастую ученики и участники создают работы лучше, чем сами ожидают. И мне многие искренне нравятся! Одним из ярких примеров стала картина в желто-зеленых тонах, над созданием которой очень корпела одна из участниц мастер-класса. Изначально ей казалось, что у нее не получается. Но когда она увидела результат, осталась очень довольна. И я радовалась вместе с ней: такую красоту ей удалось создать всего за одно занятие.
— В чём отличительные особенности техники рисования, в которой вы работаете?
— Это, прежде всего, абсолютная свобода, полет фантазии, возможность изобразить свое настроение и внутреннее состояние. Нет законов, как нужно залить краску. Есть способы заливки и нанесения. Каждый выбирает цвета в зависимости от своего настроения, и результат зачастую оказывается непредсказуемым! Но чаще всего он нравится: в моей практике 90% тех, кто пробовал рисовать эпоксидной смолой, остались довольны. Получается, что один и тот же человек сегодня и завтра может создать две абсолютно разные картины.
— На вас сегодня футболка с изображением «Моны Лизы». Это ваш идеал в искусстве?
— Она для меня очень много значит. Эту футболку я надела на свою первую выставку и всегда в ней провожу мастер-классы. Для меня это символ искусства, определяющий его загадочную природу. И эта же загадочность присутствует в каждой работе, выполненной из эпоксидной смолы. Загадка — в непредсказуемости. Невозможно знать наперед, каким будет результат. В академическом рисунке или других техниках о результате можно догадаться на этапе работы. «А что же у меня получится в итоге?» — этот вопрос задает себе каждый, кто берет в руки эпоксидную смолу. И это делает процесс очень увлекательным. К тому же у материала есть ограничение по времени работы: нужно успеть написать картину за один час. Так пробуждается настоящий творческий процесс: человек будто просыпается и быстро определяется со своими желаниями. В реальной жизни нам часто бывает трудно сделать выбор, и техника рисования эпоксидной смолой позволяет отточить навык принятия быстрых и верных решений.
Читайте наши новости в соцсетях: Twitter, Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники».