В Советском районном суде Самары скоро начнут рассматривать дело об избиении девочки-инвалида, издевательстве над ней, угрозе убийством и хулиганстве. Потерпевшей Даше Мозжухиной 17 лет. Сверстники напали на нее 25 февраля 2024 года, и этот инцидент изменил жизнь девочки. Дашиной маме — Юлии Владимировне — удалось добиться возбуждения уголовного дела. Корреспондент 63.RU пообщался с Дашей и ее мамой и узнал, что стало причиной нападения и как семья переживает случившееся.
Всё началось с дружбы и взаимопомощи
Юлия Мозжухина, мама Дарьи, рассказывает, что воспитывала дочь в любви и помогала справиться со всеми трудностями.
— Никогда ее никто не обижал. Никто вообще. Даша вообще такой ребенок хороший! Хоть и особенный, но маленький, добрый, светлый. Никогда не обижалась, когда ей говорили в детстве: «Ты косая» или еще что-то подобное, всегда спокойно к этому относилась. Но ребята всегда к ней тянулись и хотели общаться, — делится мать пострадавшей девочки.
В первом классе самарской школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья Даша познакомилась с Алиной (имя изменено):
— Раньше мы дружили нормально, всё было идеально. Она мне с уроками поможет, я ей где-нибудь подскажу что-то. Я ее всегда жалела, потому что с ней никто не хотел дружить, — вспоминает Дарья.
У Алины в семье сложилась непростая ситуация, и мама Даши рассказывает, что пыталась помогать ей советами и дарить свое тепло:
— У нее мамы нет, у нее только папа и бабушка. И я всегда старалась ей советами помогать, говорила: «Будь хорошей, послушной, учись!». Постоянно подсказывала.
Поступив в разные самарские колледжи, подруги прервали живое общение и перешли в интернет. Бывшая одноклассница даже звала Дашу в гости, но мама была против:
— Я всегда чувствовала, что эта Алина может навредить моей дочери. Не знаю, почему. Может быть, завидовала, что к Дарье люди тянутся, она всем нравится, может быть, завидовала семье, — делится Юлия Владимировна.
Чат с незнакомцами
Летом 2023 года Дашу добавили в телеграме в чат, где, кроме Алины, знакомых у девочки не было. В тот же день ей написала бывшая школьная подруга и рассказала о том, что участник общей беседы оскорблял Дашину семью, саму девочку и нелестно отзывался о ее матери. Алина даже сама написала текст сообщения, которое, по ее словам, должно было поставить на место обидчика.
— Алина меня попросила оскорбить его. Я ей пишу: «Зачем это делать?», а она ответила: «Надо, сделай так, я так хочу. Ради меня». Я говорю: «Зачем ради тебя, если я этого не хочу делать? Мне проблемы не нужны». Но потом я всё-таки написала, — рассказала Дарья.
Юлия Владимировна всегда проверяла соцсети дочери, поэтому быстро заметила странный чат, узнала о конфликте и удалила из группы дочь. Скоро беседа оказалась стерта. Казалось, и история забылась. Ровно до той самой встречи.
«Моя дочь вся избитая едет в трамвае»
Со своим мучителем Даша лично не была знакома до того рокового дня: подозреваемый в нападении на несовершеннолетнюю учился вместе с ее бывшей одноклассницей в Самарском многопрофильном колледже имени В. В. Бартенева.
25 февраля 2024 года Даша ехала с учебы домой. Вернуться девушка должна была около семи вечера, но в обычное время так и не появилась.
— Времени уже восьмой час, а ее всё нет. Позвонить не могла — телефон, как назло, был в ремонте. И тут мне поступает звонок от женщины, которая представилась Александрой. Она говорит, что моя дочь вся избитая едет с ней в трамвае. Я попросила ее посадить на такси, чтобы она доехала до дома, встретила ее. Даша действительно была вся избитая, в крови, грязи и мокрая. Я тут же вызвала полицию и скорую помощь. Нас повезли в больницу. В «Пироговке» врачи диагностировали у нее сотрясение головного мозга и положили в больницу. Правда, приема мы прождали до полуночи, — поясняет Юлия Мозжухина.
Кроме того, у Даши оказалась повреждена барабанная перепонка. Проведенное медицинское освидетельствование подтвердило, что девочка частично потеряла слух после нападения.
Я была в ужасе: как такое можно сделать с ребенком? Она стояла на коленях и умоляла сохранить ей жизнь
Позже Дарья рассказала матери, что всего тем вечером в нападении участвовали трое: парень, который ее бил; его 17-летняя сестра, подруга Алины; и ее 30-летний парень. Последние в избиении не участвовали, а только наблюдали со стороны. Происходящее сам Вася (имя изменено) и его «группа поддержки» снимали на видео.
— Я видела, что они снимали «кружочки» и отправляли их Алине, они к ней по имени обращались, и я сама видела, что получателем была именно она, — рассказывает Даша.
Девочке пришлось пережить многое. Вася пинал ее, рвал одежду, заставлял есть грязь и землю, кидал в лужу и заставлял из нее пить, подпаливал волосы зажигалкой. Все подробности и Даша, и Юлия Владимировна вспоминать не хотят — слишком тяжело и унизительно.
— Есть видео, которое показали следователям. Сама я его не смотрела — только скриншоты продемонстрировали. Но я была в ужасе: как такое можно сделать с ребенком? Она стояла на коленях и умоляла сохранить ей жизнь, — отмечает Юлия Владимировна.
Правоохранители приняли заявление, но ход делу не давали до середины апреля 2024 года. Юлия Владимировна грозилась выступить на федеральных каналах со своей историей, а затем разослала обращения в разные СМИ. Тогда дело взял на контроль глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин.
Региональное СУ СК РФ всё-таки возбудило уголовное дело по статье «Умышленное причинение легкого вреда здоровью», и 15 апреля избившего Дашу подростка поместили в центр временного содержания, назначив в качестве меры пресечения обязательную явку. Затем Васю отправили в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.
«Сами понимаете, кого приходится защищать»
Первое слушание было назначено на среду, 20 ноября, в Советском районном суде Самары. На него пришли Даша с мамой, а еще педагог от центра «Семья» и адвокат подозреваемого. Юлия Мозжухина сообщила, что защитник подозреваемого связался с ней еще до заседания и старался ее напугать.
— Он говорил, что не надо сажать ребенка, что он выйдет и расправится с Дашей, напоминал, что у меня есть еще дети, девочки маленькие. Как будто адвокат не понимает, что если не наказать Васю, то он не остановится, он станет настоящим маньяком, — считает мама Даши.
Подозреваемого привезли к зданию суда в автозаке, в зал вели под конвоем. Короткостриженый угрюмый парень не смотрел по сторонам, только ненадолго задержал взгляд на Даше и ее маме, сидевших в ожидании приглашения в зал суда.
Корреспондент 63.RU попытался поговорить с адвокатом, но он от развернутого комментария отказался, лишь кратко описал свое видение ситуации.
— Парень интернатовский, неблагополучный, там проблемы в семье. Сами понимаете, кого приходится защищать, — сказал юрист.
В суд не явилась мать несовершеннолетнего подсудимого, поэтому закрытое заседание перенесли на 4 декабря.
Жизнь Дарьи после инцидента сильно изменилась. Теперь она не такая общительная, какой была раньше.
— Я теперь только с друзьями общаюсь и с теми, кто мне лично знаком, с кем я учусь в колледже. Теперь я не только вижу плохо, но и почти ничего не слышу одним ухом. И когда погода портится, чувствую себя не очень, потому что кости болят, по которым он меня бил, — рассказывает потерпевшая.
Юлия Мозжухина утверждает, что не имеет цели «посадить» обидчика дочери или получить материальную компенсацию (семья потерпевшей запросила миллион рублей):
— Всё на усмотрение судьи. Доверяю суду. Надеюсь, что накажут по закону, по справедливости, — говорит мама Дарьи. — Я всегда надеюсь на лучшее, и всегда говорила Даше, что в мире есть только добро, не предупреждала о таких подонках.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во »ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно