В четверг, 10 февраля, в Ленинском районном суде продолжили рассмотрение уголовного дела в отношении начальника полиции Самары Вячеслава Хомских. Его обвиняют в получении взяток от членов ОПГ «Законовские».
«Законовские», как предполагают силовики, начали свою деятельность в Самарской области в 1990-е годы. Группировка получила свое название в честь ее создателя и лидера Александра Законова. В сферу интересов группы, по мнению следователей, входили рынки, автомобильные стоянки, в 2000-х — компании ЖКХ и транспорта. После убийства Александра Законова лидером ОПГ стал его телохранитель и водитель Алексей Рыжов. В 2016 году Рыжов умер и во главе группы встал Сергей Гафуров. В 2018 году его осудили за нападение на самарского бизнесмена, но потом отпустили по УДО. Сергей Гафуров давал показания в суде по делу Дмитрия Сазонова и вскоре после этого умер. Мы подробно рассказывали историю «Законовских» в отдельном материале.
Начальник самарской полиции попал в поле зрения правоохранителей в конце ноября 2020 года. Уголовное дело возбудили по материалам управления ФСБ России по Самарской области, сотрудники которого уже не один год следят за «Законовскими» и их влиятельными покровителями.
По версии следствия, Вячеслав Хомских начал сотрудничать с ОПС в 2011 году, когда еще занимал должность заместителя начальника оперативно-разыскной части. Ему дали прозвище Хома.
— Первая встреча прошла в ресторане, расположенном в Кировском районе. На ней присутствовали лидеры «Законовских». Участники встречи договорились, что полицейскому будут платить по 150 тысяч рублей ежемесячно за то, что он ничего не будет делать, если члены ОПС или подконтрольные сообществу компании нарушат закон. Также ему передали ключи от автомобиля «Нива» стоимостью 300 тысяч рублей в качестве вознаграждения, — следует из версии самарских следователей.
Такое сотрудничество длилось до августа 2017 года. За это время Вячеслав Хомских не только поднялся по карьерной лестнице, но и, по оценке правоохранителей, за счет работы на «Законовских» заработал более 22 миллионов рублей.
Вячеслав Хомских родом из Челябинска. В органах внутренних дел служит с 1992 года, окончил Уфимский юридический институт МВД России по специальности «юриспруденция». Долгое время проработал в криминальной милиции УВД Омской области. В ГУ МВД России по Самарской области Вячеслава Хомских перевели в марте 2011 года. В январе 2012 года его назначили на должность заместителя начальника управления уголовного розыска главка, в марте 2015 года — начальником отдела МВД России по Красноярскому району, а в июне 2015 года — заместителем начальника УМВД России по Самаре.
— Сумма взятки при этом увеличилась со 150 до 400 тысяч рублей. И взамен уже полагалось не только его личное бездействие, но и способствование в силу своего должностного положения совершению незаконных действий в отношении участников ОПГ «Законовские» со стороны подчиненных ему лиц, — пояснили в СУ СКР по Самарской области.
Во время судебных процессов по избранию меры пресечения в отношении Вячеслава Хомских стало известно, кто выдал его силовикам. Источником оказался предполагаемый лидер «Законовских» Сергей Гафуров. Его показания зачитывали во время одного из заседаний:
— С Хомских я познакомился через Сергея Ашенбреннера. У бизнесмена же была дружеская связь с ним через родственника силовика по фамилии Бибин. На первой встрече Хомских сказал, что недоволен дорогами города и хотел бы ездить на своем автомобиле. Через некоторое время Рыжов приобрел в Тольятти белый автомобиль «Нива». Также в машине лежали документы и 150 тысяч рублей. Какое-то время спустя Ашенбреннер сказал: «Какого крутого "мусора" прикрутили!» Я понял, что он говорил про Хомских. Около полугода Хомских получал по 150 тысяч рублей ежемесячно. Затем силовик сообщил, что ему нужно с кем-то делиться, и сумму увеличили в два раза. Через полгода он предложил еще немного увеличить размер взятки — до 500 тысяч рублей, но затем ее урезали до 400 тысяч рублей.
Также из показаний свидетелей стало известно, что представители ОПС «Законовские» дали прозвище своему высокопоставленному покровителю. Вячеслава Хомских они называли Хома.
Однако проверить эти сведения проблематично, поскольку Сергей Гафуров умер в начале февраля 2020 года. Сам Хомских вину отрицает и заверяет, что ничего не получал от «Законовских», а «Нивы» у него даже не было. Этот вопрос и разбирали на заседании 10 февраля. И у свидетелей, которых опросили, ответы на него кардинально отличались.
Первым допросили заместителя начальника уголовного розыска отдела полиции № 6 Михаила Колесника. Он сказал, что у его бывшего начальника никогда не было такого автомобиля. А вот другой бывший подчиненный Хомских — Максим Кистанов — утверждал, что неоднократно видел силовика за рулем «Нивы». Однако показания этого свидетеля вызвали оживленные споры адвокатов и гособвинения. Дело в том, что экс-полицейский признался, в каких условиях проходило его общение со следователями.
— У меня было два допроса. На оба из них я приходил с похмелья. Поэтому плохо помню, о чем конкретно спрашивали, — пояснил Максим Кистанов.
Это обстоятельство показалось адвокатам достаточным, чтобы заподозрить свидетеля в оговоре. Они посчитали, что мужчине подсказывали, какие показания надо было давать против Хомских. Споры длились больше полутора часов. В итоге суд объявил перерыв.
Следующим в суде планируют опросить еще одного бывшего подчиненного Вячеслава Хомских — Рамиля Хвалева, который был заместителем начальника оперативно-разыскной части.