На Баныкинском кладбище Тольятти можно проводить экскурсии и рассказывать о том периоде истории города, которая гремела на всю Россию в лихие 90-е. О тех временах, когда «АвтоВАЗом» управляли бандиты, на улицах гремели взрывы и выстрелы и редкий день обходился без новости об очередных кровавых разборках.
Многие участники тех событий обрели вечный покой здесь. Их последние приюты поражают размахом и стоят в разы дороже квартир некоторых тольяттинцев.
Узнать о том, кто захоронен в самом центре Тольятти, какие истории скрыты за черным гранитом, нам помог криминальный журналист, редактор сайта TLTgorod Сергей Давыдов. В 1999 году он приехал в Тольятти, устроился работать в известную своими расследованиями газету «Тольяттинское обозрение», где специализировался на материалах о бандитских разборках и даже неоднократно лично встречался с героями своих публикаций.
Вместе с Сергеем мы прошлись про кладбищу на Баныкина.
Просто Дима
Кладбище начинается с так называемой Аллеи Героев, где похоронены известные архитекторы, писатели, инженеры, много сделавшие для Тольятти и его жителей. Стоит пройти пару метров вглубь, как по левой стороне виден большой памятник в виде двух гранитных плит, на которых изображен портрет и золотом высечено одно только имя — Дима.
Те, кто в теме (а в Тольятти в теме многие), хорошо знают, что здесь похоронен Дмитрий Рузляев, или Дима Большой — лидер известной Волговской (Рузляевской) группировки.
Дима — сын простой крановщицы — начинал свою деятельность у известного авторитета Напарника, потом он перешел Волговскую группировку и со временем ее возглавил. Бандиты контролировали игорный бизнес, торговали краденными на «АвтоВАЗе» запасными частями, потом — автомобилями, а позже прибрали к рукам автосервисы города. Волговская группировка быстро набирала обороты и богатела на глазах, но вскоре братки начали передел сфер влияния и принялись перебивать друг друга.
24 апреля 1998 года, несмотря на многочисленную охрану, Дима Большой погиб — его расстреляли сразу из трех точек вместе с водителем. В Рузляева вошли десять пуль, а на его водителе Андрее Воронине насчитали семь ран, в том числе три проникающих с повреждением внутренних органов. Их похоронили рядом, только памятник водителю поставили поскромнее.
Хотел заменить Большого
Вадим Старцев занимал в ОПГ не последнее место: был бригадиром, пользовался уважением братков и надеялся заменить погибшего Большого. Только вот не все хотели видеть его на троне. Кандидата устранили пулями в упор.
Сергей Черный
Недалеко тут же, на Аллее Героев, покоится другой браток — Сергей Бакунов с погонялом Черный. Он был бригадиром Димы Большого и пользовался его безграничным доверием. 27 июля 1997 года в самый разгар криминальной войны «девяносто девятую» Сергея Бакунова расстреляли в упор в дачном массиве «Приморский». Убитому было всего 32 года. Вместе с ним на тот свет отправились два его телохранителя.
Теневой финансист Димы
Андрей Мочалкин официально трудился президентом трех фирм: «Тендер интернейшнл», «Тендер безопасность» и «Бета плюс». Его считали теневым финансистом группировки Димы Рузляева. Братки ценили его за острый аналитический склад ума и способность проводить сложные финансовые операции. Он умело распоряжался общаком и выстраивал хитрые схемы, приносившие браткам баснословные доходы. В то время прибыль группировки исчислялась миллионами долларов в год.
Например, его авторству приписывают трюк с вывозом автомобилей с завода. Всё выглядело так: машина оформлялась как экспортная, но далеко не вывозилась, попадая с конвейера прямо в руки бандитов. Также Андрей изобретал возможности укрыться от налогов, чем экономил браткам большие суммы денег. А попутно успевал создать фирмы, помогающие отмыть преступный капитал. 13 марта 1997 года финансовый гений «рузляевцев» был застрелен. Братва в качестве памяти и благодарности поставила памятник с гравировкой в виде ручки и документа — символов делового человека.
— После этого пули врагов стали косить рузляевских бригадиров и бойцов практически беспрерывно. По оперативным данным милиции, только за несколько месяцев 1997 года погибло 17 членов ОПГ Рузляева, — рассказал Сергей Давыдов.
Семейный подряд Купеевых
Купеевская группировка знаменита не только в Тольятти. Создавал ее семейный клан — некогда судимый и отсидевший отец Владимир Купеев и два его сына — Валерий и Сергей (тоже ранее судимые). Самым «чистым» в купеевской криминальной плеяде был третий сын Гарри: он служил десантником, воевал в Афганистане, вернулся с медалями и орденом Красной Звезды. А потом тоже вошел в банду. Отец был разводящим, братья — «ядром» ОПГ.
Банда разрасталась стремительно: постепенно в ее составе оказались профессиональные спортсмены — гребцы, боксеры, — десятки известных авторитетов, некоторые депутаты городской и губернской Дум.
Зарабатывала группировка привычным для тольяттинских бандитов способом: промышляла рэкетом и отгружала автомобили с «АвтоВАЗа». Доходы ОПГ доходили до миллиардов долларов. Расти и крепнуть помогали связи и дипломатические таланты лидеров. Например, Купеевы заключили союз с братками из Волговской группировки и заручились поддержкой ее главаря Александра Маслова.
А в 1992 году в Тольятти началась первая рэкетирская война, которая затянулась на годы. Купеевых перестреляли: первым от руки киллера пал Сергей Купеев — его убили на глазах жены. 9 мая 1994 года застрелили Гарри Купеева в его собственной квартире вместе с другом. Отца семейства Владимира Купеева убили из пистолета у подъезда собственного дома. Единственный оставшийся в живых мужчина из семьи Купеевых — самый старший из братьев Валерий Купеев — уехал на постоянное место жительства в Германию.
Лидер Волговской группировки
Лидер Волговской группировки Александр Маслов пользовался огромным авторитетом в Тольятти. 13 ноября 1992 года Маслова расстреляли около дома на Молодежном бульваре. В день его похорон на кладбище съехались сотни людей. Среди них были бандиты и разного ранга чиновники.
Союз двух братьев
— Александр и Роман Юхненко — двоюродные братья Купеевых — тоже были офицерами. Роман был десантником, а Александр — вертолетчиком. Они взяли на себя управление Купеевской группировкой после смерти кузенов, — рассказал редактор сайта TLTgorod Сергей Давыдов.
К их заслугам причисляют попытку легализовать бандитский бизнес — они открыли организацию для афганцев и как общественные деятели получали хорошие льготы от государства, а заодно и возможность отмывать криминальные миллионы. Милиция относилась к ним благосклонно до тех пор, пока не стало известно, что в одном из гаражей Тольятти организован склад с боеприпасами.
Как только милиция приехала, увидела «пещеру Алладина»: помещение ломилось от ружей, гранат, гранатометов, были и топографические карты города с детальным изображением местности. Братьев задержали, отвезли в отделение, но позже отпустили — состава преступлений за ними не нашли. Дело было в 1995 году, а спустя 3 года, 13 апреля 1998 года, в помещение афганской организации ворвались киллеры в форме милиционеров. Они приказали всем присутствующим лечь на пол и расстреляли всех, кто в тот момент был. Под огнем погибли сами Юхненко, их бригадиры и «торпеды». Роману было 26 лет, а Александру — 28.
Фигура в бронзе и позолоте
Николай Рыбин служил при жизни братьям Юхненко и был расстрелян вместе с ними. Теперь его фигура отлита в бронзе, а сверху покрыта позолотой.
Застрелили в 19 лет
Алексей Свядощ фактически был ребенком — парню было всего 19 лет, когда его застрелили. Вслед за ним с разницей в несколько лет умерли отец и мать, на кладбище у семьи Свядощ внушительный мемориал из черного гранита.
Бригадиры Табачковы
Игорь и Дмитрий Табачковы были фигурами влиятельными в Волговской ОПГ и руководили «торпедами», то есть рядовыми бойцами группировки. Они были теми самыми бандитами, которые расхаживали по «АвтоВАЗу» в малиновых пиджаках и следили за отгрузкой автомобилей, сходящих с конвейера, и запчастей. Игоря называли Сиропчиком за открытый, юморной, легкий характер и способность договориться практически со всеми. Интересно, что официально он числился слесарем на одном из городских предприятий.
Его брат Дмитрий был совсем другим — хватким, немногословным и закрытым, о нём в принципе известно мало. Но, несмотря на такие разные натуры, судьба у них была одна — гибель от руки киллера. Только Игоря убили в 1995 году, а Дмитрия на два года позже — в 1997.
В Тольятти говорят, что гадать о причине смерти на Баныкинском кладбище большого смысла нет: видишь дорогой памятник — посмотри на год рождения и дату смерти. Если высечена середина 90-х или начало 2000-х годов, под плитой на 99% лежит жертва криминальных разборок.
Смотрящий за Тольятти — Филиппок
Игорь Филиппов по кличке Филиппок был трижды судим: за кражу, изнасилование и умышленное убийство. В 1997 году после очередной отсидки создал свою бригаду, которая придерживалась воровских традиций. В 2003 году по решению воровского сообщества назначен «смотрящим» в Тольятти, то есть его негласным хозяином. Характер у Филиппова был эмоциональный и несговорчивый. Достаточно сказать, что в зоне он был известен как Отрицалово — заключенный, который отказывается сотрудничать с администрацией. Хотя дружеские связи с авторитетами и ворами в законе у него были крепкие.
Дружба дружбой, а деньги — врозь: 21 апреля 2005 года он был расстрелян у кафе «Линда» на улице Ярославской Комсомольского района.