В понедельник, 18 января, в Самарском областном суде продолжилось слушание дела о похищении и убийстве самарского предпринимателя Владислава Исайчева в 2005 году. На скамье подсудимых — 57-летний Сергей Кузьмин. Следствие считает, что он был членом известной в Самаре организованной преступной группировки (ОПГ) «Законовские».
«Законовские», как предполагают силовики, начали свою деятельность в Самарской области в 1990-е годы. Сообщество получило свое название в честь его создателя и лидера Александра Законова. В сферу интересов группы, по мнению следователей, входили рынки, автомобильные стоянки, в 2000-х — компании ЖКХ и транспорта. После убийства Александра Законова лидером ОПГ стал его телохранитель и водитель Алексей Рыжов. В 2016 году Рыжов умер, и во главе группы встал Сергей Гафуров. В 2018 году его осудили за нападение на самарского бизнесмена. Но потом отпустили по УДО. Сергей Гафуров давал показания в суде по делу Дмитрия Сазонова и вскоре после этого умер. Мы подробно рассказывали историю «Законовских» в отдельном материале.
Владислав Исайчев был близким родственником основателя ОПГ «Законовские» Александра Законова. Сестра предполагаемого лидера была женой коммерсанта. Вместе с супругой они основали ООО «Андромеда», которое занималось в основном продажей одежды. Следователи считают, что предприниматель также входил в ОПГ и даже претендовал на место лидера после убийства Александра Законова.
Но в 2005 году Владислав Исайчев загадочным образом исчез. Его останки не могут найти до сих пор. Между тем в конце 2019 года к сотрудникам ФСБ обратился предполагаемый участник похищения коммерсанта Сергей Кузьмин. Он написал явку с повинной, где рассказал о своей роли в ОПГ и о возможных предпосылках к пропаже Исайчева.
— В составе группировки «Законовские» я отвечал за «грев» — гуманитарную помощь для граждан, которые отбывают наказание. В 2004 году, после убийства Законова, между Алексеем Рыжовым и Владиславом Исайчевым разгорелся конфликт. Последний хотел, чтобы через Кировский рынок проходил наркотрафик. Рыжов же с этим был не согласен, — зачитал во время судебного заседания показания Сергея Кузьмина гособвинитель Святослав Михайловский.
Во время предварительного следствия и на суде Кузьмин уточнил, что действительно был соучастником похищения бизнесмена. Однако свою вину в убийстве Исайчева он отрицает. Вот какую версию произошедшего представил он во время заседания:
— В декабре 2005 года мне позвонил Сергей Рыжов и попросил забрать Гуся (Исайчева) от гаишников. Они его остановили на посту по пути в Чапаевск, рядом с кафе «Рассвет», и мне нужно было ему помочь. Вместе со мной туда поехали еще двое — Борисов и Мозжелов, — начал свой рассказ Кузьмин.
По его словам, когда они подъехали к сотрудникам ДПС, то увидели, что Гусь находился на заднем сиденье своего Mercedes. Инспекторы осматривали автомобиль, когда к ним подошел Борисов. Как рассказал Кузьмин, ему нужно было «решить проблемы» с патрульными, а потом — отправить иномарку Исайчева на штрафстоянку в Новокуйбышевск. В это время Мозжелов и Кузьмин якобы вытащили Гуся из автомобиля и пересадили его в «десятку». После этого Кузьмин якобы позвонил Рыжову, чтобы уточнить, что нужно делать дальше.
— Он мне сказал, что надо поехать в другое место, там нас будут ждать. Исайчев попытался отобрать у меня телефон, он сам хотел поговорить с Алексеем, но его успокоили тычком в туловище, — рассказал подсудимый.
Как пояснил обвиняемый, в условленном месте мужчин уже ждали Андрей Петров (Петрик) и «лучший друг Законова» по прозвищу Дрема. Они приказали ехать за ними. По словам Кузьмина, в результате обе машины доехали до озера недалеко от Чапаевска.
— Исайчев вышел следом за мной из машины и начал о чем-то ругаться с Петриком. Я уже не слышал, о чём они говорили. В темноте было плохо видно, но вроде они и драться начали. Мне это не понравилось, я позвонил Рыжову, мол, что делать мне? Он ответил, что Дрема довезет меня до Самары. Что было дальше с Гусем, я не знаю, — добавил Кузьмин.
Как рассказал подсудимый, через несколько дней он получил от Рыжова 300 тысяч рублей. Тогда ему было непонятно, за что эти деньги, но и отказываться от них Кузьмин не стал. Только потом мужчина понял, что это было платой за его участие в похищении.
Следователи считают, что подсудимый также причастен к убийству коммерсанта. По их версии, он несколько раз ударил мужчину топором. Но по словам самого Кузьмина, он бизнесмена не убивал. Что происходило на озере после его отъезда, он не знает, и дальнейшая судьба Исайчева его не интересовала.
— Я никого ни о чем не расспрашивал. С Петриком, Можхеловым и остальными я перестал общаться. А через несколько месяцев Рыжов во время застолья начал хвастаться, что Исайчева убили, сожгли и утопили в озере. Водоем потом, когда сошел снег, вроде как по его приказу осушили, чтобы забрать и спрятать кости. Но до меня дошли слухи, что Гусь жив. Якобы он уехал в Таджикистан торговать наркотиками, — закончил подсудимый.
В конце заседания адвокаты Кузьмина выступили с прошением закрыть уголовное дело.
— С момента преступления прошло 15 лет. Уже истекли сроки давности. Поэтому мы настаиваем на прекращении уголовного преследования, — пояснил адвокат Элчин Мамедов.
Теперь в суде должна еще раз выступить вдова Владислава Исайчева Наталья Законова. На одном из первых заседаний она потребовала от предполагаемого похитителя и убийцы мужа миллион рублей.
В отношении остальных предполагаемых участников ОПГ могут возбудить уголовное дело по статье «Организация преступного сообщества и участие в нем». Материалы по «Законовским» много лет собирали самарские чекисты, затем документы передали следователям в Нижний Новгород. Уже оттуда в середине июля 2020 года дело передали на согласование в Генпрокуратуру России.