Они добывают улики со дна рек и из-под земли, они первыми приезжают на место преступления. Их работа почти всегда остается за кадром, но без нее нельзя раскрыть ни одно преступление. В День службы криминалистики, 19 октября, они делают исключение и раскрывают некоторые свои секреты. Мы побывали на одном из выездов с самарскими криминалистами и выяснили, зачем им грабли, коптер и радар.
В качестве испытательного полигона следователи выбрали закрытую территорию на берегу реки Самары.
Служба криминалистики была основана 19 октября 1954 года. В штат органов прокуратуры ввели должности прокуроров-криминалистов, так как именно в это время в СССР фиксировался катастрофический рост преступности, связанный с широкомасштабной амнистией 1953 года, когда на свободу вышли «воры в законе» и убийцы.
Сюда выезжаем на спецавтомобиле следственного комитета.
Первым делом на месте криминалисты огораживают территорию, на которой предстоит работать.
— Если у нас информация, что на определенном участке есть труп или захороненный склад оружия, который оставили преступники, мы ищем его с помощью георадара на значительной территории. Вплоть до футбольного поля. Это может занять от нескольких часов до нескольких недель в зависимости от объемов работы. Но пока мы не закончим, на эту территорию никому нельзя заходить, — рассказал руководитель отдела криминалистики СУ СК России по Самарской области Мгер Барсегян.
— Прибор надпочвенного подповерхностного зондирования «ОКО-2» с помощью геолокации анализирует грунт, ищет объект, который структурно отличается от исследуемой среды, например, от грунта, от земли. Сигнал специфичный, радиосигнал. То есть формы и параметры объекта аппаратура не даёт. Даёт изменение сигналов, радарограмму. Мы видим, если рисунок на экране резко изменяется, значит что-то там есть, что отличается от исследуемой среды. Глубина поиска — до 8 метров. Очень хороший сигнал дают предметы размером с человеческий череп, а вот монетку он вряд ли обнаружит, — добавляют криминалисты.
Если то, что нужно следствию, находится в воде, то применяют подводную камеру. Она может работать на глубине до 25 метров.
— Применять подводную камеру возможно только тогда, когда у нас есть информация, где именно сбросили орудие преступления. Если нам приходится искать на бо́льшей площади акватории, то мы применяем уже другую технику. И используем для поиска катера, — поясняет руководитель самарских криминалистов.
Сегодня «улов» следователей — пистолет со дна речного.
В распоряжении криминалистов есть и квадрокоптер. Он позволяет исследовать большие участки местности.
— Мы его используем, когда место происшествия представляет собой масштабную область и где его использование оправдано. Например, в Тольятти недавно произошел взрыв на заводе, погибли двое сварщиков. Область осколков была обширной, чтобы её исследовать, мы запускали квадрокоптер, — сообщил следователь-криминалист из Тольятти Антон Завгороднев.
Главные новости Самары в формате фото и видео в нашем Instagram.