Магазин низких цен, дискаунтер, склад, лабиринт и «нищемаркет». У сети «Светофор» есть немало синонимов, как лестных, так и не очень. 63.RU продолжает изучать самые дешевые сетевые магазины Самары, их ассортимент, а также отзывы покупателей. Ранее мы изучили «Чижик», а на этот раз, как вы поняли, мы решили отправиться в один из филиалов сети «Светофор». Читайте, что из этого вышло.
ТЦ, который закрывается и открывается
По данным из открытых источников, в Самаре целых 9 магазинов «Светофор». Самым близким к нам оказался филиал, расположенный на 16-м километре Московского шоссе, в ТЦ «Рента». Несколько лет назад помещения опечатывали по решению судебных приставов. Причиной стали нарушения правил пожарной безопасности. Правда, буквально на следующий день владельцы сорвали пломбы и продолжили работу. Но ненадолго. Больше скандалов с этим ТЦ не было.
Наш «главный герой» обзора находится даже не с лицевой стороны «Ренты», а сзади. По сути, это большое складское помещение. Со всеми вытекающими.
Посетители «Светофора» неоднократно замечали или полное отсутствие в нем мобильной связи, или слабый сигнал. Видимо, сказывается расположение магазина.
Долгое время других точек, где можно купить продукты, в этой части Московского шоссе не было. Но потом в соседнем ТЦ «Интермебель» появился еще один дискаунтер — «Победа».
За несколько лет существования «Светофор» в Самаре, да, впрочем, и по всей России, заработал славу лабиринта, в который лучше не заходить клаустрофобам. Из-за нагромождения коробок, палет и упаковок проходы здесь были очень узкими. В них не то что два человека не могли протиснуться, даже одному там порой бывало тесно. Это доставляло неудобства, причем не только покупателям. Иногда посетители замечали, что и сотрудникам магазина приходилось работать в стесненных условиях.
Но за годы работы ситуация поменялась. И на этот раз «Светофор» встретил относительно широкими проходами между нагромождений коробок.
А что продаем?
Как и в других «нищемаркетах», основной ассортимент «Светофора» составляют продукты первой необходимости: крупы, хлеб, мясо да консервы, которые не требуют особых условий хранения. Также здесь можно приобрести полуфабрикаты из мяса и рыбы, молочную продукцию, сладости, алкоголь и снеки. Но кроме этого, в «Светофоре» реально купить и другие товары: предметы гигиены, бытовую химию, наборы инструментов, мелочи для автомобилей, настольные лампы и так далее.
Торговый зал практически никак не разделен на зоны. На входе посетителей встречают непродовольственные товары, а уже спустя несколько шагов начинаются бакалейные ряды.
В противоположном от входа углу располагается морозильная комната, где находятся стойки с мясными полуфабрикатами, маслом, сыром и икрой и имитацией этих продуктов.
Раньше перед входом в холодильник висело объявление. Покупателей просили не заходить внутрь с тележками. Скорее всего, это было связано с небольшими проходами, в которых проще и легче двигаться одному, без дополнительных устройств. Но сейчас этого объявления уже нет. Видимо, владельцы сети пересмотрели политику. Или оно просто отклеилось.
Еще одним эхом недавнего прошлого можно считать несколько объявлений о социальной дистанции. Коронавирусные ограничения уже давным-давно сняли, а покупателей всё так же просят носить маски и соблюдать расстояние в 1,5–2 метра.
Перед входом в холодильную камеру находятся несколько ларей, где лежат продукты, нуждающиеся в заморозке. Здесь можно взять как товары на развес (рыба, мясо, птица), так и уже упакованные полуфабрикаты.
В основном в «Светофор» поставляют товары малоизвестных производителей. При этом своего бренда, как например у «Чижика», здесь нет.
Но кроме маленьких компаний-поставщиков и почти неизвестных наименований, можно увидеть известные марки. Например, сухарики «Кириешки», несколько брендов пива или товаров для дома и гигиены.
Естественно, не обошлось и без импортозамещения — удалось обнаружить газировку, подозрительно похожую на зарубежный аналог.
Или конфеты, которые, конечно, не поставят вашу работу на паузу и не подарят райское наслаждение, но что-то подозрительно напоминают.
В «Светофоре», как и в «Чижике», товары находятся в основном не на полках или стеллажах, а в транспортных упаковках. Причем раньше покупателям еще приходилось искать способ прорваться через слои пленки, чтобы достать, например, моющее средство. Сейчас же ситуация изменилась в лучшую сторону.
Тем не менее такой способ размещения товара, что называется «с колес», позволяет не завышать цены. Это один из методов экономии сети. Другие методы — практически полное отсутствие оформления торговых залов и витрин (корпоративный триколор «зеленый-желтый-красный» в расчет не берем) и расположение. В основном, «Светофоры» открывают на окраинах и в промзонах. Эти территории считаются непривлекательными для конкурентов. Вот как объяснял тактику сети нашим коллегам из Свердловской области руководитель местного филиала Виктор Городецкий:
— Цена складывается из четырех составляющих: себестоимости, наценки торговой марки (в которую входит реклама), платы магазинам «за вход» (чтобы тебе разрешили продавать свой товар в определенной сети, нужно выполнить ряд их условий), а также финальной наценки самого магазина. Так вот в «Светофоре» от промежуточных этапов избавились, за счет этого один и тот же сок в сетях будет стоить 99 рублей, а у нас около 40 рублей. Заработок идет только на обороте: чем дешевле продукция, тем больше покупателей и больше оборот.
К сожалению, у «коробочной» торговли есть один, но существенный минус. Как уже говорилось в обзоре «Чижика», нередко товары, выставленные на «витринах», могут оказаться в не самом привлекательном виде.
Помятые банки или раздавленные конфеты и печенье — это еще половина беды. Иногда ситуация обстоит еще печальнее.
— Несколько лет назад хотели купить в «Светофоре» печенье с начинкой. Раньше брали, и проблем с ним не было. Но в этот раз, пока стояли на кассе, заметили, что под пленкой прямо по выпечке ползет личинка, — рассказал один из покупателей.
Если же сравнивать цены в «нормальных» магазинах и «нищемаркетах», то «Светофор» окажется в выигрыше. Покупка здесь может оказаться хоть немного, но выгоднее, чем в больших сетях. Но качество же может разочаровать.
— Взяли наггетсы на пробу. Понятно, что за их стоимость вау-эффекта можно было не ожидать. Но то, что получилось в итоге, вовсе отбило аппетит. Под панировкой — тягучий фарш, даже не из мяса, а из костей, сои и кожи. Специй и красителей добавлять не стали. В итоге получилась серая масса, которую даже есть не хотелось, — поделился воспоминаниями другой самарец.
Тушенка или то, что скрывается под этим названием, стоит в пределах 150–200 рублей. Все зависит от мяса, которое использует производитель. По крайней мере, заявляет о его использовании. Здесь можно встретить консервированную свинину, говядину, оленину, баранину.
«Зашла сюда по пути»
В этот раз в «нищемаркет» мы решили зайти не в разгар рабочего дня, а в его начале. В 9:00 здесь, кроме нашего корреспондента и сотрудников, было несколько покупательниц-пенсионерок.
— Я сюда редко прихожу. Просто была в больнице и по пути сюда зашла. Здесь цены ниже, чем в других магазинах. О качестве не беспокоюсь. Покупаю, и вроде ничего пока. Покупаю всё, что надо, — объяснила жительница Самары Галина.
— Я здесь бываю редко, раз в год практически. Ну раз в квартал точно. Решила сегодня купить печенье себе, дочке и бабушке. Мне очень здесь нравится. Цена устраивает. А качество бывает разное. Как повезет. Иногда, бывает, купишь что-то, а это есть невозможно. А те товары, которые знаешь, берешь постоянно. Порадовало, что тут стало просторнее. Раньше, когда приходила, оставляла тележку на кассе, а сама шла за тем, что нужно. Сейчас же можно спокойнее пройти, без помех, — рассказала другая покупательница Ирина.
Обе женщины целенаправленно шли к коробкам с конкретными товарами. Но по пути они еще присматривали и другие продукты. Например, консервированные персики.
Кто дал «зеленый свет»?
История сети «Светофор» началась еще 15 лет назад. Первый магазин открылся в 2009 году в Красноярске. Конечными владельцами называют семью Шнайдеров: Валентину и ее сыновей — Сергея и Андрея. Бизнесмены не любят появляться на публике. Известно, что в 90-е они занимались дистрибуцией напитков, в том числе и алкогольных.
— Он [Сергей Шнайдер] очень закрытый человек, принципиальный противник лишних контактов, объединения с другими игроками рынка, лоббирования, взаимодействия с чиновниками, для него всё это — мишура, — рассказывал изданию The Bell (Минюст признал издание иностранным агентом) знакомый бизнесмена.
А как вы относитесь к «жестким» дискаунтерам?
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас, где удобно.