Появилась информация о результатах торгов по продаже части имущества бизнесмена Сергея Махлая, который проходит процедуру банкротства. С молотка пустили часть принадлежащих ему акций завода «Тольяттиазот». Причем покупателем стал «Уралхим», который не так давно получил контроль над предприятием после многолетних споров. Рассказываем подробности.
Сергей Махлай — сын известного в Тольятти промышленника Владимира Махлая. Родился в 1969 году в селе Губаха Пермской области. Отслужив в советской армии, устроился работать строителем, а в 1993 году окончил учебу в Тольяттинском политехническом институте и получил степень бакалавра по специальности «Машины и аппараты химического производства». В 1994 году уехал жить в США, где руководил компанией по продаже химоборудования. С 2011 года стал председателем совета директоров акционерного общества «Тольяттиазот». В 2018 году попал под следствие вместе со своим отцом Владимиром Махлаем. В июле 2019 года суд заочно приговорил отца и сына к девяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима за многомиллиардные хищения.
Борьба за миллиарды
«Тольяттиазот» выпускает минеральные удобрения и химическую продукцию, входит в число крупнейших производителей аммиака в мире. Владимир Махлай руководил заводом еще в советские годы, а после перестройки приватизировал его. В 2011 году бизнесмен передал предприятие своему сыну Сергею и покинул страну. А уже через 7 лет оба стали фигурантами уголовного дела о мошенничестве.
Финансы «Тольяттиазота» на конец 2020 года: баланс — 110,6 миллиарда рублей, выручка — 53,6 миллиарда рублей, чистая прибыль — 1,3 миллиарда рублей.
По данным следствия, акционеры ПАО «Тольяттиазот» вступили в сговор. В 2008–2011 годах они заключили с владельцами швейцарской компании соглашение на поставку удобрений. В итоге швейцарская сторона получила 5,5 тонны аммиака и 1,8 миллиона тонн карбамида. Эти удобрения продали по ценам мирового рынка. Доход в 85 миллиардов рублей, как считают правоохранители, присвоили участники махинации.
Помимо Владимира и Сергея Махлаев, в списке подсудимых оказались бывший генеральный директор ЗАО «Корпорация «Тольяттиазот»» Евгений Королёв и их иностранные партнеры Андреас Циви и Рупрехт Беат. На заседаниях они не присутствовали, так как находятся в федеральном розыске.
В октябре 2020 года Владимир Махлай фигурировал в рейтинге Forbes. Состояние бизнесмена оценивали тогда в 950 миллионов долларов.
Следователи выяснили, что Владимир Махлай и Евгений Королёв находятся на территории Великобритании, Сергей Махлай и Эндрю Циви — в США, Беата Рупрехт-Ведемайер — в Швейцарии. Иностранные государства отказали в экстрадиции.
Поэтому в 2019 году приговор вынесли заочно. Владимиру и Сергею Махлаям, а также Эндрю Циви назначили наказание в виде 9 лет лишения свободы (для каждого). Королёв и Рупрехт-Ведемайер получили сроки в 8,5 лет — каждый. При этом всем подсудимым назначили штрафы по 900 тысяч рублей.
Представители осужденных бизнесменов пытались оспорить приговор и заявляли о рейдерском захвате завода. Однако на исход дела это не повлияло.
Поступь «Уралхима»
Летом 2021 года АО «Объединенная Химическая Компания «Уралхим»» («ОХК «Уралхим») подало иск о банкротстве Сергея Махлая.
АО «Объединенная Химическая Компания «Уралхим» («ОХК «Уралхим») занимается производством аммиака и минеральных удобрений. В него входят заводы, расположенные в Березниках, Перми, Кирово-Чепецке, Воскресенке, а также несколько компаний, в том числе за рубежом. При этом по данным системы «Контур.Фокус», компания зарегистрирована в Москве. Генеральным директором значится — миллиардер Дмитрий Мазепин. Акционерами, по данным на 31 декабря 2015 года, являются компании Uralchem Holding P.L.C. («Уралхим Холдинг Пи.Эл.Си.») и Private Company Limited Ci-Chemical Invest Limited («Частная компания с ограниченной ответственностью Сиай-Кемикал Инвест Лимитед»). Им принадлежат 99,99% и 0,01% акций соответственно. «ОХК «Уралхим»» является миноритарным акционером «Тольяттиазота».
— Причиной стало наличие задолженности в размере 87,66 миллиарда рублей. В августе Сергея Махлая признали банкротом, — указано в материалах арбитража.
Бизнесмен пытался оспорить это решение, но суды отказали. А в ноябре–декабре 2021 года на «Тольяттиазоте» произошла смена руководства. В новый состав совета директоров вошли Андрей Ермизин, Сергей Момцемлидзе, Михаил Лопатин, Дмитрий Татьянин, Артур Карамашев. Председателем избрали Дмитрия Татьянина — директора завода «Уралхим» по правовым вопросам, генеральным директором — Анатолия Шаблинского, ранее возглавлявшего филиал «Уралхима» в Кирово-Чепецке. Также досрочно прекратили полномочия управляющей организации ПАО «ТОАЗ» — АО «Корпорация «Тольяттиазот».
Махлай без контроля и миллиардов
Как правило, чтобы расплатиться с долгами, всё имущество банкрота пускают на продажу. И одни торги — пожалуй, самые важные — уже прошли. Как сообщил конкурсный управляющий бизнесмена Олег Егерев, продано 39,7% акций, которые на счетах депо, открытых в «Тольяттихимбанке» компаниями Instantania Holdings LTD и Kamara LTD.
На счетах депо учитываются ценные бумаги, переданные кредитной организации ее клиентами для хранения и (или) учета, для осуществления доверительного управления, брокерских и иных операций.
— Победителем торгов признали АО «ХИМАКТИВИНВЕСТ». Компания предложила цену в 31,55 миллиарда рублей. Победитель торгов не является заинтересованным лицом по отношению к Сергею Махлаю, финансовому управляющему, кредиторам. Финансовый управляющий и Союз «Уральская саморегулируемая организация арбитражных управляющих» в капитале победителя торгов участие не принимают, — указано в сообщении Олега Егерева на сайте Федресурс.
Зато организация входит в структуру «Уралхима». Таким образом, у Сергея Махлая осталось чуть более 12% акций «Тольяттиазота», то есть контрольный пакет акций он потерял. При этом на продажу выставят и другие имущество бизнесмена — посмотрите полный список.
Согласно данным системы «Контур.Фокус», АО «ХИМАКТИВИНВЕСТ» зарегистрировано в Москве в 2018 году. В штате числится только один сотрудник. Финансы на конец 2020 года: баланс — 208 тысяч рублей (+131%), чистый убыток — 184 тысячи рублей, налоги и сборы в этот период компания не платила.