Для среднего и особенно малого бизнеса в Самарской области наступила черная полоса. Для посетителей практически закрыты рестораны, фитнес-центры, ТЦ и непродовольственные магазины (кроме аптек). Предприниматели готовятся выйти из него с серьезными убытками. В одном материале мы собрали мнения представителей сфер, которые вынужденно прекратили работу, и прогноз эксперта на развитие экономики после локдауна. Перспективы весьма печальны.
Локдаун в Самарской области ввели 25 октября из-за высоких показателей заболеваемости коронавирусом, а также из-за высокого процента заполненности коечного фонда, отведенного для COVID-пациентов. Постановление подписал губернатор Дмитрий Азаров — мы публиковали полный текст документа. Действовать локдаун будет до 7 ноября 2021 года включительно. В этот период запретили работать фитнес-клубам, бассейнам, салонам красоты, массажным и спа-салонам, театрам, музеям и другим учреждениям культуры Самарской области, так как они не являются предприятиями непрерывного цикла.
Рестораны, бары и фуд-корты работают только навынос. Школы досрочно ушли на осенние каникулы, в детских садах организуют дежурные группы.
Для прохода в ТЦ, в отдельно стоящие гипермаркеты, такие как «Лента», гипермаркет «Магнит», «Леруа Мерлен», «Ашан» и так далее, нужно предъявлять один из двух документов: QR-код или справку о перенесенном заболевании, а также паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Проверяют QR-коды и паспорта охранники торговых объектов. И это довольно сильно изменило ТЦ — посмотрите наш фоторепортаж.
«Никто не был готов к решению властей»
Режим нерабочих дней ударил в первую очередь по сфере обслуживания. В частности, власти решили, что жители региона вполне обойдутся без посещения ресторанов и кафе. А вот для самих работников этой сферы такой подход оказался сюрпризом.
— Локдаун стал для нас полной неожиданностью. Сначала было постановление президента на период с 30 октября до 7 ноября, а потом губернатор ввел нерабочие дни на неделю раньше. Мы понимаем, что это связано с критичной обстановкой по уровню заражения. Но практически никто оказался не готов к таким решениям властей. И это сильно осложнило ситуацию для многих сфер бизнеса, не у всех хватит запаса прочности. Но кто-то работает без него. Что касается нас, то, к сожалению, мы будем вынуждены кого-то сократить, кого-то отправить в отпуск. Для наших сотрудников локдаун — это определенные финансовые потери, — поделился с 63.RU своим мнением ресторатор, собственник сети «Три оленя» Станислав Горчаков.
Станислав и его коллеги ждут окончания периода нерабочих дней. При этом они готовы к тому, что после 8 ноября их бизнес не будет функционировать, как раньше.
— Да, мы будем работать по QR-кодам, и это мы понимаем. Но надеемся, что к Новому году посещаемость восстановится. Да, сейчас установили массовые ограничения. Да и люди сами себя ограничивают из-за страха заразиться. Но, может, после прививок будут смелее к посещению разных заведений, в том числе и ресторанов. Восстановление будет идти в несколько этапов, — отметил Станислав Горчаков.
По его прогнозам, полностью бизнес «придет в себя» летом.
«Почему бьюти-сферу снова зажимают?»
В числе «заложников» локдауна оказались и сотрудники сферы красоты. Они также находятся в вынужденном отпуске до 8 ноября. Публикуем на этот счет мнение владелицы сети салонов красоты «Рук не хватает» Валерии Володиной:
— Нерабочие дни серьезно скажутся на бизнесе, тем более на сфере красоты. Ведь у многих нет подушек безопасности. Что касается нас, в любом случае это убытки. Сотрудникам нужно что-то есть, платить ипотеки, кредиты, ведь послаблений никаких по выплатам людям не дают. А сейчас у нас нет возможности принимать клиентов — и приходится оставаться без прибыли.
Считаю, что введение нерабочих дней и закрытие организаций сферы красоты — мера совершенно неоправданная. У нас 100% привитых сотрудников, соблюдаются все антиковидные меры: в зале выставлен антисептик, на пол нанесена разметка, мастера работают в масках и перчатках. И маски действительно меняют каждые два часа и носят правильно, а не абы как. Администраторы следят, чтобы и клиенты надевали маски. Материалы стерилизуются, соблюдается дистанция. У нас нет толпы, как в транспорте или магазинах, работаем только по предварительной записи. Если сотрудник чувствует малейшее недомогание, то сразу уходит на неделю лечиться домой.
Что еще нужно сделать, чтобы бизнес существовал? ТЦ работают, а бьюти-сферу снова зажимают! Причем мы искренне не понимаем, почему какие-то кабинеты функционируют подпольно, а зарегистрированные салоны красоты вынуждены не работать.
«Выдавать кредиты на зарплаты — это не помощь малому бизнесу»
Не просто сейчас и владельцам магазинов одежды. Особенно тем, кто не торгует товарами первой необходимости. Среди таких оказалась и дизайнер, владелец студии по производству спортивной одежды Наталия Сапожникова.
— Магазин пришлось закрыть, так как товары не соответствуют перечню жизненно необходимых. Маски у нас есть в продаже, но этого недостаточно. В ассортименте должно быть более 30% подобной продукции, поэтому для магазина одежды нет смысла прикладывать усилия и вводить ассортимент. Я считаю, что меры борьбы с вирусом должны быть жесткие, но и бизнесу необходимо помогать. Выдавать кредиты на зарплату сотрудникам — это не помощь малому бизнесу. Это помощь отделу кредитования банков. Необходимо разработать более широкий комплекс помощи и мер, потому что жить нам в этой ситуации еще долго, — отметила Наталия Сапожникова.
Предприниматель уверена, что властям необходимо разработать более широкий комплекс мер помощи представителям малого бизнеса.
— Мой магазин полностью переходит на содержание из моего кармана. Конечно, это очень тяжело, так как оплату за аренду помещения никто не отменяет и послабления не делают. Мы перешли на дистанционный режим работы. Прибавляются расходы на доставку, так как покупателям важно получать эту услугу бесплатно. Пока это единственная возможность работы, — сказала Наталия.
Прогноз от эксперта: «Микропредприятия будут массово закрываться»
Прогнозы от экспертов на выход из локдауна не обнадеживают, особенно печальны перспективы для малого бизнеса. Свою точку зрения на этот счет высказал почетный президент Национального института профессиональных бухгалтеров, финансовых менеджеров и экономистов, профессор Дмитрий Яковенко.
— Прежде всего, вынужденные выходные ударят по малому и среднему бизнесу. Так было и в прошлом году. Среди пострадавших будут предприятия общепита, сервиса, транспортные компании (в том числе и муниципальные) и предприятия реального сектора экономики (где нет непрерывного производства). Также будут в значительной степени ликвидироваться микропредприятия, — считает эксперт.
Что касается мер борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции и их эффективности, Дмитрий Яковенко отметил следующее:
— Пока что известны только два способа борьбы с коронавирусом. Китайский сценарий — это обязательность ограничительных мер и прививок. В остальных же странах вакцинация на добровольной основе, локдауны периодически вводят. И в этом случае государство компенсирует или не компенсирует бизнесу потери. В России же борьба с коронавирусом осложнена определенной степенью коррупции. Я столкнулся с таким фактом, что в некоторых регионах (например, Москве или Северном Кавказе) люди покупают сертификаты о якобы сделанных прививках.
Не исключено, что в скором времени в Самарской области количество заложников вынужденного простоя возрастет — в регионе могут закрыть еще больше магазинов.