3 июня 2021 года на 80-м году жизни скончался бывший глава АВТОВАЗа Владимир Васильевич Каданников. Он возглавлял волжский автогигант в лихие 90-е, которые запомнились дефицитом продуктов и бандитскими разборками. Каким остался в памяти коллег Тольятти Владимир Каданников? Об этом читайте в нашем материале.
Владимир Каданников родился 3 сентября 1941-го в Нижнем Новгороде, в то время — городе Горький. В 1959 году он после средней школы поступил в Горьковский политехнический институт и одновременно стал учеником слесаря механосборочных работ на ГАЗе, где проработал до 1960 года.
В 1967-м переехал в Тольятти и поступил на должность заместителя начальника цеха крупной штамповки. До 1988 года Владимир Каданников трудился директором прессового производства, заместителем генерального директора по производству, первым заместителем гендиректора и, наконец, директором Научно-исследовательского центра «Волжского автомобильного завода» (НТЦ ВАЗа).
20 декабря 1988 года избран генеральным директором автогиганта. С 1993 по 1996 год возглавлял совет директоров ОАО «АВТОВАЗ». В 1994 году назначен генеральным директором, президентом ОАО «АВТОВАЗ», а в 1996 году назначен первым заместителем председателя Правительства Российской Федерации.
В этом же году вернулся на завод в качестве председателя совета директоров ОАО «АВТОВАЗ». В августе 2001 года избран председателем совета директоров совместного предприятия «GM-АВТОВАЗ».
В 2005 году произошла смена собственников, завод перешёл под управление Рособоронэкспорта, 27 октября Владимир Васильевич Каданников покинул пост председателя совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» с официальной формулировкой «в связи с уходом на пенсию».
С этого времени он жил в Москве и занимался банковской деятельностью. В 2002–2010 годах учредил банк ЗАО АКБ «Автомобильный банкирский дом» (ЗАО КБ «Лада-кредит»), а вплоть до 2017 года входил в члены совета директоров «Национального Торгового Банка».
Скончался 3 июня 2021-го. Одна из причин смерти — перенесенный коронавирус.
Ослушался Чубайса
Первый губернатор Самарской области Константин Титов познакомился с Владимиром Каданниковым в 1990 году и начал плотно общаться, когда возглавил администрацию Самарской области.
— Мы часто встречались, много говорили о развитии завода, поддержке коллектива, необходимости обучать заводчан работать на новом оборудовании. Как раз тогда в стране стартовала приватизация. Участь передачи в частные руки ждала и АВТОВАЗ. Анатолий Чубайс, как и многие члены правительства России, давили на Каданникова, буквально навязывали свою схему. Но у Владимира Васильевича на этот счет позиция была непреклонная. Он всегда говорил, что завод важно сохранить целым. В итоге всё прошло по плану дирекции ВАЗа, — вспоминает Константин Алексеевич.
Готовил к открытию завод «Мальборо»
Мало кто знает, что с легкой руки Владимира Каданникова в селе Хрящевка появилась первая в России сыроварня. Это было совместное детище завода и администрации Самарской области. Идея заключалась в том, чтобы на одной земле сварить сыр с нуля: вырастить корову, получить молоко, а потом превратить его в сыр.
— Самостоятельно фермер проект бы точно не вытянул. Поддержка завода — а это был беспроцентный кредит на развитие — помогла ферме выжить и встать на ноги. Со временем мини-завод превратился в гордость области. Как-то раз ее посетил Борис Ельцин, попробовал сыр и остался очень доволен (кстати, сыроварня работает до сих пор — это сыр «Николаевский», который продается в супермаркетах Самарской области. — Прим.ред.). А продавал сыр Каданников на заводе. Продукты помогли рабочим пережить голодные 90-е годы, когда в магазинах ничего не было.
Уже мало кто помнит, что Владимир Васильевич имел прямое отношение к запуску молочного завода Danone — помогли его связи и поддержка. Одной задумке, к сожалению, не суждено было сбыться. В Тольятти готовился к открытию табачный завод «Мальборо», все было практически готово, как тут рухнул курс рубля. В один день идея потеряла смысл, стала невыгодной.
В любом случае Самарская область пережила перестройку мягче других регионов. И здесь похлопотал Каданников. В регионе заработала такая схема: 5% со всех автомобилей ВАЗа, которые сходили с конвейера, отдавали на продажу предпринимателям. Это было примерно 30 000–32 000 машин. На прибыль бизнесмены покупали продовольствие и привозили его в магазины области. Голод нашим жителям не грозил, — рассказывает экс-губернатор Самарской области.
Спас «десятку»
— Лично меня всегда восхищало умение Владимира Каданникова руководить такой махиной, как автогигант. В то время я входил в совет директоров АВТОВАЗа и часто бывал на совещаниях. Владимир Каданников приходил подтянутый и подготовленный. Был в курсе всех деталей жизни завода. Думаю, что и сейчас бы Каданников дал фору многим топ-менеджерам. При этом он умел дружить и сохранял отличные отношения с руководством Тольятти, Самарской области, высшими чинами из правительства России. И дружил честно. Без намека на лицемерие и чинопочитание. А еще он с головой окунался в работу.
— На тот момент в Тольятти активно развивалось производство автокомпонентов, и это — полная заслуга Каданникова. Эта часть экономики сейчас городом, увы потеряна. Перед открытием «GM-АВТОВАЗ» мы с Владимиром Каданниковым поехали в Соединенные Штаты и посетили город Детройт. Там он изучил производство, постоял у станков, «сунул нос» во все процессы. А когда «GM» заработал, первая «Нива» (ВАЗ-2123) вот-вот должна была сойти с конвейера, работал в три смены вместе с заводчанами. Рискну предположить, что поэтому «Нива» получилась качественной, быстро стала популярной у людей. Точно так же он лично контролировал выпуск всех заводских моделей, к запуску которых был причастен: ВАЗ-2110 и «Лады-Калины». Кстати, именно он волевым решением спас «десятку» — настоял на отсрочке уплаты концерном налогов. Сэкономленных средств хватило на выпуск автомобиля, — вспоминает Константин Титов.
«"Распальцовка" — это не про него»
Руководитель общественной организации «Бизнес-клуб Тольятти», предприниматель Татьяна Жарикова вспоминает, что Владимир Каданников оставался открытым для общения, несмотря на высокий пост и известность.
— В сентябре 2004 года я отправилась в командировку на остров Сардиния. Меня пригласил крупный итальянский туроператор «протестировать» отели премиум-класса с сервисом для элиты. В один из дней этой поездки на пляже одного из отелей я услышала неподалеку русскую речь. Обернулась и с удивлением увидела Владимира Васильевича Каданникова с супругой. Вечером того же дня я столкнулась с ними еще раз в лобби-баре отеля. Мы поздоровались, и Владимир Васильевич очень удивился, когда я сказала, что мы земляки и я из Тольятти. Вот так, со случайной встречи в Италии завязалось наше общение, а потом и сотрудничество.
— Во время нашего знакомства в Италии меня поразило, насколько он простой и доступный в общении — улыбчивый, дружелюбный, без намека на «распальцовку». В тот момент я подумала, что это хороший шанс договориться с Владимиром Васильевичем о встрече уже дома по теме организации экскурсий на АВТОВАЗ. Набралась смелости и попросила контактный телефон для связи. Каданников подумал, а потом дал мне свой личный номер. Уже в Тольятти я рискнула, набрала его, и опять ждал приятный сюрприз: мне назначили встречу в «высотке», в кабинете президента АВТОВАЗа.
— Принял меня Каданников как истинный мужчина — галантно и гостеприимно. Запомнила очень дружелюбную атмосферу — он сразу расположил к себе. Мы поговорили о деле. Я сослалась на то, что промышленный туризм сейчас в большой моде и гости города — пассажиры круизных теплоходов и иностранцы — обязательно захотят посетить самый крупный завод в России по производству автомобилей.
Владимир Васильевич задавал много вопросов, сомневался в спросе на такой турпродукт, но в итоге я смогла его убедить. Он забрал папку с моими предложениями, обещал подумать, переговорить с Уткиным, который в тот момент был мэром города. Позже, весной 2005 года, состоялась открытая встреча в ТГУ стратегического Совета Тольятти, которую возглавлял Владимир Васильевич, где обсуждались и планы по развитию туризма в городе. Но запустить проект не вышло. К большому сожалению, Каданников через полгода ушел с завода, — говорит Татьяна Жарикова.
«Разделять позицию властей он не захотел»
На посту вице-премьера Каданников пробыл всего девять месяцев в 1996 году. И всё это время курировал российскую промышленность. Но его главным начинанием считают попытку развить систему грузовых автоперевозок. Это было смелое решение, учитывая, что грузы в те годы перевозили только по железной дороге. Но проект затормозился — железнодорожники свой кусок хлеба не отдали. В то же время Каданников покинул Белый дом и вернулся в Тольятти.
— Уход с поста вице-премьера России, на мой взгляд — очень мужественный поступок. Каданников отлично понимал, что творится внутри правительства и какие решения принимают в высоких кабинетах. Разделять позицию властей он не захотел — предпочел уйти. Сейчас многие вспоминают его работу в правительстве, альянс с Борисом Березовским, историю со сбором денег и несостоявшимся выпуском народного автомобиля АВВА. Но Каданников — фигура слишком мощная для мелких нападок. Уверен, что критика, нелицеприятные высказывания, которые сейчас появляются, со временем отлетят, как камни от крепкой скалы, — поделился своим мнением Константин Титов.
Редакции сайтов 63.RU и Tolyatty.ru благодарят за помощь в подготовке материала Константина Титова, Татьяну Жарикову, пресс-центр ОАО «АВТОВАЗ», ГБУ СО «Самарский областной государственный архив социально-политической истории».