Бренд «Самара — город-курорт» существует около 5 лет. Своими майками и толстовками 23-летняя Анна Райку покорила не только жителей области. 63.RU поговорил с дизайнером и узнал, как студенческий стартап с 60 футболками перерос в собственный бизнес.
Стартовый капитал — 60 футболок
Точной отсчёта для бренда «Самара — город-курорт» Анна считает первый фестиваль набережных «Волгафест», который прошёл в 2017 году.
— Во время учёбы в СамГТУ у меня уже был бренд одежды «Политех», и я её продавала. В какой-то момент у меня остались лишние футболки и толстовки. Но я опасалась, что если снова напечатаю что-то связанное с университетом, то не продам их, — рассказала Анна.
Тогда девушка решила создать новый бренд. Остатки одежды из «Политеха» и стали её стартовым капиталом.
Как раз в это время в Самаре организаторы «Волгафеста» искали участников для торговой площадки. И Анна вместе с мужем решили присоединиться.
— Логотип разрабатывали мы втроем — я, мой муж Виталий и дизайнер. Мы вдохновлялись уже существующим брендом «Запорожец». Нам тоже хотелось сделать что-то своё, аутентичное, для простых людей, — пояснила девушка.
«Запорожец» — бренд повседневной одежды и аксессуаров с ретро-принтами. Тематика рисунков отсылает как к советским плакатам, кинофильмам, афишам, пионерским лагерям и курортам, детским книгам, маркам, узорам и орнаментам, так и к старым компьютерным играм («Утиная охота»), первым ресторанам McDonald’s и автомобилю «Запорожец».
По словам Анны, над идеей для названия она думала недолго. Основной предпосылкой был приближающийся чемпионат мира по футболу 2018 года. Те изменения, которые происходили в городе за год до мундиаля, и открывающиеся перспективы и подтолкнули её назвать свою новую линейку одежды «Самара — город-курорт».
Первыми покупателями стали посетители «Волгафеста». По словам Анны, в первый день она вместе с мужем продала почти весь товар. Такого успеха молодые предприниматели не ожидали.
— Мы даже не рассчитывали что-то продать. Хотели просто провести время в приятной компании, потусоваться. Это предприятие мы замышляли для развлечения, опыта. Было мне всего тогда 19 лет, — признаётся Анна.
Год спустя они снова стали участниками торговой площадки, но на этот раз не от «Волгафеста», а от фестиваля «Куйбышев». В тот год маркет располагался недалеко от Струковского сада. Так вышло, что в это время в городе находился Дмитрий Азаров. Его пригласили на Фестиваль цветов, который проходил в Струковском саду, и так получилось, что он заглянул и на другое мероприятие.
— Каждый продавец хотел ему что-то оставить на память. Например, я подарила ему красную футболку. Завязался разговор, и Дмитрий Азаров говорит, что концепция «Самара — город-курорт» принадлежит ему. Он вынашивает её с 2011 года, — рассказала Анна. — А дальше он в шутку спрашивает, сколько стоит футболка. Я не растерялась и назвала цену — 1200 рублей. Не моргнув глазом, он протянул мне 1000 рублей и добавил, что как соавтору идеи ему можно сделать скидку 20%.
От «Города-курорта» к «Друзьям»
Анна считает основной идеей своего бренда объединение людей. По её мнению, у каждого человека есть связь с Самарой на подсознательном уровне и любовь к городу. При этом все они остаются уникальными.
Вторая задача — это своеобразный патриотизм через моду. Вещи этого бренда нельзя купить в больших магазинах, они делаются на заказ.
Сейчас Анна запускает новую линейку одежды. И в этом случае дизайнер рассчитывает снова продемонстрировать одновременно и уникальность, и единство людей.
— В этой коллекции можно в одном комплекте сочетать разные цвета. Например, оливковые шорты и свитшот цвета пудры. Или чёрные шорты с белым свитшотом. И всё это будет сочетаться. Мы не ставим рамок и не ограничиваем покупателей, — пояснила дизайнер.
Всего в новой коллекции три вида одежды: майки четырёх цветов (белые, синие, красные и васильковые), свитшоты и худи (черные, белые, бордовые, оливковые и цвета пудры). Вместе с этим дизайнеры запустили лимитированную серию одежды с логотипом, выполненным в стиле заставки сериала «Друзья». По мнению Анны, этот узнаваемый шрифт также показывает некое духовное родство самарцев.
Патриотическое настроение поддерживается и в процессе создания одежды. Ткань закупают у местных поставщиков и передают на самарские фабрики.
— У нас есть два вида ткани — 100-процентный хлопок и хлопок с добавлением эластана. Мы добавляем синтетику, чтобы одежда прослужила дольше. Не то чтобы майки из чистого хлопка порвутся через 2–3 месяца, но с эластаном их можно будет носить где-то 5–6 лет, — рассказала Анна.
Но на этом девушка останавливаться не планирует. В ближайшем будущем она хочет запустить серию тканевых сумок-авосек и панамок. Сейчас для этих товаров готовятся лекала и первые пробные экземпляры.
Кроме одежды в линейку «Самара — город-курорт» входит и сувенирная продукция: бутылки, блокноты, открытки и наклейки. Что-то бизнесвумен приобретает на оптовых кладах, где работают в основном с юридическими лицами, а полиграфию заказывают в типографиях.
Анна позиционирует свой бренд как одежду для людей, которые увлечены своим делом, активных и ярких. Конкретных половозрастных рамок для аудитории она не ставит.
«Партнёров подбираю интуитивно»
Поставщиков для своего бизнеса Анна подбирает методом проб и ошибок. Но есть и ещё один критерий, который помогает ей выбрать партнёра, — чутьё. Женская интуиция накладывается на предпринимательские задатки.
— Для меня важно найти общий язык с человеком. Если в первые 20–30 минут работы разговор не сложится, то я с ним работать не буду, — пояснила Анна.
Таким же интуитивным методом она и расширяет линейку существующих товаров. Девушка считает, что умеет чувствовать не только людей, но и тренды, и подгадывать время, когда нужно выпустить тот или иной продукт на рынок.
А вот с фабриками такой манёвр не срабатывает, с ними личные отношения построить не получится. Поэтому приходится рисковать и тратить такие ресурсы как деньги и время. Но только в этом случае из множества вариантов Анне удаётся подобрать нужный, который и становится «золотой жилой».
— Я лучше попробую 10 фабрик в разных концах Самары и найду подходящую, чем буду мучиться с одной, но рядом с домом, — объяснила свою точку зрения девушка.
Анна считает своё дело прибыльным. Прибыль строится из разницы между затратами на производство и ценой продажи товаров. Ещё один ресурс, который уходит в статью расходов, — время. Предпринимательница тратит его на обработку заказов через соцсети и их упаковку.
— Мне хочется сделать огромный пласт сувенирной продукции. Чтобы туристы, приезжая в Самару, не покупали банальный китайский магнитик, а имели в виду нас. Чтобы они уезжали и увозили с собой частичку нас, — рассказала Анна.
«Конкуренты дружат между собой»
Конкурентов на самарском рынке производства и продажи одежды Анна делит на две категории. В первую вошли такие же небольшие магазины и бренды.
— С этими ребятами мы общаемся, обмениваемся контактами поставщиков. Мы поддерживаем друг друга, объединяемся, кооперируемся, — пояснила дизайнер.
Во вторую категорию попали шоурумы и магазины покрупнее. Но и их Анна не считает прямыми конкурентами. Дело в позиционировании товара. Если главная цель магазина — продать именно одежду, то создатели бренда «Самара — город-курорт» торгуют сувенирами.
При этом Анна сравнивает подходы к бизнесу в Самаре и Москве. В столице аудитория огромная, и каждый производитель может найти своего клиента, а некоторые могут не заметить сходства или копирований. В Самаре же этот фокус не прокатит.
— Все друг друга знают. Большая деревня! Если кто-то за кем-то повторяет, то об этом узнают все, — объяснила Анна.