— Мы изначально хотели выделиться из обычного общепита и искали идею, с помощью которой это можно было сделать, — начинает свой рассказ молодой предприниматель. Какие преграды он встретил на своем пути? Чем пришлось пожертвовать ради своего дела? И как трансформировался бизнес с началом эпидемии коронавируса? Об этом — в свежем материале нашей рубрики «Маленький, но гордый бизнес».
Посмотрите наше интервью с Александром.
«Променял ночной клуб на выпечку»
Александр переехал в Самару из деревни и работал с другом Сергеем в одном из ночных клубов города. График и зарплата не радовали молодых людей, зато обстоятельства вдохновили на создание собственного дела. Тогда начался бум на открытие пекарен, и, судя по постоянному наплыву в них клиентов, идея показалась друзьям стоящей. Но хотелось добавить свою изюминку. Так пришла идея открыть кафе с чешской выпечкой — трдельниками.
Трдельник — традиционная чешская выпечка. Название происходит от слова «трдло». Это вертел из дерева, на который по спирали наматывается дрожжевое тесто. Затем обсыпается сахаром и корицей и выпекается на гриле или в печке в течение 8 минут. Трдельники могут быть с разными начинками.
— До трдельников мы занимались сетевым маркетингом и пиротехникой. Но оказалось, что в несезон это дело было неприбыльным. Захотелось придумать что-то серьезное. Идеи мы искали в интернете, случайно наткнулись на трдельники. Продукт выглядел красиво, у него была своя история, а самое главное — в Самаре подобного еще не было, — рассказал Александр.
Чешскую пекарню открыли осенью 2017 года на улице Ленинградской. Заведение планировали как мини-кафе, где можно посидеть, пообщаться, а заодно и вкусно поесть. Кроме трдельников тут подавали штрудели и кофе. Предпринимателям пришлось влезть в долги ради своего замысла. Спустя несколько месяцев бизнесмены поняли, что доход это дело приносит скромный, а почти все деньги уходят на очень дорогую аренду. Поэтому они решили поменять формат заведения и переехать в другое место. Александру пришлось продолжать одному, так как он видел в этой идее перспективу. А его партнер решил посвятить себя семье.
«Клиенты приезжали к нам со всего города»
Вторая попытка оказалась более успешной. Молодой предприниматель продал машину, чтобы вложиться в развитие бизнеса. Локацию Александр выбрал на улице Революционной, и она оказалась выигрышной, но не благодаря расположению, а из-за самой идеи.
— Клиенты приезжали с другого конца города. Помогали и друзья, которые приходили поддержать. В новом месте работал один 9 месяцев почти без выходных. Параллельно участвовал в различных ярмарках, после которых появлялись новые постоянные клиенты, — вспоминает монополист.
В один момент случилась судьбоносная встреча. В пекарню пришел мужчина, который побывал в Чехии и остался в восторге от их традиционного блюда. Позже выяснилось, что о существовании чешской выпечки в Самаре он не знал. Но ему так понравилось местное производство, что он решил предложить сотрудничество. Так появилась новая совместная локация на Ленинградской.
Позже, во время проведения одного из фудмаркетов, Александр познакомился с ребятами, которые предложили объединиться и открыть совместную точку недалеко от ТЦ «Скала». Саша подумал и решил перебраться в новое место.
«Мы зависим от проходящего потока»
Молодой предприниматель считает, что у бизнесмена должен быть миллион идей на будущее.
— Нельзя останавливаться на полпути, несмотря на трудности. Они будут всегда, даже если кажется, что все хорошо. Если бы в начале я всё бросил, трдельников не было бы вообще. Много раз их пытались открыть и до меня, но что-то не складывалось. Вдвоем было непросто, а одному еще сложнее. Очень важно быть заряженным на своё дело и результат. И никогда не стоять на месте, чтобы бизнес не прогорел, — говорит Александр.
Очередные испытания для молодого предпринимателя начались в феврале-марте 2020 года, когда до Самарской области добрался коронавирус.
Продажи сократились, но удалось остаться на плаву благодаря работе навынос:
— Мы изначально и работали навынос. У нас было две стационарные точки и одна мобильная — для выездных мероприятий. Стационарную на Московском шоссе пришлось закрыть. Во-первых, начали приходить счета за свет в два раза больше. Да и с арендатором не смогли на фоне сложного времени договориться о послаблениях. Мобильная точка перестала работать временно по очевидным причинам — массовые мероприятия запрещены. А у нас уже были запланированы несколько в городских ТЦ и на «ВолгаФесте». Кроме того, до пандемии мы планировали открыть еще и сезонные точки.
Неприятный сюрприз ждал молодого бизнесмена и от арендодателя на Ленинградской:
— Он поднял аренду на 2500 рублей. Так и хочется сказать: «Спасибо за поддержку».
Как и многие заведения общепита, с началом пандемии чешская пекарня начала работать и в формате доставки на дом.
По словам Александра, люди в целом стали экономнее, поэтому им пришлось расширить ассортимент. В пекарне начали продавать сэндвичи, хот-доги, которые по себестоимости и конечной цене дешевле, чем чешский деликатес.
— Мы посчитали перебором повышать цены в такое время. Спрос остался, можно сказать, прежний. Очень выручают постоянные покупатели, которые любят нашу продукцию, им не так важно, что творится вокруг и куда мы переедем. Это очень приятно. Но вместе с тем мы зависим от проходящего потока, а его сейчас нет в прежнем объеме. Примерные убытки и потеря прибыли за время режима самоизоляции составили около 400 тысяч рублей. Но если бы мы не съехали со второй точки, сумма была бы еще больше.
Однако Александр не отчаивается и строит планы на будущее:
— Мы ждем спад всей этой вирусной истории, подстроимся под новые реалии рынка. Самая главная задача для нас сейчас и в ближайшее время — дорабатывать систему доставки. Кроме того, хотим развивать кейтеринг и онлайн-продажи.