Пока работающие по найму жители Самарской области проводят дни дома в режиме всеобщей самоизоляции из-за угрозы распространения коронавируса, предприниматели подсчитывают убытки и прикидывают, как удержаться на плаву. Владелица кулинарной академии в Самаре Эллина Рубан рассказала 63.RU о том, что ждет малый и средний бизнес в ближайшее время, какие шаги могут спасти его представителей и когда у самарцев, по ее ощущениям, закончатся деньги.
«Компании перестали проводить корпоративы еще месяц назад»
— Сколько существует ваша кулинарная академия? И чем вы занимаетесь?
— Она существует 11 лет, готовлю я с 2009 года, до этого занималась кухнями. У нас были работающие кухни, на которых можно было готовить. И мы приглашали клиентов и дизайнеров на мастер-классы.
Сейчас мы проводим мастер-классы и готовим на заказ еду ресторанного уровня, которую не стыдно подать гостям на дне рождения или на корпоративном мероприятии. Заказы в основном поступают корпоративные, но есть и частные. Как-то девушка из Лондона просила меня накрыть на стол ее родителям, которые живут в Самаре, на день рождения.
— Насколько сильно у вас сократился поток клиентов в связи с режимом самоизоляции?
— Клиентов, конечно, стало меньше. Корпоративных заказчиков — на 100%. Коллективам же не разрешают сейчас собираться, им нечего отмечать. А что касается частных клиентов, то раньше они отмечали дни рождения в ресторанах или собирались дома большой компанией и заказывали еду, теперь же никто так не собирается. Нас сейчас настолько запугали коронавирусом. Я выхожу из дома с собакой и вижу, как люди буквально шарахаются друг от друга. Особенно, если идешь в маске, то считаешься вообще опасным человеком.
— Когда начался основной отток клиентов?
— Около месяца назад. В то время коронавирус до России еще не добрался в таких масштабах и свирепствовал в Италии, тогда заговорили о его летучести и о запрете собираться большими группами. Тогда же и стали отменять корпоративные мероприятия, где предполагалось больше 15 человек. Я начала вести мастер-классы в режиме онлайн. Но люди любят личные контакты, им надо общаться лично. И я их прекрасно понимаю. До введения режима самоизоляции всегда проводила мастер-классы с личными встречами. Всегда готовила вместе с клиентами.
«Лучшее сейчас — искать пути объединения с другими»
— Сколько человек у вас работает? Придется с кем-то проститься в связи с кризисом и спадом активности клиентов?
— Мне повезло, моя академия — это два человека. Я и моя помощница, которая получает оплату по факту. Вся остальная команда, в том числе и повара — на аутсорсинге и работают не только со мной. Для меня это очень удобно. Сейчас мне не нужно переживать, что я не выполняю обязательства перед своими сотрудниками.
— Как считаете, когда ситуация стабилизируется?
— На круги своя не вернется ничего. Во время любого кризиса больше всего страдает малый бизнес. И лучшее сейчас — это искать пути объединения с другими компаниями, представителями малого бизнеса, чтобы как-то выжить. Например, наш арендодатель не пошел на снижение арендной платы. Отчасти поэтому мы летом и переедем в другое помещение. И мы такие не единственные.
За месяц люди, конечно, не успели потратить все деньги, потому что сейчас средства уходят в основном на оплату коммунальных услуг, кредиты и еду. Рестораны, кинотеатры, фитнес-центры, магазины, где люди тратили средства, пока закрыты. И думаю, что в мае-июне у людей еще будут деньги, а вот что будет дальше, прогнозировать трудно, если учесть, что творится сейчас с нефтью и курсом валют.
По моим ощущениям, мелкий и средний бизнес встанет на ноги не раньше, чем через полтора года. По крайней мере так было после кризисов в 2013 и в 2008 годах. В 2013 году кризис мне был на руку: люди перестали ходить в рестораны, а у меня были адекватные цены на доставку еды. А вот в 2008 году у меня рухнул мебельный бизнес. Я занималась иностранными кухнями, которые в то время ушли с рынка, а рентабельность российских кухонь была очень низкой. Именно тогда и открыла кулинарную школу.