Немецкая компания Smeshariki GmbH, обладатель прав на мультсериал «Смешарики», направила более двух десятков исков к самарским и тольяттинским предпринимателям. Часть из них уже рассмотрена судом в пользу немецкой стороны. Заявитель требует привлечь региональные ИП к ответственности и штрафам за продажу продукции с изображением «смешариков». Компания утверждает, что это незаконное использование товарных знаков.
Индивидуальные предприниматели Самары и Тольятти начали получать уведомления о поданных к ним судебных исках от немецкой компании Smeshariki GmbH в начале декабря прошлого года. Львиная доля заявлений поступила в Арбитражный суд Самарской области в феврале 2013 года.
Smeshariki GmbH – обладатель прав на мультипликационный сериал «Смешарики» про героев-зверей из сказочного леса. Ее штаб-квартира находится в Мюнхене.
В исковых заявлениях компания через ООО «Авторский контроль» требует суд привлечь индивидуальных предпринимателей, работающих в Самаре и Тольятти к ответственности за незаконное использование принадлежащих ей товарных знаков, – изображений и названий героев мультсериала, в частности к каждому ИП компания прописала сумму компенсации, которую они должны заплатить. В среднем, сумма взысканий в каждом иске составляет от 20 до 60 тысяч рублей. Общая сумма требований по всем 25 искам составляет более 800 тысяч рублей.
Отметим, что претензии со стороны обладателя авторских прав на «Смешариков» обрушились не только на Самарскую область. Компания подавала и продолжает подавать аналогичные иски в арбитражные суды и в других городах России. В частности, по данным из открытых источников, более 25 исков были поданы в Красноярске. Здесь претензии также касаются незаконного использования образов «смешариков» и незаконного распространения видеозаписей мультика. В 2011 году 37 исков зарегистрировал Арбитражный суд Ярославской области, 11 исков от немецкой компании приняли в Арбитражном суде Ивановской области.
Кроме того, компании удалось отсудить 80 тысяч рублей у Кировского мебельного предприятия. Smeshariki GmbH доказала, что фабрика изготавливала диваны с изображением персонажей, схожих с героями мультфильма. Отметим, что изначально немецкая компания требовала от фабрики 1 млн рублей. Также она взыскала через суд средства с предпринимателя, который выпускал гольфы с изображением героев мультсериала. А сеть гипермаркетов «О’КЕЙ» была оштрафована на 2 млн рублей за реализацию носков со смешариками. Во всех городах владельцы авторских прав действуют по одному и тому же сценарию: делают контрольную закупку продукции, снимают процесс на камеру и отправляют в суд.
Что касается Самарского региона, то здесь незаконно использовало зарегистрированный товарный знак смешариков ИП Суховой И.И. «В магазине ответчика «Мальвина» в Тольятти был приобретен товар – футболки «Смешарики» в количестве двух штук, содержащие изображения, сходные с товарными знаками», – говорится в одном из исков.
Также в магазине «Парад одежды» в Самаре, принадлежащем ИП Семеновой О. Ю., был приобретен товар «Копилка «Смешарик». В ноябре прошлого года в магазине, принадлежащем ИП Пертовой И.В., была приобретена мягкая игрушка «Заяц «Смешар». У ИП Дериновой Л.А. в торговом павильоне «Игрушки» на 15-м рынке на кольцевой по ул. Ташкентской продавался набор с названием «Смешарики», состоящий из пяти игрушек, имитирующих персонажей анимационного сериала.
В настоящее время восемь из поданных исков на общую сумму 200 тысяч рублей уже удовлетворены. От трех исков компания отказалась. Остальные заявления назначены к рассмотрению в ближайшее время.
Напомним, что в этом году в Самаре аналогичная ситуация сложилась между сетью кафе «Елки-палки» и самарским рестораном с одноименным названием. Владельцы московских заведений требовали компенсацию в размере полумиллиона рублей за использование названия. Впрочем, не дожидаясь решения суда, владельцы самарских ресторанов уже зарегистрировали новое название «Хац Хаус».
По мнению экспертов, яростная защита правообладателями своих брендов связана с ужесточением авторского права. По оценкам ряда специалистов, в том числе это связано с вступлением страны в ВТО.
По словам директора КГ «Маркс Маркетинг и консалтинг» Романа Васильева, за последние несколько лет произошли изменения в законодательстве нашей страны, которые создали предпосылку для ужесточения требований по авторскому праву. «Впоследствии предпринимателям нужно быть более аккуратными в этом вопросе. На мой взгляд, подобные иски сейчас будут появляться периодически и войдут в привычную практику».
По словам адвоката коллегии адвокатов №1 Александра Шаронина, отстаивание авторских прав – сейчас общедоступная практика. «В этом случае можно подавать иски ко всем, кто что-либо говорит, пишет или рисует. Тогда не останется ничего, о чем можно было бы свободно говорить и писать без нарушения авторских прав. Я думаю, что все те иски, по которым суд вынес положительное решение, можно смело оспаривать в вышестоящей инстанции. Также странно, что иски предъявлены к тем, кто реализует товар, а не к тем, кто его произвел. Также интересно, как формировались суммы взысканий. Я считаю, что участившиеся иски относительно защиты авторских прав – просто лишняя возможность для компаний заработать».
- По словам руководителя коллекторского агентства «Бизнес Гарант» Алексея Филлимонова, проблема нарушения прав интеллектуальной собственности обострилась с развитием глобальных коммуникаций, максимальный вес среди которых приобрели компьютерные сети передачи данных. К настоящему времени сформировался распределённый теневой рынок объектов интеллектуальной собственности. При этом львиная доля нарушений приходится на объекты авторского права: литературные, аудиовизуальные произведения (музыка, песни, видеоклипы, фильмы), программы для ЭВМ и базы данных. Подобные нарушения неофициально принято называть «компьютерным пиратством».
- «По нашему мнению, покупателю, по большому счёту, не важно, кто продаёт ему продукт: производитель или «пират». Более того, отличить легально размноженный экземпляр произведения от идентичного ему контрафактного (особенно в электронной форме) в момент покупки практически не представляется возможным.
- Основная причина «приратства» это в десятки раз завышенная стоимость легальной продукции. Покупатель "пиратской" продукции просто не в состоянии легально её приобрести.
- Если бы не было разницы в стоимости легальной и «пиратской» продукции, проблема сразу же разрешилась, покупатели стали бы покупать только легальную продукцию, а «пиратам» стало бы не выгодно производить контрафакт. Но законодатель, считает иначе…
- Использование лишь запретительных и силовых мер защиты интеллектуальной собственности является стратегией, но не решением проблемы», - отметил эксперт.
По словам Алексея Филлимонова, согласно ст. 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
Согласно п. 1 ст. 1484 ГК РФ Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака.
Согласно п. 3. ст. 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
«Следовательно, компенсация за незаконное использование товарного знака может быть взыскана не только с продавца, но и с производителя. Другое дело, что продавца легче найти, поймать за руку, сделать контрольную закупку товаров. Производителем ситуация гораздо сложнее, так как выпуская контрафактный товар, он осознает всю полноту ответственности, как правило скрывает место нахождения производства, передает продавцу товар по поддельным документам, через курьеров. Поиск производителя трудоемок и порой невозможен, поэтому иски предъявляются к продавцам. Защита исключительных прав прописана в ст. 1252 ГК РФ”, - говорит эксперт.
По его словам, в настоящее время на территории РФ (согласно ст. 1540 ГК РФ) действует исключительное право на коммерческое обозначение, используемое для индивидуализации предприятия, находящегося на территории РФ. В пункте 2 ст. 1539 ГК РФ говорится, что недопустимо использовать коммерческое обозначение способом, который может ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу. Вполне очевидно, что недопустимо и несанкционированное использование чужого коммерческого обозначения, поскольку правообладатель предоставляет либо нет другим лицам право на его использование (п. 5 ст. 1539 ГК РФ). При этом законодатель предусматривает две формы передачи права: в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором аренды предприятия (ст. 656 ГК РФ) либо по договору коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ).
Таким образом, участники могут оформить правоотношения любым способом, не противоречащим закону. В том числе предусмотрев в соглашении право использования принадлежащих им коммерческих обозначений.
Крупные компании, федеральные сети вынуждены защищать свои права, так как вкладывают колоссальное средства в развитие, рекламу торговых марок, добиваются доверия покупателей, качеством продукции.
Мелкие компании не имея финансовой возможности на регистрацию товарной марки (товарного знака), рекламу, идут по пути наименьшего сопротивления используя чужие товарные знаки, тем самым нарушая их права.
Фото: Фото с сайта Мodanew2013.ru.com