Бизнес Александр Шостак, председатель территориальной организации профсоюза автопредпринимателей Самарской области: «Ни у одного бизнесмена нет гарантий, что завтра он будет присутствовать на рынке автоперевозок»

Александр Шостак, председатель территориальной организации профсоюза автопредпринимателей Самарской области: «Ни у одного бизнесмена нет гарантий, что завтра он будет присутствовать на рынке автоперевозок»

По примерным оценкам в сфере автопредпринимательства Тольятти работает около десяти тысяч человек. Из 25 транспортных компаний лишь одна муниципальная и одна является акционерным обществом, остальные – частные. Кроме того, пассажирскими перевозками занимаются 24 индивидуальных предпринимателя. Однако сейчас вся эта армия транспортников не уверена, что сможет остаться на рынке завтра: новые изменения законодательства предъявили слишком высокие требования и внесли в отрасль нестабильность. Для рядовых же горожан необходимость оснастить каждый автобус GPS навигатором, тахографом и застраховать гражданскую ответственность пока означает повышение проезда. Об этом и многом другом в интервью Тоlyatty.ru рассказал Александр Шостак.

– Территориальной организации профсоюза автопредпринимателей Самарской области уже 12 лет. С какой целью создавали профсоюз? Какой необходимостью было тогда продиктовано ее появление?

– Еще 13 лет назад автоперевозками в Тольятти фактически занимались только «авторитетные» товарищи. Однако, вскоре на рынок стали приходить прагматичные, образованные люди, чтобы делать бизнес. И им нужна была юридическая защита. Именно тогда решили зарегистрировать профсоюз, который бы отстаивал интересы работников и организаций транспортной сферы. Прошли длительный и сложный процесс регистрации – в министерстве юстиции, и вот уже более 12 лет работаем.

Изначально нужно было решать множество юридических вопросов. Дело в том, что лишь два года назад приняли устав автомобильного транспорта РФ, до этого же все пользовались уставом РСФСР. Закон о перевозочной деятельности отсутствует до сих пор – приходится руководствоваться нормативной базой 200-ого приказа минавтотранса СССР. Тогда, в советское время, было прописано все. На данный момент все размыто, что не запрещено – можно. И правила игры – законодательная база – меняются фактически каждые три–четыре года.

Многие считают, что пассажирские автоперевозки – сверхдоходный бизнес. На самом деле это не так. К тому же, ответственность здесь очень велика. Нормативные документы предписывают выполнять массу требований. Комплексные проверки проводят, когда хотят, несмотря на то, что федеральные власти декларируют: плановые проверки могут быть раз в три года. Самостоятельно коммерсантам сложно отстаивать свои права и интересы перед властью. И в этом им помогает наша общественная организация – это глашатай, проводник их идей.

– Сколько автопредпринимателей сейчас объединяет отделение профсоюза?

– В нашем профсоюзе состоят и юридические, и физические лица – всего около 450 человек. Хотя на рынке автопредпринимательства работает, думаю, не менее десяти тысяч человек. Это и автоперевозчики, и сотрудники станций техобслуживания, магазинов сопутствующих товаров и других организаций, которые обеспечивают работу пассажирского транспорта.

– Какие задачи, как вы считаете, профсоюзу удается выполнять наиболее успешно?

– Четыре года назад на пост руководителя департамента транспорта (ранее было управление транспорта) пришел адекватный человек – Геннадий Таранов. Он собрал хорошую команду и совместно мы смогли сделать многое. Главное достижение в том, что профсоюз инициировал заключение легитимных договоров с автопредпринимателями. Мы согласовали основные параметры этого документа с перевозчиками, чтобы были учтены их интересы. И сейчас все работают в правовом поле: имеются официальные договоры, условия которых обязаны выполнять все.

Кроме того в профсоюз поступает масса пожеланий от рабочих, водителей, технического персонала о материальной, технической помощи. Работники транспортной отрасли не уверены в своем завтрашнем дне. Многие опасаются, что в 2013 году мэрия проведет конкурс на обеспечение пассажирских перевозок в Тольятти и по его результатам некоторые предприятия, фирмы останутся без работы. Ни у кого нет гарантий, что завтра они будут присутствовать на этом рынке. При этом частные перевозчики обременены долговыми обязательствами перед банками и лизинговыми компаниям на два–три года вперед: муниципалитет, не затрачивая материальных средств, получил уже около пятисот новых комфортабельных автобусов марок «Ситроен», «Пежо», «Мерседес», «Форд»… Коммерсантам нужно их окупить, получить хоть какую–то прибыль. Стучимся сейчас во все двери. Но пока я даже не знаком с новым руководителем департамента транспорта.

– Проблемами «всех, кто за рулем» в Тольятти также занимаются объединение альтернативных автотранспортных предприятий и самарское региональное отделение межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов». Такое пересечение городу на пользу? Как людям понять, где именно им окажут лучшую помощь?

– Кроме того, что я председатель профсоюза, я еще на протяжении шести лет являюсь руководителем гильдии транспорта и членом правления торгово-промышленной палаты Тольятти – это позволяет нашему профсоюзу использовать ТПП как площадку для решения насущных проблем.

Две перечисленные вами структуры должны жить, если оказывают посильную помощь автоперевозчикам. И чем больше таких организаций – тем лучше. А дальше, возможно, мы объединимся. Потому что, так или иначе, при решении определенных проблем нам приходится сплачивать усилия. Например, в том же спорном вопросе с УФАС по Самарской области. Автоперевозчики подали иск на действия управления. Разбирательство было долгим, но в итоге арбитражный суд не углядел в наших действиях сговора по установлению единой цены проезда. В общем–то, во всех городах России эта цена одинакова и если бы создали прецедент, что она должна быть разной, УФАС мог инициировать суды по всей стране. И к муниципальным перевозчикам можно было бы предъявить претензии, что они должны установить дифференцированную стоимость проезда. По всем нормативным документам разная цена может быть только на пригородные перевозки, где стоимость проезда исчисляется в зависимости от километража. Мы попытались доказать, что сговора не было. УФАС обжаловал решение арбитражного суда и в этом вопросе точка еще не поставлена.

– Давайте вернемся к местному рынку автотранспортных пассажирских перевозок. Насколько сегодня его можно считать успешным в плане предпринимательской деятельности?

– Сейчас он очень затратный и существовать на нем тяжело: как и сказал, основанная масса перевозчиков обременена обязательствами перед банками и лизинговыми компаниями. И предприниматели продолжают обновлять подвижной состав.

В городе 25 юридических лиц в сфере транспорта, из них одно муниципальное предприятие – АТП–3, и одно акционерное общество – «Атовазтранс». На эти две организации приходится 381 единица подвижного состава. А общее количество автобусов, работающих в городе – 864. Из них коммерческих (принадлежащих ООО) – 487. Кроме того еще 24 индивидуальных предпринимателя владеют 840 автомобилями. Итого по ориентировочным данным в Тольятти 1230 автобусов. Сюда можно приплюсовать и пригородные автобусы, которые фактически работают в черте города – это так называемая трехсотая серия маршрутов. С ней уже на протяжении шести лет ведем борьбу. Фактически коммерсанты наложили свои маршруты на ранее существовавшие, лишь «завели» конечную остановку в село Приморский. И возят не сельского, а городского жителя. Договор заключили с министерством транспорта Самарской области. Пытаясь защитить в данном случае интересы городских перевозчиков, обращался в прокуратуру и к президенту РФ, в УФАС, но ответов не получил.

– Насколько вообще на рынке автотранспортных пассажирских перевозок города сложилась добросовестная конкуренция?

– На момент, когда муниципалитет заключил со всеми перевозчиками пятилетние договора, ввели мораторий на открытие новых маршрутов. Подразумевалось, что претенденты на работу по новым маршрутам уже должны будут пройти процедуру конкурсного отбора. Сейчас основная масса перевозчиков стремится работать в правовом поле. Но слишком часто меняются правила игры, причем так, что предпринимателям становится все тяжелее. Например, всех обязали устанавливать ГЛОНАСС. Хотя есть GPS, более дешевый и надежный. Тем не менее, уже процентов 70 транспортных средств тольяттинские бизнесмены оборудовали специальными устройствами, которые позволяют отследить, работает ли автобус по маршруту, выполняет ли график движения и скоростной режим.

Но кроме того, перевозчиков еще обязывают устанавливать тахограф – электронное устройство, записывающие параметры эксплуатации автомобиля и сменность режима работы водителей. Получается, что на каждую из 1230 машин нужно установить GPS навигатор (он стоит 8–12 тысяч рублей) и тахограф (не менее 20 тысяч рублей). Кроме того с 2013 года вступает в силу страхование гражданской ответственности перед пассажирами. Никто еще не может сказать, сколько эта страховка будет стоить. Еще не определились с пулом страховщиков. Но уже известно, что штрафы за отсутствие страховки немалые: на юридическое лицо от пятисот тысяч до миллиона рублей, на должностное – от сорока до пятидесяти тысяч. Представьте себе, какой должна быть стоимость проезда при всех этих затратах!

– Мэр Сергей Андреев заявлял, что муниципальные транспортные предприятия способны вернуть себе былые объемы пассажирских перевозок (в том числе за счет программы развития транспортной отрасли и концепции развития улично-дорожной сети) и составить реальную конкуренцию альтернативщикам. Как считаете, такая перспектива вероятна?

– Вероятна. Муниципальное предприятие – это ваше, мое, городское предприятие, оно субсидируется из местного бюджета. И хорошо, если оно будет работать на нас. В 2013 году муниципальные транспортные предприятия должны получить около ста новых автобусов (покупку делают на средства местного и федерального бюджетов). Можно будет списать какую-то часть морально устаревшего подвижного состава. Но, несмотря на большое пополнение, полностью заменить альтернативный транспорт муниципальный не сможет: он попросту не справится с пассажиропотоком. При этом, не нужно забывать, что «умирает» и тольяттинское троллейбусное управление (ТТУ): его подвижной состав безнадежно устарел и новый не закупается. Долги предприятия превышают 150 миллионов рублей – шансов выжить у ТТУ мало. Однако отказываться от электротранспорта нельзя: он более экологичен, и затратная часть на перевозку пассажира здесь значительно ниже, чем у автобусов.

По моему мнению, когда в 2014 году проведут конкурс на обеспечение пассажирских перевозок, субсидии на них должны получать не только муниципалы, но и другие перевозчики, обслуживающие жизненно необходимые, но затратные маршруты. Как, например, направление Федоровки.

– Во многих городах России уже давно нет «газелей». В Тольятти они до сих пор возят пассажиров. Намерены ли члены профсоюза продолжить замену подвижного состава на автобусы средней вместимости?

– Сейчас «газели» работают на коротких маршрутах. А все три района города пересекает уже обновленный подвижной состав: его вместимость позволяет делать нормальную сменность рейсов, машины выдерживают большой пробег между районами. «Газели» сами отойдут: это более затратный, менее рентабельный и менее прибыльный транспорт. Предпринимателям выгоднее покупать не «газели», а автобусы средней вместимости, и бизнесмены это делают.

– К подвижному составу также часто выдвигает претензии отдел ГИБДД по Тольятти: в рейсы выходят неисправные машины. Да и сами водители нередко нарушают правила перевозки пассажиров. Что предпринимается в плане обеспечения безопасности пассажирских перевозок?

– Действительно, не все думают о безопасности пассажиров. Но фактически даже новую «газель», сошедшую с конвейера нельзя эксплуатировать в пассажирских перевозках, потому что к такому транспорту совершенно другие требования. Нужны систематические плановые проверки автопредприятий – этого будет достаточно.

Но также проблема обеспечения безопасности перевозок – это еще и проблемы кадров. Уверен, в каждой фирме есть масса инструктажей и все водители их проходят. Но в погоне за рублем забывают, что у них за спиной сидят еще 16–18 человек. Это временщики, я не защищаю их и хотел бы, чтобы их стало как можно меньше.

– В этом году УФАС по Самарской области наказало многих тольяттинских перевозчиков миллионными штрафами за единовременное и единообразное повышение стоимости проезда. По-вашему, как в дальнейшем будет происходить ценообразование на этом рынке и какой может (или должна) быть стоимость проезда в Тольятти?

– Не буду прогнозировать, какой будет цена проезда. Но с начала следующего года она однозначно увеличится у всех перевозчиков. По уже озвученным мной причинам: на каждое транспортное средство нужно будет иметь страховку и тахограф. Уже пошла вверх цена на дизельное топливо, выросли затраты на жилищно–коммунальные услуги…

– Какими в целом видите перспективы рынка пассажирских автоперевозок Тольятти?

– Перспектив развития транспортной отрасли Тольятти не существует даже на бумаге – концепции нет. Что развивать? Нет и нормативной базы для развития. А ведь чтобы рынок был, нужны четкие правила игры абсолютно для всех предпринимателей.

Фото: Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
Забудьте про «фишки»! Журналист из Тольятти побывал в городской поликлинике и вышел в шоке — ему все понравилось
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
Россияне съездили в страну гор и вина — Армению — и почувствовали себя дома: плюсы и минусы отдыха
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления