Еще несколько лет назад участие в выставке было залогом успешного имиджа компании. Теперь же многие предпочитают продвигать товары и услуги в сети Интернет. Однако, по словам Дмитрия Жаринова, выставочная деятельность как способ позиционирования себя на рынке, никуда не денется. Более того, сейчас она активно меняется и получает новую актуальность. В частности, регионам не обойтись без выставок в условиях жесткой конкурентной борьбы за инвестиции.
– Дмитрий Николаевич, как развивалась выставочная деятельность в качестве способа позиционирования на рынке?
– Она существовала и в советское время: в областных центрах и крупных городах присутствовали выставочные компании. В Тольятти проходили лишь ярмарки, но в Самаре выставочный бизнес был хорошо представлен и там он имеет давнюю историю. В автограде ему порядка 15 лет. «Экспо-Тольятти» – первая компания, которая занялась этим бизнесом профессионально. Мы провели уже множество мероприятий: крупных, мелких, специализированных, социальных, политических и коммерческих. В число традиционных вошли всевозможные выставки-ярмарки: «Свет веры православной», модные салоны, «Дом. Коттедж. Мебель. Интерьер», «Тольяттинский автосалон». Появляются и культмассовые акции – стараемся диверсифицировать свою деятельность, чтобы привлечь к ней как можно больше людей.
– Какие организации сейчас представляют этот сегмент маркетинга?
– В нашем городе фактически два оператора – «Экспо-Тольятти» и «Автоград-Экспо», созданный «Тольяттистройзаказчиком». В Самаре также два крупных оператора: «Экспо-Волга» и RTE-Group. В принципе, рынок не сильно заполненный, но и его емкость невелика. Поэтому и среди четырех компаний области существует конкуренция.
– Действительно, в этом году две выставки одной тематики проходили одновременно…
– Да, одну православную выставку «Экспо-Волга» устраивала в «Теннис-центре», вторую – мы в «Олимпе». Теперь стараемся договариваться о времени мероприятий. Думаю, накладок больше не будет. Однако оставим место и для конкурентной борьбы.
– Все, что в остальном появляется в Тольятти – частные инициативы?
– Небольшие мероприятия, несомненно, делают различные фирмы, в том числе и заезжие – московские, казанские. Так, была презентация услуг по изучению английского языка за рубежом.
– В Тольятти нет своего выставочного комплекса. Насколько удачны имеющиеся площадки, и действительно ли есть необходимость в специализированном центре?
– Необходимость есть. Большому городу с населением свыше 700 тысяч человек нужен свой выставочный комплекс. Сейчас экспозиции проходят в УСК «Олимп» и «Теннис-центре». «Олимп» – универсальный спортивный объект, и это налагает огромное количество ограничений на выставочную деятельность. Соревнования, матчи мешают дискутировать на выставках-форумах. Специальное покрытие полов, приспособленное для игр в гандбол, приходится закрывать коврами или настилами, что тоже создает определенные сложности. Некоторые мероприятия в УСК «Олимп» и вовсе запрещено проводить законом. Допустим, туда нельзя пригласить Хеннесси и выставить дорогие сорта алкогольных напитков. «Теннис-центр» имеет те же ограничения. Поэтому универсальный выставочный комплекс, конечно же, нужен городу. Пока его нет – не проводятся мероприятия, а не проводятся мероприятия – нет рынка для появления комплекса. Все взаимосвязано. Скорее всего, первым должен появиться стационарный объект. Есть много идей по поводу его создания, но в принципе он может возникнуть лишь тремя путями: как частная инициатива, как частно-государственное партнерство, и как государственная или муниципальная инициатива. У «Экспо-Тольятти» была попытка построить свой выставочный центр, нам даже выделили землю, но в итоге компания в одиночку не потянула проект. Городские власти понимают необходимость выставочного комплекса, но это сложный капиталоемкий проект с длительной окупаемостью – реализовать его непросто. Областные власти тоже выдвигают идеи решения вопроса, например, возведение комплекса между Тольятти и Самарой, который можно было бы использовать обоюдно. Но на сегодня это дискуссия, потому что простого решения проблемы нет.
Лучшим местом для выставок в области остается «Олимп». Его площадь около шести тысяч квадратных метров, но комплекс «Экспо-Волги» и того меньше – чуть больше трех тысяч «квадратов». То есть отсутствие хорошего выставочного центра – и проблема Самары. Это сдерживает развитие в регионе выставочно-презентационного вида деятельности и наша губерния в нем проигрывает. Хотя, его значение увеличивается: растет конкуренция на рынке и между регионами и городами за инвестиции.
– Считаете, если бы выставочный комплекс появился, он бы простимулировал развитие различных индустрий?
– Например, скоростная дорога между Тольятти и Самарой сама по себе ничего не стимулирует. Но опосредованно она влияет на способность людей быстрее передвигаться между двумя центрами, что активизирует культурные, социальные и бизнес-процессы. Так и здесь: появилась бы инфраструктура, способствующая развитию области и ее городов.
– «Экспо-Тольятти» работает с 1996 года – уже сложился свой календарь выставок. Какие из них наиболее популярны у посетителей и компаний?
– Есть традиционные мероприятия, они делятся на два направления: специализированные выставки и выставки ярмарочного характера. Последние популярны: публика ходит на весенние и осенние салоны, на православную выставку (проводим ее в том числе в Сызрани и хотим запустить в других регионах). Специализированные мероприятия носят узкий, отраслевой характер: «Автопром. Автокомпоненты», «Образование. Развитие. Карьера», «Дом. Коттедж. Мебель. Интерьер». Последняя выставка привлекает и простых граждан-посетителей (кого-то интересуют строительные материалы, кого-то элементы отделки, дачное оборудование), но в большей степени она ориентирована на специалистов. «Автопром» и вовсе рассчитан только на профессионалов – посетителей и участников, как правило, меньше, но они требуют другого внимания: у них проходят круглые столы, презентации. В декабре устраиваем форум «Тольятти. Город будущего», тоже специализированный. Но поскольку будем говорить на нем о перспективах автограда, то, несомненно, участие в нем граждан приветствуется и для них это мероприятие должно быть так же интересно, как для профи.
Вообще, интерес к той или иной выставке зависит от сезона и экономической ситуации в городе. В один год высок интерес к строительству, в другой – к автопрому или образованию. Выставка отражает два процесса: степень нашего профессионального подхода к ее организации и собственно интерес общества. Мы можем сделать экспозицию очень профессионально, привезти на нее умнейших людей, но им не перед кем будет выступать, потому что для города заявленная тема окажется неактуальна.
– Почему в Тольятти не развились более узкие выставочные проекты, как, например, экспозиции в сфере стоматологии, энергетики, туризма?
– Наш отработанный календарь выставок вызван хорошим пониманием рынка и того, что нужно городу. Самара все-таки областной центр и там можно провести выставку и по сельскому хозяйству, и по автомобильной промышленности – эти отрасли представлены в губернии. Тольятти, не будучи областным центром, не может претендовать на организацию ни сельскохозяйственной, ни нефтяной, ни аэрокосмической экспозиции. Но нам есть куда развиваться, и мы будем это делать. Например, вижу в городе интерес к теме здоровья. И мы рассматриваем вопрос организации универсальной выставки продукции и услуг медицинских и оздоровительных центров. На узконаправленную выставку, посвященную, скажем, лишь стоматологии, не соберем широкую публику.
Вообще, самые лучшие выставки те, к которым есть смешанный интерес: и специалистов, и обычных горожан. На таких мероприятиях больше всего посетителей.
– В декабре 2012 года вы впервые устраиваете выставку-форум «Тольятти. Город будущего». Тема не новая: ее поднимал благотворительный фонд Тольятти, ТГУ. Что вы хотите сказать своим мероприятием?
– Намерены сделать его в другом ключе. Во-первых, это не только наша идея. Организатором выступает мэрия, соорганизаторы – «Экспо-Тольятти», «Жигулевская долина» и ОЭЗ. Это будет не узкопрофессиональный междусобойчик, а городское событие, совмещающее и выставку (которая всегда носит элементы праздника), и площадку для общения специалистов (будут работать четыре конференц-зала). Концепция простая: показать достижения и перспективы города, то, чем он интересен для инвесторов. А также представить самих инвесторов. Ожидаем большое количество посещений – это открытое мероприятие. Уже сейчас оно вызывает интерес: нам звонят потенциальные участники – компании, коллективы.
– И кто же может претендовать на звание компании будущего?
– Как раз это и обсудим на форуме. Тольятти город своеобразный: мы в первую очередь смотрим на производственные компании. К остальным, которые пусть даже транслируют свой опыт на всю страну, относимся скептически. Но и многие производственные предприятия у нас развиваются и имеют амбициозные планы: АВТОВАЗ, Куйбышевазот, «Тольяттисинтез». Есть и постиндустриальные виды бизнеса, успешные учебные заведения, крупные торговые фирмы.
В конференц-залах обсудим широкий спектр проблем, связанных с городским развитием. На пленарном заседании выступят руководители областные, городские и директора крупных предприятий. Поднимем тему инвестиционной привлекательности Тольятти и того, что вообще делается для конкурентоспособности города в борьбе за инвестиции. Поговорим и о теориях развития городов. Будет много местных специалистов, а также приглашенные эксперты из Москвы, Питера. Хотим, чтобы в следующем году форум состоялся уже как традиционный.
– Будут ли еще новые проекты?
– Как и сказал, рассматриваем возможность организации в следующем году выставки, посвященной здоровью. В 2014 году вероятно появление социально-культурного проекта – фестиваля культур. Поволжье – это смешение народов и религий, и это мы и хотели бы представить.
В Тольятти вообще востребованы массовые мероприятия, но мы проводим их нечасто – два-три раза в год. Это большие шоу, собирающие множество людей. Например, устраивали фестиваль активного отдыха Next. У горожан он имел огромный успех, но коммерциализировать такое мероприятие не просто. Его стоимость – 2,5-3 миллиона рублей.
В целом, хорошо, когда в год появляется один-два новых проекта. Больше – это распыление сил и риски.
– Предприниматели все чаще сетуют, что вложения в выставки не дают прежнего экономического эффекта. Многие предпочитают продвигать товары и услуги в сети Интернет. Насколько сейчас востребованы выставки и какой «выхлоп» они дают?
– Конечно, Интернет последнее время – самый мощный ресурс продвижения товаров и услуг. Но выставочный механизм все равно актуален, потому что он позволяет «пощупать», посмотреть, поговорить вживую. К тому же, мы уходим от чистой выставки – теперь она сопряжена с конференцией, дискуссией, где есть возможность обсудить проблему, поговорить о своем продукте, сделать его презентацию для заинтересованных специалистов. И это большой плюс выставочной деятельности. Падение интереса больше наблюдается к профессиональным выставкам. Например, снизилась популярность «Автопрома». Но это вызвано объективными причинами: АВТОВАЗ кардинально изменил отношения с поставщиками, теперь в большинстве своем это компании из других областей и стран. И завод не заинтересован в контактах с местными фирмами. Изменилась внешняя среда и ряд традиционных участников «Автопрома» просто выпали из рынка, ряд новых – турецкие или корейские компании – еще не готовы приехать в Тольятти. Но ситуация уже преобразовывается: интерес проявляют итальянцы, китайцы.
– На сайте «Экспо-Тольятти» говорится, что выставки – индикатор бизнеса и вы всегда держите руку на его пульсе. Поделитесь, какой этот пульс сейчас, чем характеризуется бизнес-активность в городе?
– Хотелось бы быть позитивным, но должен высказать опасения. Кризисные моменты, проявившиеся в городе в 2009 году, к сожалению, дают о себе знать до сих пор. Да, возникают новые предпринимательские инициативы и у них есть перспективы. Но все-таки в бизнесе наблюдается затишье и выставочная деятельность это подтверждает. Готовя новый проект, опрашиваем участников определенного сегмента рынка – многие переживают застой или падение. Если рассматривать узкоспециализированные рынки, там ситуация медленно выправляется и я бы проявил сдержанный оптимизм, говоря, что она улучшается.
– Как в целом видите перспективы выставочного бизнеса в Тольятти?
– Раньше выставка носила информативный характер: в ней участвовали, чтобы показать себя. Сейчас это можно сделать в Интернет и информативная часть в выставках сокращается. Растет пиарная – заявление себя как крупного игрока на местном рынке. Растет и потребительская сторона – огромное количество выставок не–ярмарок превращаются в том числе в место продаж. Растет развлекательный элемент, который позволяет привлечь большее количество людей.
Самым серьезным риском для развития выставочной деятельности в регионах остается Москва. После 90-х она стала единственным местом, куда все ездили смотреть новые продукты и услуги, и сейчас продолжают делать это по привычке. Но времена меняются: региональный, локальный аспекты становятся сильнее. Однако в их укреплении свою роль необходимо сыграть местным властям: они должны развивать собственные проекты, тем самым забирая их у Москвы. Ведь просто неразумно летать в столицу, чтобы посмотреть, например, ульяновский продукт. Уверен, это исправят со временем.
Фото: Фото из личного архива Дмитрия Жаринова