В Тольятти насчитывается более 50 управляющих компаний. Число ТСЖ, самостоятельно решающих вопросы жизнедеятельности дома, близко к сотни. Компаний, доля участия в которых принадлежит муниципалитету, – единицы. По словам Романа Данилова, так активно частная инициатива в сфере ЖКХ вряд ли реализовалась в каком-либо другом городе России. Однако сейчас снова наметилась тенденция к монополизации отрасли: законодатели ограничили вход в нее после волны «коммунальных» мошенничеств. Да и собственники жилья, наученные горьким опытом, стремятся выбирать проверенные компании. О первых шагах предпринимателей в ЖКХ и их нынешних перспективах Роман Данилов рассказал в интервью Тоlyatty.ru.
– Ваша компания, насколько понимаю, не совсем обычная. Ведь выросла она не из муниципального учреждения, а появилась как предпринимательская инициатива. Расскажите, когда и как вы пришли в этот бизнес?
– Я начинал работать в банковской сфере в другом городе. Когда вернулся в Тольятти, найти здесь работу по специальности было непросто. В 1999 году удалось устроиться в департамент ЖКХ экономистом – так оказался в этой сфере и начал в нее вникать. Тогда она была очень консервативна, не принимала ничего нового, и никто не мог подумать, что здесь можно делать бизнес. Конкуренцию начал развивать мэр Сергей Жилкин: с его подачи стали развиваться территориальные органы самоуправления и создаваться первые ТСЖ. В то время вновь построенные дома было сложно сдать в эксплуатацию. Старые ЖЭКи не изъявляли особого желания принимать их на обслуживание. В Тольятти стали образовываться первые ТСЖ для управления домами, которые неизбежно сталкивались с трудностями непростого «ремесла». ТСЖ было создано и в моем доме, который вскоре «зарос» мусором: никто не хотел и не мог управлять многоэтажкой на сотни квартир. На одном из собраний собственников я предложил себя в качестве председателя ТСЖ. Жители дома мне поверили и так начались мои первые шаги в хозяйственной деятельности. Мы навели порядок на доме, а затем к нам захотел присоединиться второй дом, потом третий. Это побудило к созданию в 2002 году компании «Жилстройэксплуатация», которая стала управлять многоквартирными домами. Так как мы стали одними из первых, кто предложил альтернативу МУПам и ЖЭКам, к нам стали активно присоединяться другие «брошенные» ТСЖ.
В 2003–2005 годах предприниматели стали заполнять новую нишу, конкуренция в сфере ЖКХ активно развивалась, многие увидели, что на этом деле можно зарабатывать. Но мы, как «продуманные» студенты, первые годы «работали на зачетку», то есть завоевывали репутацию на рынке, чтобы потом эта зачетка стала работать на нас. Сейчас мы обслуживаем 44 объекта, которые выбрали нашу управляющую компанию (УК) исключительно самостоятельно, а компании в этом году исполнилось уже десять лет.
В бизнесе с самого начала рядом со мной шел и продолжает идти мой отец. Основы ответственности, трудолюбия и добропорядочности, которые мы реализовали в совместном деле, были заложены в семье. Поэтому я с гордостью называю свою компанию семейным бизнесом.
– Считаете, это повлияло на ее успешность?
– Семейный бизнес в любой сфере экономики очень эффективен, если он создается порядочными людьми. Это гарантия ответственности и взаимное доверие. Например, если я куда-то уезжаю и оставляю компанию, то уверен: все будет хорошо. Мы работаем достаточно долго и на сегодня главное для нас – это сохранить свое имя, которым мы очень дорожим. Сейчас много политики в ЖКХ. На всех уровнях идет травля коммунальщиков, во всех проблемах винят УК. Честному бизнесу в этой ситуации выживать тяжело. Однако мы никогда никого не обманули и намерены продолжать работать честно и прозрачно. На мой взгляд, мы выполняем сложную и полезную работу, за которую не стыдно получать деньги. Это позиция семейного бизнеса.
– Действительно, отрасль ЖКХ в России традиционно проблемная и конфликтная. Почему все-таки сделали выбор в ее пользу?
– Как я уже сказал, я попал в ЖКХ случайно, но уйти отсюда уже считаю невозможным. Ведь мы взаимодействуем более чем с десятью тысячами клиентов, а в компании работает более 300 человек – это наш коллектив и наши обязательства! Сейчас я не жалею, что оказался в этой отрасли. Здесь очень сложно честно зарабатывать деньги и, чтобы это получалось, нужно на высшем уровне владеть самыми разнообразными знаниями и навыками. Но зато после школы ЖКХ можно устраиваться куда угодно, хоть в ФСБ. (Смеется. – Прим. авт.).
– Что представляет собой «Жилстройэксплуатация» сейчас?
– Компания росла, и это требовало изменения ее структуры. Соответственно, сейчас это уже группа компаний, каждая из которых занимается своим направлением: так проще организовать работу. Например, одна фирма обслуживает лифты, внутридомовую электрику, другая выполняет текущий ремонт, третья – вывозит мусор и отвечает за содержание. Фактически за десять лет мы добились всего, чтобы не размещать заказы на стороне: компания охватила всю сферу ЖКХ и готова оказывать полный спектр услуг не только в многоквартирных домах, но и на нежилых объектах, производственных базах.
– В чем компания уже состоялась, а какие задачи ей еще предстоит решить?
– Чтобы быть успешным в любом бизнесе, надо вести его порядочно. Люди рано или поздно разберутся, с кем можно работать, а с кем нет. Так что, прежде всего, – имидж, репутация и личная ответственность руководителя. Немаловажен профессионализм и грамотное управление. Если во главе угла деньги – это всегда ненадолго. Приоритетом должны быть потребности клиентов. Будешь их удовлетворять – бизнес будет успешным. А сегодня удовлетворить все потребности клиента – пока невозможно, поэтому есть над чем работать.
– То есть вы не совсем удовлетворенны результатами своей работы спустя десять лет?
– В нашей компании есть очень много вещей, над которыми надо работать. Мы создавали ее с «нуля» и сегодня можно было сказать, что мы чего-то добились. Но я так не считаю. Самое главное – это не стоять на месте, совершенствовать управление, внедрять новые технологии, выстраивать более высокий уровень отношений с клиентами. Я знаю, что нам просто необходимо развивать новые направления и дальше совершенствовать свою работу.
– Но я знаю, что дома в вашем управлении успешно экономят деньги на дополнительные потребности, например, установку спортивных и детских площадок...
– За счет того, что мы самостоятельно оказываем весь спектр услуг, у нас стоимость содержания ниже, чем в среднем по городу процентов на 10–20%. А за счет эффективного управления, затраты наших клиентов на тепло ниже на 30–50%. Такие условия диктуют законы рынка и мы им подчиняемся.
Поэтому мы можем предложить людям: если хотите развивать дом, создавать более комфортные условия жизни, мы готовы предложить дополнительные услуги и собирать на это средства. Сэкономили пять рублей на содержании или отоплении квадратного метра – можно по два рубля скинуться на возведение детской площадки. И это не такие уж большие деньги для тольяттинских семей. Главная причина, по которой такая модель взаимодействия не работает во всем городе – недоверие, боязнь, что финансы используют нецелевым образом. А самое главное, мало кто из существующих на рынке компаний спрашивает людей, как распорядиться их деньгами. У нас же все прозрачно. Почти в каждом доме есть ТСЖ, где члены ТСЖ и правление считает каждую копейку. На любые работы и услуги составляется предварительный расчет и согласовывается с собственниками. Затем они принимают проделанные нами работы и услуги, и лишь после этого, мы относим затраты на конкретную многоэтажку.
Так, например, по согласованию с жителями, установили детские площадки, сделали ремонт и улучшили инженерные сети практически во всех наших домах.
Важно именно взаимодействие жильцов и УК. Главная задача УК – обеспечить безопасные условия проживания: чтобы были тепло, вода, свет... А людям нужно больше – комфорт: красивый двор, огороженная территория, охрана. В этом мы отдаем инициативу им самим и готовы посодействовать в ее воплощении.
– За счет чего стоимость квартплаты ниже среднегородской?
– Гибко работаем с заказчиками услуг – жителями, всегда согласовываем с ними тариф на содержание и изыскиваем различные способы экономии. Кроме того этот тариф изначально сложился у нас ниже, чем в среднем по городу. Сейчас повышаем его только с учетом инфляции. В итоге содержание квадратного метра у нас стоит 16 рублей и ниже, в городе – 17,74. Отопление дешевле на один-четыре рубля. Добились этого за счет создания собственных подразделений, обслуживающих инженерные системы дома и гибкого регулирования расходов на тепловую энергию, диспетчеризации всех теплопунктов домов. Инженер видит все параметры отопления онлайн и может своевременно реагировать на утечки и прочие проблемы. Мы ничего не зарабатываем на экономии этих ресурсов, так как это невозможно по действующему законодательству. Все собираемые деньги за коммунальные услуги транзитом отправляются в энергоснабжающие организации. Тем не менее, снижение платы за тепло, воду и стоки для наших клиентов – это основная задача и наше конкурентное преимущество.
– Какие задачи ставите перед компанией на перспективу?
– Задача минимум на сегодняшний день – усовершенствовать и привести нашу деятельность в полное соответствие с действующим законодательством. Начиная с 1 сентября 2012 года вышло много нормативных документов в сфере регулирования ЖКХ. Например, вступили в силу новые правила расчетов за коммунальные услуги. Любые изменения законодательства очень сложно реализовать на практике, но это просто необходимо. Нам нужно идти в ногу и не отставать от наших очень часто меняющихся законов.
Вторая главная задача – техническое развитие компании. Сейчас много современных технологий, позволяющих работать эффективнее, например теплообменники, рекуператоры, солнечные батареи, тепловые насосы и прочее. Новые технологии позволят минимизировать или полностью уйти от зависимости монополистов – поставщиков энергоресурсов. Их сложно внедрить в многоэтажках, но, по большому счету, создание энергоэффективного дома и есть задача УК. Многие об этом сегодня говорят, но мало кто реализует. В понимании большинства энеросбережение сводится к установке приборов учета и их диспетчеризации, тогда многоэтажке присваивают громкое название «умный дом». Хотя многим до настоящего «умного дома», все параметры которого можно регулировать из офиса путем нажатия кнопок, еще очень и очень далеко. Но рано или поздно конкуренция в ЖКХ сделает свое дело.
– Власть давно и много говорит о необходимости привлечь в ЖКХ малое и среднее предпринимательство. Как считаете, чего в этом направлении удалось добиться?
– Тольятти был одним из первых городов, в котором стала активно развиваться конкуренция в ЖКХ. Наверное, потому что здесь живут очень активные люди. Если взять для сравнения ту же Самару, там конкуренции нет: бывшие ЖЭКи переименовались и стали управляющими компаниями. В автограде же именно частники пришли в бизнес. Сейчас в Тольятти только УК 50-60, что очень много для такого города. Количество ТСЖ на самоуправлении – около сотни. Муниципалитет владеет долями лишь одной-двух компаний. На других территориях субъектов РФ подобного нет или очень редко встречается. Минус – до сих пор не создали рейтинг УК и горожанам сложно определиться с выбором, понять, кто как работает.
– В итоге, привлекателен ли бизнес в сфере ЖКХ для предпринимателей?
– Когда мы создавали компанию, не было так много ограничений, как сейчас, не было все так зарегулировано. Но в отрасль начали приходить мошенники и законодателям пришлось принимать ответные меры – появились жесткие законы, огромные штрафы. И сейчас, чтобы присутствовать на рынке ЖКХ, надо твердо стоять на ногах. Начать бизнес с «нуля» сложно. Вижу такие попытки, в том числе в Тольятти, но вряд ли все они будут успешны: их инициаторам придется вложить массу ресурсов в свое дело – к его организации предъявляют много требований. Поэтому сейчас наметилась тенденция монополизации в сфере ЖКХ. Позиция власти – на рынке должны остаться только добросовестные компании. Это правильно. Но с другой стороны бизнес, предпринимательскую инициативу тоже надо развивать. Нельзя допускать зависимости в какой-либо сфере экономики от ограниченного числа фирм.
– Как оцениваете перспективы бизнес-инициатив в ЖКХ?
– Во-первых, эти инициативы есть. Но собственники жилых помещений сейчас понимают, что доверить свой дом непрофессионалу означает столкнуться с рядом колоссальных проблем. Соответственно выигрывают те, кто уже имеет профессиональную команду и положительный имидж. По большому счету все ниши в ЖКХ города заняты. Думаю, предпринять попытку выйти на этот рынок может только очень серьезный бизнес, возможно, даже с иностранным капиталом. Однако право выбора управляющей компании никто не отменял, спрос со стороны жителей никак не регулируется – значит, будет конкуренция и возможность развивать бизнес.
– Зачем вы присоединились к торгово-промышленной палате города и открыли при ней комитет по ЖКХ?
– Причиной к этому послужило как раз то, что предпринимателям сложно выполнять все новые законодательные требования – нужен обмен опытом и коллегиальная защита своих интересов. Комитет объединил несколько частных компаний, и в составе инициаторов комитета ЖКХ выступили исключительно компании, которые самостоятельно организовывались, без участия органов власти. Это, по истине, объединение настоящих предпринимателей, которые развивали и основывали конкуренцию в городе. И наша основная задача – дальше развивать добросовестную конкуренцию в сфере ЖКХ. Комитет призван показать: есть в этой отрасли порядочные компании, которым можно доверять.
Фото: Фото из личного архива Р. Данилова