Лоскутные одеяла, мягкие игрушки, вязаные кофты и пошитые вручную наряды – поколения женщин делали их для своих семей и представить не могли, что это может стать стабильным источником дохода. Однако в наше время рукоделие переживает новый виток развития. Татьяна Манычева считает, что «наевшись» ширпотребом, люди с большим желанием стали тянуться к вещам штучным, уникальным. В итоге появилась сфера креативных товаров и мастера, для которых изготовление последних стало работой. Сейчас за творениями тольяттинских рукодельниц записываются в очередь не только жители Москвы и Питера, но и Европы.
– Татьяна, как в России рукоделие стало бизнесом?
– Это всемирное явление, не чисто российское. Просто русские своей неуемной творческой энергией, заложенной в их природе, могут достигать удивительных результатов в делах, за которые берутся. Много бываю на выставках, в том числе зарубежных, и вижу, что русские павильоны – это всегда открытие, это всегда отличное от других стран представление себя и каких-то тем.
Различные виды рукоделия, тот же пэчворк, существовали во все века у всех народов. Но новая волна интереса к ним появилась сейчас, потому что люди поняли: это доступный вид творчества и каждый может проявить себя в нем.
Новый виток развития рукоделия спровоцировало и то, что нас враз начали кормить ширпотребом. Люди поняли, что это удобно: можно ничего себе не шить и не вязать. Но скоро ширпотреб стал малоинтересен: человек все равно тянется к изысканному, редкому и удивительному. Отсюда и появилась тяга к штучным, авторским, креативным, ручным вещам. После засилья массовых товаров из супермаркетов всем хочется чего-то индивидуального, «душевного».
– А как начинали вы?
– Сейчас для меня креативные товары, рукоделие, пожалуй, уже бизнес. Но я вовсе не сразу пришла к мысли, что это единственное, чем стоит заниматься. Мама, бабушка шили, вязали, и это было настолько естественно, что никто не мог подумать: это и есть то, чему меня смогли хорошо научить, что может стать моим призванием. Когда нужно было определяться профессионально, пошла учиться в политехнический институт на инженера-электромеханика. (В итоге взяла из этого образования все лучшее для художника: умение чертить, рисовать, навыки пространственного мышления). Потом я была заведующей выставочным залом лицея – подспудно понимала, что это мое направление. А когда появилась возможность не работать, а остановиться и заняться тем, чем хочу, я ка-ак занялась! И куклами, и пэчворком, выучилась в институте на дизайнера… Только после этого, в 40 лет, поняла, что это мое. Поняла, что во всем этом хорошо разбираюсь, люблю это, могу оценить с точки зрения трудовых затрат и эстетической ценности.
К тому времени сложился круг друзей по интересам – тольяттинских художников и дизайнеров. Мы ездили на фестивали, повышали квалификацию, получали знания, и нам хотелось представить их в городе. Появилась идея открыть магазин, в котором бы продавались товары для творчества, результаты труда искусниц и проходили мастер-классы. Было страшно и тревожно начинать дело, но даже будучи за границей, получала подтверждения, что оно будет успешным: в мире не было магазинов, подобных задуманному мной. Меня поддержал муж, и я открыла маленький отдел в одном из торговых центров в сентябре 2007. К нему стали подтягиваться сестры по разуму: художники, дизайнеры. Мы начали сближаться и получать подтверждение, что наша затея нужна городу. Сейчас те, с которыми начинали, стали уже маститыми дизайнерами, известными во всем мире. И процесс пошел даже без меня, без магазина – люди вырастали в самостоятельных отличных мастеров.
– Спустя пять лет можете сказать, что «Страна чудес» – успешный бизнес?
– Теперь у меня два магазина – в Тольятти и Самаре. Устраиваем выставки, различные мероприятия. Например, совместно с журналом проводили благотворительную акцию «Большое сердце маленькой куклы»: VIP-персоны с помощью наших мастеров изготавливали игрушки, которые потом выставили на аукцион. В итоге собрали хорошую сумму денег и оказали помощь трем детям, страдающим заболеваниями. Нам удалось организовать выставку авторской куклы в Тольяттинском художественном музее (завершилась 16 сентября). Да и горожане за пять лет «выросли» – это видно по покупательскому спросу.
Мы поддерживаем и развиваем несколько направлений творчества: пэчворк (у нас много тканей и готовых изделий, плюс ведем курс лоскутного шитья, очередной начинается в октябре), авторская художественная кукла (мастер-классы проводит известная тольяттинская кукольница Аня Чуланова), декупаж (обучение ведет Светлана Москалева). Надя Степанова учит и валянию. Не так давно у нас появились любимые во всем мире коллекционные медведи Тедди. По технологии их изготовления мастер-классы будет давать Ксюша Шалай. Еще есть бижутерия – за бусинами даже из Самары приезжают, потому что их коллекция очень хорошая.
– Рукоделие – все еще хобби или уже работа?
– Для художников, дизайнеров, людей, которые стремятся этим заниматься, это может быть работой. В этом деле действительно есть шанс достигнуть результатов. Хотя, как и на любой стезе, здесь можно быть невысокооплачиваемым функционером или звездой. Если ты талантлив, производишь интересные вещи, это ценят. Например, к мастерам, которые постоянно работают над собой, ездят на выставки, покупатели записываются в очередь. В ней – жители Латвии, Германии, разных странах, не говоря уже о Москве и Питере. Этим мастерам пишут: «Когда появится новая вещь, я согласен ее купить». Но чтобы добиться такой востребованности, нужен труд и талант. Есть другой вариант – делать коммерчески успешные вещи, как ремесленник – это тоже достойно уважения. А можно быть просто хорошим рукодельником, который одаривает своих знакомых.
– Эта работа исключительно женская или в ней все-таки есть мужчины?
– Больше женская: здесь нужно трудолюбие, усидчивость. Хотя, как мы знаем, если мужчины берутся, они могут делать многие вещи гораздо лучше женщин. И в сфере креативных товаров есть множество областей, в которых сильная половина могла бы проявить себя. Например, резьба по дереву. Но пока с нами работает только керамист Юра Корегин и Дима Баранов, который изготавливает кукол из металлических деталей с помощью сварки. В целом наш магазин – отрада для женщин. Однако нам очень приятно, когда мужчины приходят и оценивают наши работы по достоинству.
– Что нужно, чтобы начать предпринимательскую деятельность в вашей сфере? С какими сложностями столкнутся новички, на какой доход и как скоро они могут рассчитывать?
– Самое главное – не бояться. А во-вторых – доходить до истины в своем деле, разбираться в нем. Иногда мне звонят: «Какой у меня будет доход, после того как я научусь делать куклы?». Дохода не будет! Сначала придется вложить душу, все умения, знания, поработать ручками, и только потом появится прибыль. Чтобы ремесленникам и художникам продавать свои изделия, в них нужно вложить всю душу, нужен профессиональный подход к делу, итоговый товар должен быть доведен до совершенства!
– Насколько в целом заполнена ниша креативных товаров в Тольятти?
– Незаполненных ниш полно! В Средней России многие ремесла активно развиваются, Тольятти же остается в стороне от этого. Так, у нас до сих пор большая проблема с самобытными сувенирами. В то же время плоды труда мастеров у нас востребованы: в городе много гостей. Плюс ремесленничество доступно женщинам, просто не нужно ждать результатов сразу, надо иметь терпение и желание, вести творческие поиски. Я за то, чтобы развивались ремесла и готова в этом помогать.
Кроме того, у сферы креативных товаров огромная потенциальная аудитория тольяттинцев. Просто ее нужно растить, показывать, что в мире есть очень много красивого и приучать потреблять эту красоту. Для этого мы устраиваем множество выставок и арт-базаров, на которых можно бесплатно показать свои изделия.
В целом, чем больше в Тольятти будут получать развитие арт-индустрии, тем лучше. Например, город разобщен из-за отсутствия центра. Создать его могли бы дизайнеры. У нас масса торговых центров и какой-либо из них мог бы за минимальную арендную плату пригласить художников. Они бы открыли магазинчики и творческие мастерские – появился бы центр современного искусства. Художники всегда обживают территорию, на которую приходят и многим вещам дают жизнь.
Кроме того, чтобы развивались арт-индустрии, нужны молодые специалисты. Пока же выпускники местных профильных учебных заведений не работают по специальности, и это плохо. Им в первую очередь нужно браться за то, чему их учили – делать нашу жизнь краше.
– У кого востребованы товары и услуги, которые вы предлагаете?
– Востребованность большая. В наше время вообще немодно быть некреативным. Поэтому все стараются собственноручно создавать уникальные вещи или отыскивать их в магазинах. У нас есть постоянные покупатели из числа коллекционеров, ценителей красоты, тех, кто дарит друзьям исключительно куклы ручной работы. Все эти люди уже оценили теплоту рукотворных вещей. Их селят в доме, как живые существа (у них индивидуальные выражения лица, блестят глаза, с ними начинаешь разговаривать), и получают от них эмоциональную отдачу, как от картин.
– Какой самый необычный и дорогой товар вы продали?
– Все товары уникальны и во все влюбляешься, пока они живут в магазине. Иногда делаем вещи на заказ, в том числе подарки на свадьбу. Порой кукол заказывают с портретным сходством. Многие просят сделать кукол с легким сходством, чтобы едва читалась узнаваемость с людьми, которым их подарят. Потом покупатели рассказывают, что получатели таких презентов очень хорошо относятся к этим куклам, даже заказывают для них мебель.
Вообще, к нам часто приходят как в музей, а не за покупками, чтобы просто погреть душу. Это очень приятно: чувствуешь, что занимаешься культурой. А это уже – сверхзадача.
– Вы недавно вернулись с выставки в Москве и сказали, что сделали для себя открытие…
– Была на экспозиции «Атмосфера творчества», в которой участвовали ведущие производители материалов для рукоделия. Сделала вывод, что у нас в магазине представлено все, что сейчас есть на рынке. Не беру лишь скрапбукинг – отельное направление, которое в Тольятти почему-то не развивают.
– Каковы тенденции в сфере креативных товаров?
– Лоскутное шитье, куклы, декупаж – это основное. Сейчас есть интерес к мишкам Тедди. И к бижутерии: в этом направлении легко себя проявить, можно даже старые бусы перебрать на новый лад.
– Какие теперь задачи ставите перед собой и «Страной чудес»?
– Хотелось бы вовлечь в творческий процесс весь город. И чтобы наша выставка в Тольяттинском художественному музее стала ежегодной. Она могла бы послужить хорошим стимулом для мастеров к работе и позволила бы тольяттинскому зрителю расти. На только что завершившейся выставке было очень много посетителей. Экспозиция живописи не всегда привлечет массы – это искусство понимают не все, а вот кукольное искусство и пэчворк более понятны и интересны людям.
Хочу привлечь в магазин больше новых мастеров и молодежи. Я все же делаю ставку на выпускников профильных вузов: хочу, чтобы они использовали свои навыки. Готова предоставлять им магазин как площадку работы – лишь бы они себя проявили, показали чудеса предметного дизайна. Да и в целом всех людей призываю смелее приходить в «Страну чудес» и показывать свои работы, спрашивать совета, учиться – двигаться, расти творчески.
Фото: Фото автора