Майские праздники ознаменовались для местных турагентств некоторым всплеском продаж: тольяттинцы использовали выходные для поездок за границу. Однако летом большинство горожан, по мнению Натальи Коровиной, предпочтет отдых на дачах и внутренние туры. Причина тому – нестабильное политическое и финансовое положение в ряде зарубежных стран, неожиданные банкротства крупных московских туроператоров, упавшая платежеспособность граждан и непреодоленный до конца общий кризис туристической индустрии.
– Наталья Павловна, вы в туристическом бизнесе дольше остальных в городе и, наверняка, знаете о нем всё.
– Тольяттинский туризм начался в 1970-х годах, в 1980-х расцвел пышным цветом. Мне выпало быть директором единственного городского бюро путешествий и экскурсий как раз в 1980-е. Международным туризмом тогда занимался «Интурист» и «Спутник», а мы – местным. Денег у населения было достаточно, путевки были дешевы, профсоюзы делали большие скидки, вот народ и путешествовал. Куда только тольяттинцы не ездили: в Москву, Санкт-Петербург, Ригу, Вильнюс, Ашхабад, Киев, Минск… Много туристов принимали в Тольятти. Работали 132 экскурсовода и 80 тех, кого сейчас называют гидами, – руководителей групп. Самара была закрытым городом, и все теплоходы останавливались у нас – для экскурсий не хватало автобусов! Теперь же 85% фирм России занимаются международным, выездным туризмом и только 15% – внутренним.
– Вы сказали, в Тольятти охотно ехали. Сейчас же местные власти не могут придумать, как сделать город туристически привлекательным: мол, нечего показывать.
– Почему нечего? В «Тольятти-тур» 50 маршрутов, десять из них – по городу. Проблема в другом: для туристов закрыты самые интересные объекты. Кроме того, индустрия в кризисе. Рынок перенасыщен, платежеспособность населения низкая. Ожидается, что отрасль достигнет уровня 2008 года в 2012-2013-м. Профессионалы в шоке от краха «Ланты-тур». Она 20 лет шла к успеху, хорошо работала – рухнула внезапно. И это может произойти с любой фирмой. Туроператоры привыкли брать деньги в кредит, покупать квоты мест за границей или в самолетах, а люди обезденежели настолько, что в первую очередь тратятся на еду, отдых идет по остаточному признаку.
– Недавно президент внёс поправки в закон о туризме. Они способны стабилизировать отрасль?
– Закон о туризме с 1996 года претерпел уже семь редакций. Это восьмая. Очередные нововведения принимали для защиты прав международных туристов. В итоге законом не довольны в основном крупные операторы, поговаривают, что они будут подавать жалобу в АТОР (ассоциация туроператоров России). Им увеличили финансовые гарантии туристам в случае непредвиденных обстоятельств в зависимости от объема прибыли. Но это решение в общем правильное, потому что сейчас цепочка клиент – турагент – туроператор – заграничный туроператор выстроена так, что в случае спорных вопросов за всё отвечают агентства, которые не формируют турпакеты, а лишь дают о них информацию. На нас возлагают большую ответственность за чужую вину.
– Также поправки предусматривают создание объединения туроператоров в сфере выездного туризма для оказания экстренной помощи туристам за пределами России...
– По закону новое объединение, созданное по типу СРО в строительстве, будет иметь компенсационный фонд (сборы с крупных туроператоров). Если потребуется вывезти туриста из страны временного пребывания, это будут делать за счет средств фонда. Однако о создании такой организации говорили ещё два года назад, но ничего не сделали.
Кроме того, предполагается ввести надзор за деятельностью туроператоров и их объединений в сфере выездного туризма, которым займется уполномоченный правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. Также предусматриваются самопроверки. Именно то, что одна фирма как ревизор придет к конкуренту, многим не нравится.
– Эти проблемные вопросы выездного туризма и заставляют думать, что перспективы за внутренним?
– Международный выгоднее, но перспективнее действительно внутренний: здесь всё прозрачно. Агентства на местах являются рецептивными операторами, предоставляющими услуги – нет длинной цепочки посредников, как при выездном туризме. В Самарской области действует более 400 турфирм, из них лишь 45 являются туроператорами. В Тольятти (по предварительным подсчетам) более двухсот агентств, внутренним туризмом занимаются шесть-десять. Это невыгодно: велики транспортные расходы. Например, экскурсию по городу никто не проводит: арендовать автобус дорого. А востребованность такого туризма есть, причем не только у школьников и у тольяттинцев (проводим сборные экскурсии, корпоративы), но и у гостей из-за границы.
– Помимо высоких расходов на транспорт, какие ещё проблемы, по-вашему, мешают развитию внутреннего туризма?
– Главная – отсутствие консенсуса фирм. Кроме того, есть сложности с подготовкой экскурсоводов. У меня их 40, все работают со времен советской власти. Молодые же ничего не учат, но называют себя профессионалами, потому что знают, где какие здания расположены. Но это не экскурсии, это гидизм – путевая информация. Экскурсоводы – элита туризма, их надо учить все время. Раньше были постоянно действующие курсы. Позже я спонсировала их от «Тольятти-тур»: каждый месяц собирали представителей профессии и приглашали гостей-лекторов, например директоров ГЭС, национального парка, представителей думы. В итоге у наших экскурсоводов есть свежая информация обо всём, и я отвечаю за качество их работы: нам не позвонят и не скажут, что было скучно. Ещё одна проблема – отсутствие аккредитации для экскурсоводов. Но, возможно, вскоре в Тольятти при управлении внешнеэкономической деятельности и маркетинга территорий мэрии появится организация, которая сможет её проводить.
Также по новому закону, если к нам едет иностранец, мы должны иметь финансовые гарантии в размере 10 миллионов (как за въездной туризм), а не 500 тысяч. Но иностранец застрахован на родине и там получит страховку!
– Но всё-таки будущее у внутреннего туризма есть.
– На его развитие впервые за 20 лет дадут деньги. Приняли федеральную целевую программу развития внутреннего и въездного туризма в России с 2011 по 2018 годы. Объем её финансирования – 332 миллиарда рублей: 96 миллиардов – средства федерального бюджета, 25 – региональных бюджетов и 211 миллиардов – привлеченные инвестиции. Область в прошлом году в рамках программы получила 12,9 миллиона, а в этом ей выделят 21,4 миллиона. В Тольятти тоже есть программа развития туризма с 2011 по 2013-й, финансирование которой в первый год составило 400 тысяч рублей, в текущий – 800 и на следующий – 1 миллион. Наш прибрежный парк вошёл в состав особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. В рамках программы предусмотрели создание портала о туризме, участие в выставках, в форуме «Тольятти – город будущего», проведение конкурса «Волжская Ладья», автофестиваля «АвтоГрад», Дня туризма, семинаров для гидов и экскурсоводов.
– А средства областного бюджета на что израсходуют?
– В Приволжском федеральном округе всерьёз намерены развивать массовый туризм. В планах – реализация межрегионального проекта «Большая Волга»: формирование единого туристического бренда, продвижение туристических ресурсов Поволжья. Предполагается строительство туристско-рекреационного комплекса «Жигулевская жемчужина» на территории НП «Самарская Лука». До 1 января 2013 года областное правительство должно провести мониторинг в сфере туризма и определить приоритеты в его развитии, а также принять положение о единой системе подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков.
В областную программу развития туристско-рекреационного кластера на 2011–2014 годы вошли 25 проектов. Там и благоустройство нашей набережной, и продвижение речных круизов (должны стать визитной карточкой региона), и строительство новых гостиниц (не хватает трехзвездочных, которые были бы по карману людям). В прошлом году разработали четыре экскурсии: «Архитектурное наследие», «Мы покоряем космос», «Здесь тыл был фронтом», «Знакомьтесь, Самара». Начали создавать туристские паспорта муниципальных образований. Подготовили календарь событий на 2012-й – всего их 400.
– Намерение развивать внутренний туризм нацелено на россиян или на иностранцев?
– Впечатление, что власть имущие думают, что к нам повалят из-за рубежа. Но в чём-то они правы. Была на Мальте, и директор местной турфирмы, узнав, откуда я, сказал: «Мы ездим только в Санкт-Петербург и Москву, а как было бы здорово посмотреть глубинку!». То есть интерес есть, плохо идет наше продвижение. Ведь сначала реклама, а потом остальное. России нужна раскрутка, нужно избавляться от уголовного шлейфа, который нам создали СМИ в 1990-е годы.
– А показывать-то иностранцам что, если приедут?
– Есть всё, чтобы привлечь туристов: транспортная доступность, более 240 гостиниц, свыше 40 санаториев и 120 баз отдыха, 580 памятников природы и 3636 – истории. Есть предприятия питания, развлекательные заведения, кадровый потенциал, интересные маршруты, мероприятия. Тольятти уникален. Он пережил три рождения, в нём проживает 700 тысяч человек (таким населением не может похвастаться ни один районный центр России). Многие гости города хотели бы побывать на ГЭС. Преимуществом мог бы стать АВТОВАЗ. Есть замечательный технический музей. Необыкновенное место – Самарская Лука. Пытаюсь сделать экскурсию в Аскулы – самое аномальное место в центре Луки. Раньше через него проходил знаменитый Усольский тракт. Это было торговое село на 400 дворов, а сейчас в нем прописаны 12 бабушек. Все села исчезают, и наша задача – организовать туда туры, дать подпитку. Люди, живущие на асфальте, те же москвичи, просто шалеют оттого, что по травке прошли и цветочек понюхали – в городе этого нет. А иностранцы и вовсе сразу хотят купить наши края. Нам мешает лишь нераскрученность, неумение себя подать, завлечь. Кроме того, нужно привести в порядок инфраструктуру. НП «Приволжский РСТ» давно просит, чтобы по городскому маршруту покрасили дома, отремонтировали дорогу. Единственное, что сделали (и то слава и хвала), – установили двуязычные указатели улиц. Но вот железные облупленные факелы и гвоздики на световых опорах… Иностранцы всегда спрашивают, что они обозначают. Что горим синим пламенем?
Любой приезжающий турист хорош для всех. Ещё Бисмарк говорил: «Деньги надо тратить на родине». Туристы оставляют деньги на нашей родине! Но у нас народ не понимает выражения «Я – слуга» (экскурсионные услуги ведь), распространено другое – «Люби себя, ты этого достоин». А надо любить другого, и тогда он к тебе приедет. Даже не представляете, настолько выгоден туризм! Иностранец оставляет около 200 евро в городе, где ночует три дня.
– Но мы пошли по другому пути: выбрали развивать не туризм, а особую экономическую зону промышленного типа…
– Сейчас химии меньше, чем было. Надоело, позиционируют Тольятти как столицу автомобилестроения, как моногород. Да много у нас того, что можно показывать! Есть интересные места и памятники, и музеи, в том числе частные, с удивительными коллекциями. Например, супруга Большакова хранит его скульптуры из корней деревьев (часть из них выкупил санаторий «Волжский утес»).
– Внутренний туризм будут развивать, ориентируясь на иностранцев. Что же останется русским?
– То же самое и останется: туры будут доступными. Сейчас, напротив, с иностранцев берут больше, чем с русских, при этом, не предлагая ни лучшего обслуживания, ни дополнительных услуг. Это, считаю, неправильно: удорожает стоимость тура, и гости из-за рубежа не очень охотно едут к нам.
– Насколько высок спрос на туры в Тольятти?
– На майские праздники, да вообще на праздники традиционно больший спрос. Туризм – сезонный бизнес, но чтобы сделать его круглогодичным, фирмы идут на ухищрения, например развивают зимние виды туризма. Даже в Тольятти мы предлагаем горнолыжные туры. Лишь паломнический туризм круглогодичный. Так, у нас есть интересный маршрут «Путешествие в Лукоморье»: все в Самарскую Луку ездят по кругу, а мы с севера на юг, через четыре знаменитых села. Отправляемся из Тольятти, едем через Жигулевск в Сосновый Солонец, Березовый Солонец и Осиновку. В Сосновом Солонце находится поместье Долгорукой, там же растут дубы-колдуны, которые исполняют желания. В Березовом Солонце – страусиная ферма. В Осиновке посещаем храм 1744 года, построенный на деньги Меньшикова. Это энергетически особенное место, там проходят головные боли, туристов оттуда не утащишь; его три раза взрывали, но здание устояло. Рядом построили новый храм, его настоятель отец Павел хорошо нас принимает.
– Где этим летом предпочтут отдыхать тольяттинцы?
– Люди хотят ездить за границу, но это дорого: все просят скидку. Из семи процентов горожан, у которых есть загранпаспорта, большинство поедет за рубеж, остальные – на дачи. Турпоток на внутренние же маршруты туго, но будет увеличиваться. Считаю, за внутренним туризмом будущее.
– Новые экскурсии будете предлагать?
– Запускаем маршрут по трём селам: Васильевка – Узюково – Ташла. В первом селе захоронены останки Евгения Никонова, ранее покоившиеся в центральном парке Таллина. Его прах тихо перевезли на родину, откуда он призывался, и мало кто об этом знает. А ведь Никонов – необыкновенный пример патриотизма: отдал жизнь за родину в 21 год. Ещё там очень хороший школьный музей, экспонатам которого позавидуешь. После этого идем в новую церковь. Затем едем в Узюково – говорим о его истории, проповедуем интернационализм: один конец села называется мордовским, второй – русским, люди живут рядом, как добрые соседи. Также идем в церковь, батюшка Андрей угощает нас плюшками, учит детей уму-разуму. Рядом с церковью стоит памятник погибшим в Великой Отечественной войне. Примерно 500 человек ушли на фронт и 300 погибли. Потом едем во всемирно известную Ташлу. Там можно рассказывать не только про икону, но и, например, про отношение советской власти к святыням: рядом построили конный двор, и вся жижа течет в целебный источник.
Продолжим экскурсии по храмам Самарской области. Архитектура – это застывшая музыка. Храмы всегда был украшением русской земли, строились контрастно с маленькими домами: смотришь верх на макушки церквей и знаешь, что есть на небе тот, кто тебе поможет. В таких поездках человек начинает верить в лучшее будущее, учится понимать красоту родной природы, свою душу и душу своих соотечественников. Вот почему ещё надо развивать внутренний туризм.