Правительство России объявило о радикальных изменениях в сфере жилищного строительства. Отмена обязательной экспертизы проектов, сокращение срока предоставления земельных участков с года до месяца, по мнению власть имущих, приведет к буму строительства: с 67 миллионов квадратных метров в 2012 году до 90 миллионов квадратов в 2015-м. Однако смогут ли этот шанс кардинально изменить ситуацию в жилищной сфере использовать в Тольятти, опережающим многие регионы по проблемам земли и обманутых дольщиков? Об этом – генеральный директор ЗАО «Тольяттистройзаказчик», председатель гильдии строительства ТПП города Владимир Гусев и заместитель исполнительного директора ИП Анпилова Аркадий Эстрин.
– Тольяттинский строительный рынок особенно остро переживал кризис. Как себя чувствует отрасль сейчас?
В. Г.(на первом фото): Мы, строители, – оптимисты по жизни и надеемся, что перемены, которые сегодня намечаются, приведут к большим подвижкам в нашей сфере. Ожидаем, что в первую очередь устранят барьеры, которые не дают плодотворно трудиться и реализовывать весь свой экономический и технический потенциал.
– Что мешает строительной отрасли развиваться?
В. Г.: Одна из крупных проблем – это регламент и процедуры, регулирующие отрасль. По последним данным, Россия находится на 178 месте в мире по условиям ведения бизнеса в строительстве. Исправить ситуацию пытаются давно, но пока безуспешно. В настоящее время отрасль регулируют 12 федеральных ведомств, и строители продолжают ходить по различным государственным структурам на местах за ненужными и порой дублирующими согласованиями. Для решения этого вопроса министерство регионального развития разработало исчерпывающий перечень согласительных процедур, которые в ближайшее время должен сократиться со ста до 33. В итоге срок от начала работы над проектом до выхода на строительную площадку должен уменьшиться в 2,6 раза. То есть с 946 дней до 367 (что тоже немало).
– Надежды также возлагают на развитие негосударственной строительной экспертизы…
В. Г.: Да, это еще один способ ускорить дело и снизить издержки инвесторов. Кстати, Сергей Ампилов – один из инициаторов создания института вневедомственной экспертизы в Тольятти. Он эту задачу практически выполнил, лишь ждет последних решений федеральной власти.
Институт негосударственной экспертизы пытаются приравнять по статусу к государственному. До сих пор частные эксперты могли только дополнять госэкспертизу, но с 1 апреля текущего года должна была начаться активная аккредитация частных организаций, которые смогли бы расширить рынок экспертизы, создать конкурентную среду и снизить цены. Однако фирмы не могут получить разрешение на работу: необходимый пакет документов для их аккредитации до сих пор не готов. По информации имеющихся источников в минрегионразвития, соответствующий документ направлен на согласование в правительство.
В более отдаленной перспективе предлагают вообще отказаться от обязательной экспертизы, естественно, повысив уровень ответственности застройщиков за безопасность зданий. Речь идет о возможности применения типовых европейских проектов, которые единожды адаптируют под российские стандарты и которые не будут нуждаться в повторных экспертизах. Ответственность при этом в полной мере будет нести застройщик.
В любом случае проблема по экспертизе решается. Но как быть с другой ее стороной: технический строительный контроль следовало бы тоже сделать альтернативным.
– В Тольятти всегда остро стоял вопрос земель…
В. Г.: Это тоже серьезная проблема, которая тормозит процессы строительства. С 2008 года для вовлечения неэффективно используемых федеральных земель в строительный оборот создали фонд развития жилищного строительства. В настоящее время рассматривают возможность представить фонду полномочия самостоятельно проводить работу по формированию земельных участков из состава федеральных земель и ставить их на кадастровый учет. Кроме того, минэкономразвития предложило упростить задачу и ввести отчуждение «заброшенных» федеральных земельных участков в несудебном порядке. Сейчас это судебная процедура, долгая и затратная.
Расширение полномочий фонда развития жилищного строительства поможет решить вопрос неэффективного использования земли. Известно, что в Тольятти есть проблемы по разделению или размежеванию федеральных и муниципальных земель, в том числе тех, на которых можно вести строительство. Думаю, что службам мэрии следует обратить внимание на предлагаемое новшество по изъятию земельных участков из федеральной собственности и использовать эти возможности для города.
– Правительство России также предложило внести изменение в налоговое законодательство, оставив налоги на имущество и на доходы физических лиц на местах. Это помогло бы строителям?
В. Г.: Это должно мотивировать мэров на бум жилищного строительства. Ведь количество сданных квадратных метров и их заселение будет напрямую влиять на налоговые отчисления в местный бюджет.
Решение существующих проблем действительно влияет на развитие строительной сферы. Надеемся, новая команда мэрии Тольятти и департамент градостроительной деятельности будут оперативно внедрять нововведения в нашем городе. Есть возможность кардинально изменить ситуацию в жилищной сфере, и есть надежда, что в автограде ситуация с привлечением инвесторов и со строительством в целом изменится в лучшую сторону.
– Аркадий Петрович, а какова ваша точка зрения на будущее строительной отрасли в Тольятти?
А. Э.: Стоит ли ожидать больших перемен в ближайшие четыре года? Если посмотреть на генплан, на котором основываются все программы (по ним мы хотим привлечь деньги из федерального, регионального бюджетов и других источников), то можно увидеть: он не соответствует тому, что происходит на деле. К генплану должен прилагаться план его реализации, которого нет. Мэрия должна сказать: «Я в такие-то сроки разберусь с землей: тут ее размежую, тут решу спорный вопрос, тут буду готовить программы» и так далее. Нужно определить приоритеты: в первую очередь развиваемся в одну сторону, потом во вторую, затем в третью и четвертую. Это дает возможность сконцентрировать средства бюджетов разных уровней и показать строительным инвесторам, что и где мы собираемся делать.
Следующее: должна быть разработана скоординированная вместе с генпланом комплексная программа развития инженерных сетей, а на ее основе – инвестиционная. Пока же генплан идет в одну сторону, комплексные программы – в другую, инвестиционные вовсе не развиваются. Технические условия на строительство инженерных сетей получить невозможно. И, что удивительно: нам в них отказывали многие годы, а ОЗЭ довольно скоро разрешили строительство водопроводных сетей.
– Как вы смотрите на перспективу освоения больших территорий?
А. Э.: У нас отсутствуют для этого правила. Посмотрите, что получилось: территория за Московским проспектом, напортив 14 квартала, Прибрежный, «треугольник» загажены. Чем? Обманутыми дольщиками, обанкротившимися фирмами – эти вопросы быстро не решишь. Строители не придут на эти площадки. Плюс на них нет инженерных сетей. И вопрос не сдвигается с мертвой точки: площадок для строительства нет, только для точечной застройки. Необходимы правила освоения земли, правила строительства линейных объектов.
Без всего, что перечислил, наши строители не могут участвовать ни в одной федеральной программе.
На сегодня стоят две задачи. Первая – ремонт жилого фонда, приведение его в порядок в части озеленения, создания парков, дорог, восстановления инфраструктуры. И вторая – новое строительство. Это очень большие вопросы, и для решения каждого из них требуется одинаково много денег. Если начнем возводить жилье, понадобятся очистные сооружения (миллиарды рублей), теплоисточники (также миллиарды рублей). Но даже если найдем средства и застроим все, что пытаемся сейчас застроить, встанем по транспорту – этот вопрос не решается. Один из выходов – ремонтировать, приводить город в порядок, а с жильем для многодетных, бюджетников, остального населения выходить в Ставропольский район, разрабатывать территориальное планирование совместно: земли много – получилась бы классная программа.