Бизнес Анжелика Байрамова, начальник управления инновационного развития Тольяттинского государственного университета: «Текущее время – это поле возможностей для инновационного предпринимательства»

Анжелика Байрамова, начальник управления инновационного развития Тольяттинского государственного университета: «Текущее время – это поле возможностей для инновационного предпринимательства»

Три года назад российским вузам разрешили открывать малые инновационные предприятия (МИПы). Сегодня в высших школах Самарской области наибольшее число МИПов находится на территории ТГУ: 21 из 54. Ученые автограда активно используют региональную поддержку, борются за гранты, получают субсидии и займы на свои проекты. В итоге университет входит в первую десятку вузов страны по количеству и объёмам финансирования МИПов. На рынке уже заняли свою нишу производства энергосберегающих светильников и электронных пускорегулирующих аппаратов для них, а также снегоходы-трансформеры. О том, как рождаются инновации, Tolyatty.ru рассказала начальник управления инновационного развития Тольяттинского государственного университета Анжелика Байрамова.

– В 2009 году приняли закон, который позволил вузам участвовать в открытии малых инновационных предприятий (МИПов) и становиться их соучредителями. Как ТГУ использовал эту возможность?

Да, действительно, федеральный закон, разрешивший университетам создавать малые инновационные предприятия, приняли в августе 2009 года. С этого времени в ТГУ сделали все для их организации: провели инвентаризацию и анализ объектов интеллектуальной собственности, разработали и апробировали схему взаимодействия научно-исследовательских подразделений, подразделений инновационной инфраструктуры, юридических и экономических служб вуза при создании хозяйственных обществ. С начала 2010 года на основе инициатив сотрудников стали учреждать МИПы, которых на сегодня насчитывается 21. Это самое большое количество предприятий, открытых с участием отдельно взятого вуза в Самарской области.

– Можно считать, что местом скопления МИПов является ТГУ, а не бизнес-инкубатор?

– Наши МИПы выбирают площадку университета, прежде всего исходя из критериев доступности ресурсов и удобства: руководители предприятий являются еще и сотрудниками вуза. Дополнительное преимущество дало постановление правительства РФ, позволившее арендовать МИПам площади университета на льготных условиях. Так, сейчас оформляем два договора аренды.

Размещение в тольяттинском бизнес-инкубаторе имеет не меньше преимуществ: он предлагает не только территориальное размещение, но и дополнительный комплекс услуг, необходимый развивающемуся бизнесу. Я бы также упомянула и новую площадку, создаваемую и активно развивающуюся – технопарк в сфере высоких технологий «Жигулевская долина». Технопарк и университет являются партнерами, и уже два малых инновационных предприятия ТГУ получили статус резидента технопарка, а одно – статус резидента бизнес-инкубатора технопарка. Мы с нетерпением ждем окончания строительства первой очереди, чтобы наши предприятия смогли развернуть на территории технопарка производство инновационной продукции.

– На каких направлениях специализируются университетские МИПы?

– Спектр направлений весьма разнообразен: несколько предприятий развивают проекты в области сварки, пайки и резки; одно специализируется на выпуске новых видов медицинской техники; есть запустившие производство снегоходов, учебной лабораторной техники, нефтепродуктов, в том числе мазутов, масел и продуктов для строительно-дорожной отрасли. Не все перечислила, надеюсь, что коллеги на меня не обидятся.

– Какие наиболее интересные проекты находятся в разработке?

– Нет наиболее интересных, все проекты интересны. Самое ценное, на мой взгляд, не столько сам проект, сколько схема, по которой носитель идеи сделал на ней бизнес. Каким образом у него это получилось? Ответ на этот вопрос и есть самое ценное. Идей существует масса, а сделанных на их основе успешных бизнесов гораздо меньше. Как говорят венчурные инвесторы, наличие интересной бизнес-идеи – это только 5% успеха.

– Как скоро инновационные идеи оформляются в бизнес на практике МИПов ТГУ?

– По-разному. Как правило, если идея на стадии научно-исследовательской работы, то тогда на ее доработку мы ищем финансирование в рамках университета. Только когда идея носит характер законченной опытно-конструкторской работы, тогда она становится основой бизнеса.

– Есть ли у МИПов бизнес-планы, и когда по ним рассчитывают на получение прибыли?

– Именно бизнес-планы не у всех. У нас есть другая форма работы с проектами МИПов – почти все они участвуют в конкурсах на получение финансовой поддержки со стороны федеральных и региональных институтов развития. Безусловно, чтобы добиться финансирования, необходимо обосновать, почему твой проект коммерчески перспективен, как ты планируешь его выполнять, кто твой потребитель, какую долю рынка ты собираешься занять, что получишь в итоге через три, пять, десять лет. Данная документация является аналогом бизнес-плана, по ней и развиваются проекты.

– Начали ли какие-либо инновационные продукты использовать фирмы и производства, идет ли речь в каких-либо случаях о поиске потребителя и сбыте продукции?

– Любой бизнес ориентирован на поиск потребителя и сбыт выпускаемой продукции. Да, некоторые малые предприятия уже освоили производство инновационных продуктов и услуг. К примеру, производство малогабаритных учебных стендов, разработка интерактивного обучающего программного обеспечения, выпуск порошков и паст припоев, не содержащих свинец, установки для автоматической аргонодуговой сварки с управляемым тепловложением, уже упомянутые снегоходы-мототрансформеры и другие.

– Какие источники финансирования использовали МИПы ТГУ при создании инновационных продуктов?

– В основном федеральные и региональные. Используем все возможности. В этом отношении мы очень активны.

Со стороны муниципальных властей также предусмотрена поддержка: в прошлом году был объявлен конкурс субсидий для предприятий, реализующих инновационную продукцию. К сожалению, из-за одного существенного условия наши предприятия не смогли принять в нем участие. Надеюсь, в этом году условия конкурса поменяются, и тогда мы сможем принять в нем участие.

– Насколько создание инновационных продуктов в ТГУ поставлено на поток?

– Являясь градообразующим, ТГУ осуществляет огромный комплекс различных направлений и видов деятельности, в том числе создание и развитие инновационных проектов и формирование на их основе бизнеса. Да, в этом мы преуспели. Но я не отношусь к созданию МИПов как к какому-то поточному производству. Не в этом наша цель. Мы хотим качественного бизнеса, а это значит, успешного, прибыльного. Наша цель – чтобы максимальное количество малых инновационных предприятий запустили производство и получали прибыль. Наша задача – создавать условия и помогать, собственными силами и с привлечением всевозможных внешних институтов поддержки.

А самое большое количество МИПов именно у Тольяттинского госуниверситета объясняется не тем, что есть указания сверху и вопрос решается административно – для галочки, а тем, что у нас работают особенные люди: активные, инициативные, целеустремленные, желающие преуспеть в нескольких областях, в том числе и в бизнесе.

– Что мешает быть еще более инновационно активными, или с какими проблемами сталкиваются МИПы?

– Нельзя быть более или менее инновационным, этот параметр таким образом невозможно измерить. Я бы переформулировала вопрос: «Что мешает быть более успешными?» Ничего не мешает. Все зависит от конкретного человека и его команды. Наблюдали много примеров, когда первоклассная идея, реализуемая второстепенной командой, не получала ощутимого коммерческого выхода на рынок, в то время как первоклассная команда со средненькой идеей делала успешный бизнес. Конечно, много факторов влияет на развитие любого бизнеса, инновационного в частности. На мой взгляд, один из ключевых – это наличие команды, способной внедрить проект и сделать успешный бизнес.

Текущее время – это поле возможностей для инновационного предпринимательства, было бы желание ими воспользоваться. Посмотрите, сколько институтов поддержки предпринимательства создано! Десять лет назад мы об этом даже и не мечтали! Сумеет ли этим воспользоваться отдельно взятый человек – вот это вопрос. Конечно, можно говорить, что в других странах лучше и больше поддерживают. Спорить не буду, действительно, и лучше, и больше. Ну и что дает нам это знание? Ничего. Мы же не в другой стране живем, а в своей, и надо пользоваться тем, что есть у нас, и стремиться сделать лучше, чем у других.

А проблемы с финансами, административными барьерами и так далее – это, по-моему, уже давно стало привычным фоном. Это вопрос органов власти – создавать условия. А от конкретного человека зависит, воспользуется ли он представившимися возможностями или нет.

– Как вы оцениваете спрос на инновационную продукцию в России?

– Абстрактный вопрос. Существуют разные рынки, рынки разных продуктов. И инновационных, и не инновационных. Задача предпринимателя – увидеть неудовлетворенный спрос, сгенерировать идею, оценить рынок, изучить потенциального потребителя, затем заточить идею под его нужды и вывести продукт на рынок. Спрос есть всегда. Вопрос в том, способен ли человек увидеть неудовлетворенные потребности, предугадав нужды потенциального потребителя, разработать (или усовершенствовать) продукт или услугу и сделать на этом бизнес.

– Есть мнение, что научные результаты уходят туда, где есть рынки, – на Запад. По оценкам специалистов, около 25 процентов всех разработок в мире – российские. За рубеж они «утекают» в виде дешевой услуги, но затем создаются многомиллионные технологии и оформляются права на них. На опыте ученых ТГУ такое прослеживается?

– Это замечательная тема для разговора аналитиков. Давайте я отвечу вопросом на вопрос. Да, у нас низкая культура защиты интеллектуальной собственности. Но чья это проблема? Безусловно, данный вопрос надо решать комплексно. А нам, в первую очередь, нужно учиться, в том числе у тех, кто способен создавать многомиллионные технологии на основе наших разработок.

– На ваш взгляд, принятые для инновационных предприятий льготы действенны?

– В целом, да. Инновационные предприятия пользуются государственными льготами, хоть их и не так много. К сожалению, в этом вопросе есть небольшие проблемы: иногда нам приходится доказывать, что мы имеем право на льготу, и она закреплена законодательно. Видимо, это происходит оттого, что именно малых инновационных предприятий не так много, практика небольшая. В принципе, нам нельзя жаловаться, несмотря на возникающие недоразумения, встречаем понимание.

– Есть ли у вуза планы по учреждению новых МИПов?

– Конечно. Только правильнее сказать не у вуза, а у его сотрудников. Университет принимает участие в создании и затем поддерживает, но инициатива всегда исходит от конкретного сотрудника, который решил выйти на рынок, продвинуть разработанный им проект, сделать бизнес. Я всегда с огромным уважением и почтением отношусь к таким людям, они – двигатели!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Россияне съездили в страну гор и вина — Армению — и почувствовали себя дома: плюсы и минусы отдыха
Анонимное мнение
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Сил их терпеть нет даже у меня». Правдивый рассказ хозяйки трех шотландских кошек — их заводят за милую внешность
Анонимное мнение
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления