Бизнес Виталий Матвеев, президент торгово-промышленной палаты Тольятти: «Пока для предпринимателей лучшая поддержка государства – отсутствие помех»

Виталий Матвеев, президент торгово-промышленной палаты Тольятти: «Пока для предпринимателей лучшая поддержка государства – отсутствие помех»

Решения, направленные на развитие малого предпринимательства, появляются регулярно. В городе до 2015 года действует программа, по которой предполагается создать сотни новых субъектов малого бизнеса. Уже в этом году в 26 800 малых фирмах должны работать 61 500 человек. Реальное положение дел, мягко говоря, не отвечает этим показателям. Тольятти.ру поинтересовался мнением президента ТПП Виталия Матвеева о причинах такой ситуации.

– Социально-экономические итоги 2011 года показали, что, несмотря на финансовые вливания и принимаемые решения, добиться развития малого бизнеса не удалось. Почему?

– Минус городских программ – бессистемность. Ставятся задачи, но не понятно, какие цели они преследуют и что в итоге чиновники хотят получить. Цель – просто увеличить количество созданных предприятий абстракта, так как не определена их доля в производстве валового продукта и то, какие сферы экономики они поднимут. Программу изначально ориентировали не на создание условий для развития бизнеса, а на борьбу с безработицей. Отсюда и результат: безработица невысокая, но серьезного развития пока нет.

– Программу создавали при участии бизнес-сообщества?

– Да, у предпринимателей спрашивали их мнение. И оно таково, что в программе есть все необходимое для развития бизнеса: обучение, финансовая поддержка, выстраивание внешнеэкономических связей, миссии, проведение конференций. Но в действительности ответственные лица по максимуму реализовали лишь раздачу грантов вновь созданному бизнесу. Системной поддержки предпринимательства не было. Результат оценивали по количеству предприятий, получивших грант. Чиновники не ориентировались на то, какая доля и в каком секторе экономики будет сформирована благодаря этим грантам, и куда город продвинется в своем экономическом развитии. Нужно скорректировать программу, ввести показатели эффективности вложений и качественную, а не количественную оценку итогов.

– Но в чем же должна заключаться главная помощь предпринимательству?

– Опрашивая членов ТПП, часто слышим: «Лучше бы не мешали». После кризиса предприниматели, казалось, ощутили поддержку. Но тут же получили повышение налоговой ставки по страховым взносам. И именно непосильные налоги члены Палаты называют первой проблемой. Предприниматели не в состоянии сводить концы с концами при нынешней системе налогообложения. Она пригодна для «сырьевиков», но малый и средний бизнес вынуждает сворачивать деятельность. Жалуются и на взаимоотношения с налоговыми органами: на чиновничий беспредел, запутанность инструкций, постоянные изменения «правил игры».

Вторая проблема – высокие тарифы на энергоресурсы. Их очередное повышение перенесли на лето, но это ничего не меняет. Хорошо, что в ноябре хотя бы отменили штрафы за недобор электроэнергии. Но до сих пор остались штрафы за недобор и перебор согласованных лимитов потребления газа. Как при этом можно говорить о повышении энергоэффективности производства и модернизации?

Третью проблему высказывают и предприниматели, и чиновники: слишком мало полномочий у муниципалитетов. Перед территориями стоят задачи развивать и представлять интересы бизнеса, но эти задачи не сопровождаются соответствующим финансированием. Лишь толика налоговых сборов остается в распоряжении города. В Европе же именно муниципалитеты распределяют большую часть доходов бюджета. Препятствия на пути развития бизнеса известны. И если бы их удалось решить, это бы и означало комплексное развитие предпринимательства. Но чиновники лишь говорят о его поддержке на протяжении уже десяти лет. Доля валового продукта в странах Европы – от 50 до 70%. В России хорошо, если набирается 15%. Анализ ситуации с малыми и средними предприятиями показал удручающую картину: многие на бумаге числятся, но в реальности не работают.

– Официальная позиция – бюрократические препоны существенно сократились…

– В опросах члены ТПП сказали, что с основными барьерами сталкиваются при оформлении земельно-правовых документов и получении лицензий на определенные виды деятельности, при передаче во владение или пользование на долгий срок объектов муниципального имущества. Главным образом, на это жалуются строители и торговые организации.

– Сколько фирм реально вовлечено в программы поддержки предпринимательства?

– ТПП проводила анкетирование, но полной информации у нас пока нет, тем более кто-то получал гранты не по городской, а по федеральной программе. Общероссийские исследования говорят, что доля таких предприятий мала.

– Дума решила передать из состава оскандалившегося департамента потребительского рынка отдел поддержки предпринимательства в департамент экономического развития. Считаете, это улучшит положение дел?

– В переводе отдела есть логика. Департамент экономического развития отвечает за экономическую политику города, а поддержка предпринимательства – ее часть, и выделять ее нецелесообразно. Вот только будет ли результат от перемены мест слагаемых? Важно выстроить эффективную систему, направленную на создание условий развития малого и среднего бизнеса, а также отношений со всеми структурами, представляющими интересы бизнес-сообщества, в том числе чтобы не дублировать работу.

– В Тольятти планируют запустить вторую очередь бизнес-инкубатора. Однако и от работы первой отдачи нет. Вскоре откроется Технопарк. Даст ли он перспективы развития местному малому и среднему бизнесу?

– На создание бизнес-инкубатора в 2009 году потратили более 30 миллионов рублей из бюджетов всех уровней. Взамен власти надеялись получить сотни рабочих мест. В этом году планируют запустить вторую очередь инкубатора, рассчитанную на 25-45 компаний, увеличив расходы до 65 миллионов. Однако и действующие площади инкубатора загружены не полностью. Он должен был послужить развитию новых видов бизнеса. А их попросту нет. Вход предприятиям, занятым традиционными видами деятельности, заказан. При этом инкубатор – это оснащенные мебелью и оргтехникой помещения, там нет лабораторий и мастерских, необходимых инновационным предприятиям. Получается, последним здесь делать нечего, а традиционным вход запрещен.

Технопарк «Жигулевская долина» – следующая ступень, где действительно создают базу для наукоемких предприятий. Но сюда должны приходить уже более-менее окрепшие компании, поработавшие на город и, возможно, ориентирующиеся теперь на другие регионы.

– В целом достаточны ли меры для стимулирования инновационного предпринимательства?

– Инновации – не просто улучшение, а существенная смена функций какого-то продукта. Их создание связано с тремя стадиями: разработка, продвижение на рынок и дальнейшее развитие. Уже на первой возникают проблемы недостаточно развитого института интеллектуальной собственности. Выходя на рынок, инновационный продукт вступает в те же рыночные отношения, что и любой другой. Но ему нужны преимущества. Третья проблема – отсутствие инновационной стратегии предприятий. Очередное нововведение должно появляться еще на стадии зрелости предыдущего, жизненный цикл ноу-хау должен все время сокращаться. Но они десятилетиями не обновляются. Так что на вопрос о том, достаточны ли меры для стимулирования инновационного предпринимательства, я отвечу: «А где оно?» В лучшем случае приносят бизнес-идеи или же пользуются изобретениями, основанными на советских разработках. В конце года мэрия Тольятти провела конкурс субсидий инновационным предприятиям: компенсация затрат достигала пяти миллионов. Обратилось мало участников.

Интереса к разработке, промышленному освоению и коммерциализации нововведений в потенциальной среде наукоемких предприятий нет. Кроме того, они испытывают дефицит квалифицированных инновационных менеджеров и низкую потребность в инновациях. Не нужно забывать и о том, что наша страна сырьевая, а не технологичная. Без комплексных мер проблемы инновационного бизнеса не решить.

– Численность малых предприятий – 1100 (цифра по сравнению с 2010 годом увеличилась на 0,2%), они обеспечивают работой чуть более 27 тысяч человек (почти на 9% меньше, чем в 2010 году). Тем не менее на них надежда нашего моногорода. Какую долю в экономике Тольятти «малые» реально могут занять?

– Если решить озвученные проблемы бизнеса, сделать системную программу, думаю, можно формировать в городе до 20-25% валового продукта. Эти показатели и заложены в программе, но не уверен, что к 2015 году достигнем их.

– Большая часть фирм в Тольятти по-прежнему занята в торговле. Почему не получается развить сферу услуг и производственную?

– Для этого нет основы. Плюс специфика города в том, что он ориентирован на крупные предприятия. Сейчас предприниматель не поставит лишний станок, не возьмет на работу лишнего человека; в обороте у него будет столько средств, сколько необходимо, чтобы обеспечить процесс. И он будет заниматься производством, только если увидит сферу реализации продукции. Сегодня действительно легче организовать предприятие торговли. Рост малого предпринимательства в производственной сфере можно было бы инициировать, если бы крупные предприятия выделили или передали направления работы, услуг на аутсорсинг. Или заключили договоры по схеме субконтрактации с малыми и средними предприятиям города, через торги. Но нужны меры, которые бы простимулировали крупный бизнес к этим шагам. Также необходимо решить вопрос доступности финансов. Процентные ставки по кредитам высоки, фонды есть, но их доля мала. Местные программы продвижения продуктов и услуг, программы лояльности к местному производителю способны дать возможность развиваться малым производствам. Да, наверное, администрации нужно иметь смелость, чтобы заключить общественный договор с сетями, по которому 15-20% продуктов на прилавках будут только местные. Но такие примеры есть в других регионах.

– Интересно ли инвесторам малое предпринимательство?

– Небольшому предприятию сложно найти инвесторов: их интересует масштаб. Министр экономического развития области Владислав Капустин в выступлениях подтверждал, что основной объем вложений направляют в развитые и представленные крупными компаниями отрасли: нефтедобыча и нефтепереработка, энергетика, производство транспортных средств и оборудования, химическое производство. Однако для начала малого бизнеса больших инвестиций не требуется. И есть другие источники средств: кредиты, инвестиционные фонды, государственные программы. Но все же первая проблема здесь – финансовая безграмотность бизнесменов. Они не готовы понять, что деньги вложат, только если взамен получат управление до момента, когда пойдет прибыль.

Торгово-промышленная палата Тольятти пытается решить вопрос выхода предпринимательских проектов на рынок в плане поиска финансирования. В 2011 году создали комитет по инвестициям ТПП, который возглавил Владимир Перельштейн. Набираем экспертную группу. Следующая задача – отобрать действительно достойные проекты, которые обратят на себя внимание инвесторов. Предложили участвовать в работе комитета почти всем финансовым институтам города и области, заключили соглашения примерно с десятью структурами, в том числе с нашим венчурным фондом, фондом социальных инвестиций и коммерческими банками. Однако предвижу, что столкнемся с проблемой отсутствия проектов. Вероятно, потребуется система их доработки, потому что в большинстве своем приносят бизнес-идеи на двух-трех листах, где условно определен продукт, но нет экономических расчетов, анализа рынка. В планах – добиться, чтобы поток проектов стал постоянным, и ориентироваться с ними не только на город.

– Могут ли местные товары и услуги быть конкурентоспособны?

– Могут. Но для этого нужны комплексные меры и некие обязательства от муниципальной власти. Если местный производитель почувствует, что ему дают преференции, упрощающие сбыт продукции, это будет стимулировать его в развитии. Наверное, стоит определить разумную долю товара, входящего сюда с других территорий.

– Одной из приоритетных задач на этот год координационный совет по стратегическому развитию Тольятти назвал стимулирование предпринимательства. А по-вашему, что должно стать для города целью №1?

– Особую роль предпринимательства раскрыли еще классики экономики – американцы Кэмпбелл Макконнелл и Стэнли Брю. Согласно их определению, это творческая деятельность деловых людей, направленная на поиск новых сфер инвестирования капитала, создание новой и совершенствование имеющейся продукции, организацию производств и рабочих мест. При всех этих составляющих предпринимательство может и должно быть стратегически важным направлением развития города. Я его вижу именно таким. Главное, понимать, что делать по пути к этой цели.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объясняет, какие подарки запрещено дарить женам и подругам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Рекомендуем
Объявления