С 1 января 2012 года размер страховых взносов снизился до 30% для малого бизнеса и до 20% для производственной и социальной сфер. На этом уровне ставки продержатся до 2014 года. По оценкам экспертов, если проанализировать все внешние факторы, то в итоге получается, что для экономики ставка взносов и не снижалась.
2011 год начался для работодателей с резкого повышения размера взносов во внебюджетные фонды. С 26% они выросли до 34%. Сейчас 26% из этих 34% работодатели платят в ПРФ, 2,9% – в ФСС, 3,1% и 2% – в ТФОМС.
Напомним, что решение об отмене ЕСН и замене его страховыми платежами во внебюджетные фонды было принято руководством страны еще в 2008 году и было обусловлено поиском средств на покрытие разрыва в бюджете Пенсионного фонда России.
Столь резкое увеличение размера взносов сильно ударило по финансовой устойчивости российских компаний. Весь прошлый год правительство работало над снижением размера взносов.
Решение о снижении взносов во внебюджетные фонды для организаций было принято еще в конце 2011 года. Согласно ему, с 1 января 2012 года размер страховых взносов снизился до 30% для малого бизнеса и до 20% для производственной и социальной сфер.
В частности, это произошло за счет снижения размера страховых взносов в ПФР для организаций в 2012 году с 26% до 22%. Ставка страховых взносов в ФСС и ФОМС не изменилась.
Кроме того, была проиндексирована и облагаемая страховыми взносами база каждого работника, то есть предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы. Он вырос с 463 до 512 тысяч рублей. Также установлен тариф страхового взноса свыше предельной величины базы для начисления страховых взносов в размере 10%.
Помимо этого с начала 2012 года изменился и список тех, кто имеет право на пониженный тариф страховых взносов. Теперь в список организаций, тариф страховых взносов для которых будет снижен, дополнительно войдут:
аптечные организации, уплачивающие единый налог на вмененный доход;
некоммерческие организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и осуществляющие деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства и массового спорта (за исключением профессионального);
благотворительные организации, применяющие упрощенную систему налогообложения;
организации, оказывающие инжиниринговые услуги, за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности.
По оценкам экспертов, если проанализировать все внешние факторы, то в итоге получается, что для экономики ставка взносов и не снижалась.
По словам главного экономиста УК «Финам Менеджмент» Александра Осина, понижение ставки страховых взносов до 30% (для малого бизнеса – до 20%) означает, что, по данным Минфина, Пенсионный фонд РФ недосчитается в 2012 году порядка 400 миллиардов рублей доходов. Правительство решило компенсировать эти средства дополнительными платежами в 7-10% с зарплат свыше 45 тысяч рублей в месяц. Работодатели 7-8% граждан России в 2012 году заплатят в бюджет дополнительно 350 млрд рублей. «В основном, это финансовый сектор, добыча и переработка, технологический сегмент, где сейчас получают такие зарплаты. То есть, повышение налогов всё равно произойдет», – говорит эксперт.
По оценкам господина Осина, расхождение статистики реальных доходов населения (которые снизились) и реальных зарплат в РФ (которые выросли) в начале 2011 года свидетельствует о том, что многие предприятия предпочтут уходить в «тень», но не платить повышенный налог. Особенно это относится к малому бизнесу. «Соответственно, планы Минфина компенсировать 90% выпадающих доходов за счёт перераспределения налоговой нагрузки на более «прозрачные» и прибыльные компании вряд ли будет реализовано успешно и в полной мере. В результате возникнет новый раунд повышения зависимости бюджета от займов и динамики цен сырьевого рынка. Исходя из сказанного, ставка ПФР для экономики практически не понижалась. Ближайшие годы – это время для усиления государственного бюджета как базы для госинвестиций, изменения налоговой системы в целях поддержки производства за счёт потребления, снижения рисков динамики потребления за счёт выравнивания доходов», – отметил эксперт.