Бизнес Иван Коуров, арт-директор ресторана, ведущий, организатор праздников: «Даже в кризис люди не перестают отмечать праздники»

Иван Коуров, арт-директор ресторана, ведущий, организатор праздников: «Даже в кризис люди не перестают отмечать праздники»

Предновогодние дни наиболее напряженные для работников ивент-индустрии (тех, кто занимается организацией торжеств). Время самых успешных из них было расписано по часам еще несколько месяцев назад: крупные компании, мелкие фирмы, семьи хотят подарить себе, коллегам и близким незабываемые впечатления о 31 декабря. Tolyatty.ru обратился к одному из шоуменов города с просьбой рассказать все о «праздничной кухне».

Когда в Тольятти появился рынок ивент-услуг и что он представляет собой сейчас?

– Он начал зарождаться в середине 90-х, когда еще были массовики-затейники и свадебные генералы. Но железный занавес рухнул, хотелось нового. Волна перемен в Тольятти пришла с Олегом Илюшиным и Алексеем Мичуриным (группа «Осьминоги»). Затем стали появляться и другие яркие молодые люди, которые умели преподнести себя, с чувством юмора обыграть любую ситуацию. Торжества-застолья начали превращаться в шоу с живым общением. На свадьбы, а потом и корпоративные мероприятия стали приглашать организаторов, способных на него. Компаний тогда было много, на только что пришедшие с запада корпоративы активно выделяли деньги, приглашали звезд. Потребовался совсем иной конферанс, не в стихах и не по заученному сценарию. Хотя крупные предприятия по-прежнему продолжают работать со своими старыми ведущими: это дело привычки. Плюс у нас цены на порядок выше. Но Илюшин, Мичурин, Игорь Журавель, диджей Фитиль задали высокую планку в городе. И в итоге все селебрити стали приходить даже не на мероприятия, а на конкретных шоуменов.

Сейчас молодое поколение ведущих сосуществует со старым, которое практикует переодевания, конкурсы с карандашами в бутылочках, заученными шутками. На рынке множество представителей: специализированные агентства и те, для которых ивент – лишь дополнительное направление бизнеса (тот же «Мемфис» берет крупные заказы на мероприятия, свадьбы), фрилансеры. Несчетное количество мелких организаций и частников, работающих по объявлениям в газетах. После кризиса рынок ивент-услуг не обрушился. Цены снижались (клиенты просили скидки, предлагали бартер, взаимозачеты), но сейчас выровнялись. Число заказов не убавилось из-за нестабильности в экономике, оно сократилось за счет появления новых ведущих, которые взяли на себя часть работы.

Насколько доходен рынок ивент-услуг Тольятти?

– Основной доход приносят свадьбы: они часто проходят. Но точных сведений, какие деньги вращаются в ивент-услугах, ни у кого нет. Можно лишь рассчитать средний бюджет мероприятия для 50-60 человек. Чек в ресторане на одного человека – полторы тысячи рублей, дополнительно чаи и прочее – еще 10–15 тысяч. Ведущий – 25 тысяч, диджей – шесть тысяч, плюс артисты, оформление, машины, фото, видео – в среднем затраты выливаются в 200 тысяч.

Довольно прибыльна и корпоративная часть рынка. Например, участие в предновогоднем празднике для одного человека стоит от двух тысяч рублей, ближе к 31 декабря – еще дороже. Причем начиная с 15 числа в ресторанах заняты все вечера. Еще более крупные вложения компании делают в свои дни рождения, на которые приглашают эстрадных звезд. Например, у нас был Шон Пол.

Рекламные проекты дают небольшой доход, поскольку местный рекламный рынок не сформирован. Стоимость разработки пиар-кампании – не менее 50 тысяч – пугает здешних клиентов. Потому, например, одно из ивент-агентств города открыло представительство в Москве и в этом направлении развивается там.

Кто работает в ивент-индустрии?

– Ведущие новой волны – практически все бывшие кавээнщики, умеющие реагировать на происходящее в зале, интересно это обыгрывать, владеющие живым чувством юмора. Есть те, кто получил профессиональный опыт в агентствах, наработал своих клиентов и отделился. Выпускников специализированных вузов немного.

Каков «входной» билет на ваш рынок?

– Для того чтобы начать, нужна самореклама и знакомые, которые готовы тебя рекомендовать. Если этого нет – придется очень долго нарабатывать имя и клиентскую базу. Невозможно сразу стартовать, даже будучи талантливым, интересным или имея первоначальный капитал. В маленьком Тольятти лучше всего работает сарафанное радио. И когда тебя начинают советовать своим друзьям и знакомым – дело идет. По большому счету в бизнесе может осесть любой: о вкусах не спорят, людям нравятся совершенно разные ведущие и организаторы праздников. У нас даже гаишники подрабатывают.

Как выбрать качественные услуги, понять, будут ли они эффективны?

– Объективных оценок для этого нет. Поэтому старожилы бизнеса советуют клиентам обязательно встречаться с ведущими. Увидите манеру говорить, внешний вид, идеи и поймете, ваш это человек или нет.

Чем отличаются торжества сегодняшние от, например, проходивших в 2005 году?

– Если раньше мероприятия были обезличенные (все делали по стандартному сценарию, вставляя имена «виновников» праздника), то теперь собирают информацию в том числе о гостях. Допустим, не так давно коллеги Эльдар Мамбетов и Алексей Сорокин проводили «айсвадьбу»: жених и невеста любят эйэпловские гаджеты. Даже торт приготовили в виде надкусанного яблока. Раньше никогда не встречали гостей фуршетными столиками и аперитивом: все приезжали, и начиналась программа. Сейчас много внимания уделяют именно встрече: шампанское, фрукты, аниматоры, музыканты. Порой на корпоративы коллективы отвозят на заказном автобусе, и уже в нем людей начинают развлекать. Тематика торжеств не изменилась, а вот их оформление – да: если прежде атмосферу праздника создавали с помощью воздушных шаров, теперь это делают тоньше, через детали. Например, для греческой вечеринки могут просто включить в нужный момент национальную музыку, подать на стол средиземноморские продукты, добавить конкурс про жителей Олимпа. Если раньше брали тему и пытались ее воплотить всеми возможными средствами, то сейчас выбирают подходящее под тематику заведение или отталкиваются от интерьера. Вырос уровень профессионализма работающих в ивент-индустрии, артисты обновили репертуар.

Клиенты мешают в организации праздников?

– Бывает. Но это зависит от человека: кто-то приходит к организатору торжеств как к профессионалу и доверяет ему. А кто-то пытается создать собственную программу праздника, уместить в нее все возможное. В итоге получается аляповато.

Часто ли заказывают индивидуальные праздники с определенной концепцией?

– Не часто, но заказывают. Просто такие мероприятия всегда несут больше расходов. Не только потому что это эксклюзивная разработка, а потому что понадобится масса мелочей для создания нужного антуража: оформление, подарки, атрибуты для конкурсов. Однако в Тольятти, например, именно по просьбе клиента придумали программу «звездной» свадьбы. Жених и невеста были эстрадными исполнителями, а их родители – продюсерами, создававшими звездный дуэт. Все гости делали творческие подарки: пели, танцевали. В баре наливали коктейли исключительно за какой-либо творческий номер. Памятным презентом каждому была газета, подготовленная в течение дня.

Как находите заказы? Появление тендеров не сократило их долю?

– Всегда, и без тендеров, были и будут заказы под определенного исполнителя. Мы делаем предложения о сотрудничестве предприятиям, они предварительно соглашаются, но позже все равно отдают заказ «своим». Крупный бизнес заключает с ивент-агентствами годовые договоры на проведение мероприятий с бюджетом до 50 тысяч рублей, от ста тысяч и выше. Их подрядчиками, как правило, становятся московские или питерские фирмы. Часто заказы они передают субподрядчикам. Для нас это плохо лишь тем, что они делают шоу, не зная местной специфики.

Какие самые грандиозные или необычные мероприятия можете вспомнить?

– Как правило, это частные и корпоративные праздники. Например, один банк для ВИП-клиентов снимал загородный комплекс «Русская охота». На столы подавали дичь, на сцене пела английская джаз-соул-группа, стояли беседки с кальянами, настоящие кубинцы скручивали сигары. Были разбиты поля для игры в крокет, было много аниматоров, с которыми фотографировались, которые встречали и провожали гостей, было катание на воздушном шаре. Запомнилось, как одна компания летом в поле заливала каток для своих гостей. Туда приезжали покататься, выпить шампанского. К совещанию топ-менеджеров одной из корпораций приготовили такую развлекательную программу: катали их на теплоходе по Волге, а затем привозили на смотровую площадку на горе, где они участвовали в небольшом театральном представлении, обедали, фотографировались и получали подарки. Одна местная фирма на свои праздники любит приглашать известные команды КВН и звезд эстрады. Последний раз это были Меладзе, Нюша и «Банд Эрос». Другая компания снимала «Арену», устраивала фуршет, выставку картин и выступления Вайкуле, «Иванушек» и Лазарева.

Кого из звезд у нас любят приглашать?

– Все зависит от личных предпочтений, а средства воплотить их есть. Хотя сейчас перестали возить современных звезд, приоритет – популярные в 80-90-е. А так могут и наших, и зарубежных привезти. Цена вопроса – минимум 120 тысяч рублей.

Сейчас у ивент-агентств страда. Каков бюджет нынешних новогодних мероприятий и самый востребованный сценарий?

– Дед Мороз и Снегурочка – по-прежнему обязательные персонажи любого корпоратива. Но так как на Новый год денег выделяют больше, то присутствуют и другие артисты. В этот раз, например, будут команда КВН «Уездный город» и лауреаты «Золотого граммофона» прошлого года. Можно следить по ночным клубам: как правило, все, кто появляется в «Арене», приезжают сюда работать на корпоративы.

В этом году популярны фуршеты, чтобы не сидеть за столом, а свободно перемешаться и общаться. Многие сотрудники делают творческие подарки – это большой плюс: корпоративы стали рассматривать как часть тимбилдинга.

Средний чек для участия в торжестве на одного человека – две тысячи рублей.

Если говорить о городских праздниках, то очевидно, что социальный и культурный эффекты минимальны, а затраты существенны. Что могли бы предложить для решения этой проблемы представители ивент-индустрии?

– Есть аффилированные структуры, которым и отдают заказы на проведение городских мероприятий. Поэтому пока не поменяется отношение чиновников к происходящему, мы ничего поделать не сможем.

В маркетинге территорий ивент может играть значимую роль. Как, по-вашему, его возможности используют в Тольятти?

– У нас много хороших мероприятий: фестиваль электронной музыки ГЭС, соревнования по виндсерфингу и по зимнему кайтингу. В принципе все, на что сейчас гарантирован спрос, уже есть.

Каковы перспективы отрасли?

– Пока Тольятти не потеряет статус моногорода, развития не ждем. Хотя потенциал у работающих в этом бизнесе огромный: мы умеем делать все. Но в то же время ивент-услуги на организацию торжеств всегда будут востребованы: даже в кризисные годы люди не перестают отмечать праздники и веселиться.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Сил их терпеть нет даже у меня». Правдивый рассказ хозяйки трех шотландских кошек — их заводят за милую внешность
Анонимное мнение
Мнение
Забудьте про «фишки»! Журналист из Тольятти побывал в городской поликлинике и вышел в шоке — ему все понравилось
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления