Предновогодние дни наиболее напряженные для работников ивент-индустрии (тех, кто занимается организацией торжеств). Время самых успешных из них было расписано по часам еще несколько месяцев назад: крупные компании, мелкие фирмы, семьи хотят подарить себе, коллегам и близким незабываемые впечатления о 31 декабря. Tolyatty.ru обратился к одному из шоуменов города с просьбой рассказать все о «праздничной кухне».
– Когда в Тольятти появился рынок ивент-услуг и что он представляет собой сейчас?
– Он начал зарождаться в середине 90-х, когда еще были массовики-затейники и свадебные генералы. Но железный занавес рухнул, хотелось нового. Волна перемен в Тольятти пришла с Олегом Илюшиным и Алексеем Мичуриным (группа «Осьминоги»). Затем стали появляться и другие яркие молодые люди, которые умели преподнести себя, с чувством юмора обыграть любую ситуацию. Торжества-застолья начали превращаться в шоу с живым общением. На свадьбы, а потом и корпоративные мероприятия стали приглашать организаторов, способных на него. Компаний тогда было много, на только что пришедшие с запада корпоративы активно выделяли деньги, приглашали звезд. Потребовался совсем иной конферанс, не в стихах и не по заученному сценарию. Хотя крупные предприятия по-прежнему продолжают работать со своими старыми ведущими: это дело привычки. Плюс у нас цены на порядок выше. Но Илюшин, Мичурин, Игорь Журавель, диджей Фитиль задали высокую планку в городе. И в итоге все селебрити стали приходить даже не на мероприятия, а на конкретных шоуменов.
Сейчас молодое поколение ведущих сосуществует со старым, которое практикует переодевания, конкурсы с карандашами в бутылочках, заученными шутками. На рынке множество представителей: специализированные агентства и те, для которых ивент – лишь дополнительное направление бизнеса (тот же «Мемфис» берет крупные заказы на мероприятия, свадьбы), фрилансеры. Несчетное количество мелких организаций и частников, работающих по объявлениям в газетах. После кризиса рынок ивент-услуг не обрушился. Цены снижались (клиенты просили скидки, предлагали бартер, взаимозачеты), но сейчас выровнялись. Число заказов не убавилось из-за нестабильности в экономике, оно сократилось за счет появления новых ведущих, которые взяли на себя часть работы.
– Насколько доходен рынок ивент-услуг Тольятти?
– Основной доход приносят свадьбы: они часто проходят. Но точных сведений, какие деньги вращаются в ивент-услугах, ни у кого нет. Можно лишь рассчитать средний бюджет мероприятия для 50-60 человек. Чек в ресторане на одного человека – полторы тысячи рублей, дополнительно чаи и прочее – еще 10–15 тысяч. Ведущий – 25 тысяч, диджей – шесть тысяч, плюс артисты, оформление, машины, фото, видео – в среднем затраты выливаются в 200 тысяч.
Довольно прибыльна и корпоративная часть рынка. Например, участие в предновогоднем празднике для одного человека стоит от двух тысяч рублей, ближе к 31 декабря – еще дороже. Причем начиная с 15 числа в ресторанах заняты все вечера. Еще более крупные вложения компании делают в свои дни рождения, на которые приглашают эстрадных звезд. Например, у нас был Шон Пол.
Рекламные проекты дают небольшой доход, поскольку местный рекламный рынок не сформирован. Стоимость разработки пиар-кампании – не менее 50 тысяч – пугает здешних клиентов. Потому, например, одно из ивент-агентств города открыло представительство в Москве и в этом направлении развивается там.
– Кто работает в ивент-индустрии?
– Ведущие новой волны – практически все бывшие кавээнщики, умеющие реагировать на происходящее в зале, интересно это обыгрывать, владеющие живым чувством юмора. Есть те, кто получил профессиональный опыт в агентствах, наработал своих клиентов и отделился. Выпускников специализированных вузов немного.
– Каков «входной» билет на ваш рынок?
– Для того чтобы начать, нужна самореклама и знакомые, которые готовы тебя рекомендовать. Если этого нет – придется очень долго нарабатывать имя и клиентскую базу. Невозможно сразу стартовать, даже будучи талантливым, интересным или имея первоначальный капитал. В маленьком Тольятти лучше всего работает сарафанное радио. И когда тебя начинают советовать своим друзьям и знакомым – дело идет. По большому счету в бизнесе может осесть любой: о вкусах не спорят, людям нравятся совершенно разные ведущие и организаторы праздников. У нас даже гаишники подрабатывают.
– Как выбрать качественные услуги, понять, будут ли они эффективны?
– Объективных оценок для этого нет. Поэтому старожилы бизнеса советуют клиентам обязательно встречаться с ведущими. Увидите манеру говорить, внешний вид, идеи и поймете, ваш это человек или нет.
– Чем отличаются торжества сегодняшние от, например, проходивших в 2005 году?
– Если раньше мероприятия были обезличенные (все делали по стандартному сценарию, вставляя имена «виновников» праздника), то теперь собирают информацию в том числе о гостях. Допустим, не так давно коллеги Эльдар Мамбетов и Алексей Сорокин проводили «айсвадьбу»: жених и невеста любят эйэпловские гаджеты. Даже торт приготовили в виде надкусанного яблока. Раньше никогда не встречали гостей фуршетными столиками и аперитивом: все приезжали, и начиналась программа. Сейчас много внимания уделяют именно встрече: шампанское, фрукты, аниматоры, музыканты. Порой на корпоративы коллективы отвозят на заказном автобусе, и уже в нем людей начинают развлекать. Тематика торжеств не изменилась, а вот их оформление – да: если прежде атмосферу праздника создавали с помощью воздушных шаров, теперь это делают тоньше, через детали. Например, для греческой вечеринки могут просто включить в нужный момент национальную музыку, подать на стол средиземноморские продукты, добавить конкурс про жителей Олимпа. Если раньше брали тему и пытались ее воплотить всеми возможными средствами, то сейчас выбирают подходящее под тематику заведение или отталкиваются от интерьера. Вырос уровень профессионализма работающих в ивент-индустрии, артисты обновили репертуар.
– Клиенты мешают в организации праздников?
– Бывает. Но это зависит от человека: кто-то приходит к организатору торжеств как к профессионалу и доверяет ему. А кто-то пытается создать собственную программу праздника, уместить в нее все возможное. В итоге получается аляповато.
– Часто ли заказывают индивидуальные праздники с определенной концепцией?
– Не часто, но заказывают. Просто такие мероприятия всегда несут больше расходов. Не только потому что это эксклюзивная разработка, а потому что понадобится масса мелочей для создания нужного антуража: оформление, подарки, атрибуты для конкурсов. Однако в Тольятти, например, именно по просьбе клиента придумали программу «звездной» свадьбы. Жених и невеста были эстрадными исполнителями, а их родители – продюсерами, создававшими звездный дуэт. Все гости делали творческие подарки: пели, танцевали. В баре наливали коктейли исключительно за какой-либо творческий номер. Памятным презентом каждому была газета, подготовленная в течение дня.
– Как находите заказы? Появление тендеров не сократило их долю?
– Всегда, и без тендеров, были и будут заказы под определенного исполнителя. Мы делаем предложения о сотрудничестве предприятиям, они предварительно соглашаются, но позже все равно отдают заказ «своим». Крупный бизнес заключает с ивент-агентствами годовые договоры на проведение мероприятий с бюджетом до 50 тысяч рублей, от ста тысяч и выше. Их подрядчиками, как правило, становятся московские или питерские фирмы. Часто заказы они передают субподрядчикам. Для нас это плохо лишь тем, что они делают шоу, не зная местной специфики.
– Какие самые грандиозные или необычные мероприятия можете вспомнить?
– Как правило, это частные и корпоративные праздники. Например, один банк для ВИП-клиентов снимал загородный комплекс «Русская охота». На столы подавали дичь, на сцене пела английская джаз-соул-группа, стояли беседки с кальянами, настоящие кубинцы скручивали сигары. Были разбиты поля для игры в крокет, было много аниматоров, с которыми фотографировались, которые встречали и провожали гостей, было катание на воздушном шаре. Запомнилось, как одна компания летом в поле заливала каток для своих гостей. Туда приезжали покататься, выпить шампанского. К совещанию топ-менеджеров одной из корпораций приготовили такую развлекательную программу: катали их на теплоходе по Волге, а затем привозили на смотровую площадку на горе, где они участвовали в небольшом театральном представлении, обедали, фотографировались и получали подарки. Одна местная фирма на свои праздники любит приглашать известные команды КВН и звезд эстрады. Последний раз это были Меладзе, Нюша и «Банд Эрос». Другая компания снимала «Арену», устраивала фуршет, выставку картин и выступления Вайкуле, «Иванушек» и Лазарева.
– Кого из звезд у нас любят приглашать?
– Все зависит от личных предпочтений, а средства воплотить их есть. Хотя сейчас перестали возить современных звезд, приоритет – популярные в 80-90-е. А так могут и наших, и зарубежных привезти. Цена вопроса – минимум 120 тысяч рублей.
– Сейчас у ивент-агентств страда. Каков бюджет нынешних новогодних мероприятий и самый востребованный сценарий?
– Дед Мороз и Снегурочка – по-прежнему обязательные персонажи любого корпоратива. Но так как на Новый год денег выделяют больше, то присутствуют и другие артисты. В этот раз, например, будут команда КВН «Уездный город» и лауреаты «Золотого граммофона» прошлого года. Можно следить по ночным клубам: как правило, все, кто появляется в «Арене», приезжают сюда работать на корпоративы.
В этом году популярны фуршеты, чтобы не сидеть за столом, а свободно перемешаться и общаться. Многие сотрудники делают творческие подарки – это большой плюс: корпоративы стали рассматривать как часть тимбилдинга.
Средний чек для участия в торжестве на одного человека – две тысячи рублей.
– Если говорить о городских праздниках, то очевидно, что социальный и культурный эффекты минимальны, а затраты существенны. Что могли бы предложить для решения этой проблемы представители ивент-индустрии?
– Есть аффилированные структуры, которым и отдают заказы на проведение городских мероприятий. Поэтому пока не поменяется отношение чиновников к происходящему, мы ничего поделать не сможем.
– В маркетинге территорий ивент может играть значимую роль. Как, по-вашему, его возможности используют в Тольятти?
– У нас много хороших мероприятий: фестиваль электронной музыки ГЭС, соревнования по виндсерфингу и по зимнему кайтингу. В принципе все, на что сейчас гарантирован спрос, уже есть.
– Каковы перспективы отрасли?
– Пока Тольятти не потеряет статус моногорода, развития не ждем. Хотя потенциал у работающих в этом бизнесе огромный: мы умеем делать все. Но в то же время ивент-услуги на организацию торжеств всегда будут востребованы: даже в кризисные годы люди не перестают отмечать праздники и веселиться.