Объем товарооборота в зоне действия Самарской таможни в 2011 году вырос на 31%. Экспорт увеличился на 20%, импорт – на 76%. Эксперты говорят, что в некоторой степени на рост показателей повлиял, созданный в прошлом году Таможенный союз. По их оценкам, после вступления в силу Единого экономического пространства в первом полугодии 2012 года, показатели по экспорту/импорту таможенной службы региона могут стать еще более внушительными.
Самарская таможня подвела основные итоги внешней торговли в регионе за девять месяцев 2011 года. Как рассказал начальник Самарской таможни Александр Архипов, рост товарооборота в зоне действия Самарской таможни в 2011 году по сравнению с прошлым составил 31%.
Всего в денежном выражении стоимость оформленных на таможне товаров составила 5,2 млн долларов США. Стоимость экспорта составила свыше 3,8 млн долларов США, импорта – 1,4 млн долларов США. «За девять месяцев 2011 года Самарская таможня перечислила в федеральный бюджет около 17 млн рублей, что составило 105,6% от установленного контрольного показателя», – рассказал господин Архипов.
По словам Александра Архипова, как и в предыдущие годы, доля экспорта во внешнеторговом обороте по Самарской таможне (73%) значительно превышает долю импорта (27%). Вес оформленных товаров по сравнению с 2010 годом увеличился на 4% и составил свыше 6099 тысяч тонн.
Товарооборот 10 крупнейших экспортеров составил 89% от общего объема экспорта Самарской таможни. При этом увеличили объемы поставок: ОАО «Тольяттиазот», ЗАО «Алкоа СМЗ», ОАО «СГ-Транс», ОАО «Куйбышевазот», ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс».
Товарооборот 10 крупнейших импортеров составил 55% от общего объема импорта Самарской таможни. Существенно увеличились объемы товаров, оформленных крупнейшими импортерами: ЗАО «Евротехника», ЗАО «Самарская кабельная компания», ОАО «Куйбышевазот», ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс», ОАО «АвтоВАЗ».
В товарной структуре экспорта преобладали: продукция химической промышленности – 41%, минеральные продукты – 37%, машины, оборудование и транспортные средства – 12%. Из них большая часть экспорта приходится на легковые автомобили, металлы и изделий из них – 7%. Продовольственные товары и сырье – 1%.
В товарной структуре импорта ведущее место занимали машины, оборудование и транспортные средства – 56% от общего объема импорта. Более 50% импорта пришлось на оборудование и механические устройства.
Эксперты отмечают, что Самарская область продолжает показывать уверенный и поступательный рост внешнеторговых оборотов. По мнению некоторых аналитиков, на увеличение показателей в некоторой степени повлияло создание Таможенного союза (ТС).
«Необходимо отметить в первую очередь, что рост импорта в рамках работы таможенного союза значительно вырос (на 76%) по отношению к аналогичному периоду 2010 года. Это серьезная заявка на эффективность такого сотрудничества. Однако, даже не смотря на то, что ввезено на территорию Самарской области гораздо больше, чем вывезено, общая стоимость экспортированного сырья и продукции превышает стоимость импортированных более чем в половину.
Это объясняется тем, что большая часть регионального экспорта составила химическая промышленность и минеральные продукты, между тем, больше всего ввезено на территорию региона транспортных средств. При этом не стоит забывать, что именно в Самарской области располагается гигант отечественного автопрома АвтоВАЗ, и если говорить об экспорте то здесь было вывезено (в рамках ТС) не более 10% машин с его конвейера, что опять-таки позиционирует наш автопром менее конкурентоспособным», – отметил эксперт УК «СОЛИД Менеджмент» Андрей Левшин.
По словам эксперта, не исключено, что по итогам первого полугодия 2012 года, после вступления в силу Единого экономического пространства, показатели по экспорту/импорту таможенной службы региона станут еще более внушительными.
По мнению аналитика Инвесткафе Антона Сафронова, создание ТС, конечно, повлияло в некоторой степени на показатели товарооборота, но все же большее внимание уделяется внешней торговле со странами дальнего зарубежья. «Это традиционная ситуация, поскольку на такие страны в регионе приходится в среднем около 90% экспорта и около 80% импорта. При этом из стран ближнего зарубежья большой объем только с Украиной и Казахстаном, то есть как раз со странами ТС», – отметил господин Сафронов.
Эксперты так же отмечают, что создание Таможенного союза принесло ощутимый результат не только экономике региона, но и простым гражданам.
По словам Антона Сафронова, прежде всего, потребители теперь могут приобрести некоторые товары значительно дешевле, поскольку внутри ТС не действуют таможенные пошлины.
По словам эксперта ФГ БКС Богдана Зыкова, прежде всего, ТС полезен тем, кто часто путешествует за границу или занимается предпринимательской деятельностью. «В частности, жизнь облегчилась у автомобилистов, пересекающих границы с Белоруссией и Казахстаном. Водители грузовиков, к примеру, не проходят утомительные проверки на таможенных пунктах, нет ограничений на частоту и объемы перемещения товаров через границу для личных нужд. Кроме того, валюту на сумму, не превышающую 10 тысяч долларов США, можно перемещать через границу Таможенного союза без декларации. С потребительской точки зрения также выгодно большее разнообразие товаров на прилавках – в России, например, стабильно растет спрос на белорусскую молочную продукцию. Теперь этих товаров будет больше, ведь одна из целей союза – общий потребительский рынок», – констатирует Богдан Зыков.
Фото: Фото с сайта automotonews.ru