Только треть россиян осуществляют платежи через терминалы моментальной оплаты. В настоящее время к основным факторам отказа от использования терминалов – недоверию к ним и неумению ими пользоваться – добавился и острый дефицит 10-рублевых купюр в стране. Впрочем, по мнению экспертов, причина низкой популярности терминалов кроется в высоких комиссиях.
В настоящее время почти 40% населения совершают различные регулярные платежи (оплата услуг ЖКХ, телефона, штрафов, кредитов и др.). Однако для их осуществления россияне пока преимущественно используют лишь традиционные способы оплаты – через кассу банковского отделения или отделение Почты России. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). По данным исследования, которое провело агентство, платежи через терминалы оплаты осуществляет только треть россиян.
Низкая информированность о возможности совершать платежи через терминалы – третий по популярности сдерживающий фактор, констатируют исследователи. Достаточно часто россияне отказываются пользоваться терминалами по причине их отсутствия вблизи дома или работы.
По мнению экспертов, как правило, в большинстве избегают встречи с терминалами люди пенсионного возраста.
«Нужно отметить, что среди той части населения, которая не доверяет и не умеет пользоваться платежными терминалами, значительная часть (40%) люди пред- и пенсионного возраста. Они наиболее консервативны в своем выборе и предпочитают обращаться к более понятным и привычным для них способам оплаты услуг. Чаще всего это посещение отделения банка или почты России, где предполагается живое общение и передача денежных средств в руки сотрудника», – констатирует генеральный директор НАФИ Имаева Гузелия.
Впрочем, в последнее время появился еще один сдерживающий фактор – острый дефицит десятирублевых купюр, который возник из-за вывода их из оборота, и отсутствие в самих терминалах оборудования для приема монет.
«На днях мне нужно было оплатить в терминале услуги Росреестра – 150 рублей плюс 20 рублей комиссию за проведение платежа, – рассказывает жительница Самары Ирина Громова. – Купюры номиналом 100 рублей и 50 рублей я нашла в кошельке легко, а вот чтобы найти две купюры по 10 рублей мне пришлось обойти несколько магазинов, в которых помочь мне не смогли. В итоге пришлось выпрашивать их у кондуктора в автобусе. Я считаю отсутствие десятирублевых купюр большой проблемой – их уже не осталось, а призванные заменить их монеты также в дефиците. В итоге постоянные проблемы со сдачей, просроченные квитанции, испорченное настроение».
Инициативный всероссийский опрос НАФИ проводился в 2011 году. Было опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.Напомним, что кампания по замене 10 рублевых купюр на монеты стартовала в 2010 году. Решение вывести из оборота купюры правительство страны приняло с целью экономии. По подсчетам Банка России, срок службы монеты составляет около 20 лет, а бумажной купюры – чуть более полугода. По разным оценкам, экономия средств бюджета от перехода с использования купюр на монеты может составить до двух миллиардов рублей в год.
По замыслу, монеты должны были полностью вытеснить 10-рублевые купюры уже к середине 2011 года. Однако на практике мы наблюдаем острый дефицит и бумажных и железных денег. Терминалы и другие устройства моментальной оплаты, где активно используют 10-рублевые купюры при оплате услуг, на сегодняшний день не приспособлены к тому, чтобы принимать металлические монеты. По оценкам владельцев терминалов, оснащение их монетоприемниками – удовольствие дорогое, оно, если и будет реализовано, на практике приведет к росту комиссии.
Впрочем, эксперты считают, что основная причина относительно низкой популярности платежных терминалов все-таки заключается в высоких комиссиях.
«На мой взгляд, непереоборудованные терминалы вполне могут служить препятствием для оплаты услуг, но я считаю переоборудовать терминалы под прием монет не рентабельно. Сейчас практически во всех терминалах можно положить сдачу себе на мобильный телефон, поэтому возможно стоит максимально упростить эту процедуру и сделать так, чтобы клиент знал о такой возможности до того, как решит платить через терминал», – считает аналитик Инвесткафе Никита Игнатенко.
«По сравнению с оплатой товаров и услуг через Интернет, комиссии терминалов выше в несколько раз. С расширением возможностей Интернета, в том числе мобильного, оплатить товары и услуги картой стало намного проще, чем, скажем, несколько лет назад. Думаю, что с дальнейшим ростом доступности Интернета для россиян и увеличению количества банковских карт в расчете на человека, доля платежей, осуществляемых через терминалы, будет снижаться», – говорит директор аналитического департамента ИК «Вектор секьюритиз» Александра Лозовая.
Отметим, что опрос НИФИ показал, что высокие комиссии при совершении платежей через терминалы в качестве сдерживающего фактора пользования подобными платежам назвал каждый десятый россиянин.
Фото: Фото с сайта hombiz.ru