Бизнес Туристический форс-мажор

Туристический форс-мажор

Последние события в Тунисе и Египте заставили вновь говорить о совершенствовании системы российского туристического страхования. Пока в ней есть проблемные места и пробелы, от которых хотят избавиться как туроператоры, так и страховые компании. В том числ

Последние события в Тунисе и Египте заставили вновь говорить о совершенствовании системы российского туристического страхования. Пока в ней есть проблемные места и пробелы, от которых хотят избавиться как туроператоры, так и страховые компании. В том числе и связанные с форс-мажорными обстоятельствами, на которые сейчас не распространяется страхование туристов.

Исключения из правил

Больше двух недель туристическую путевку в Египет невозможно купить. Причина – не повышенный спрос на отдых в любимой «российской здравнице», а революционные мятежи в стране фараонов и пирамид. С уходом президента страны страсти наконец-то поутихли, но МИД и Ростуризм по-прежнему не рекомендуют (читаем: запрещают) продавать туроператорам путевки в Египет. Отсюда отсутствие туров в Шарм эль Шейх и Хургаду. Аналогичный запрет наложен и на Тунис, где революционные волнения прокатились на несколько недель раньше.

Между тем есть более 20 тысяч российских граждан, кто приобрел турпутевки в эти страны. Вылететь в эти страны они не могут, так как большинство авиасообщений прервано. Либо остались лишь вылеты «оттуда». Не рекомендуют отдыхать именно сейчас и туроператоры, так как они не могут гарантировать безопасность своих клиентов. Получается, что путешествие, о котором так долго мечтали граждане, становится невозможным.

По мнению заместителя директора департамента страхования путешественников СК «РОСНО» Александра Шваба, события в Египте и Тунисе являются форс-мажором или же по российской терминологии – обстоятельствами непреодолимой силы. «По российскому законодательству в данной ситуации путешественник вправе получить полный возврат оплаты тура или сменить дату поездки/направление. Обязанность это исполнить лежит на турфирмах – турагентах и туроператорах. Для страховщиков невозможность совершить поездку из-за стихийных бедствий, военных действий или беспорядков в стране, куда планируется путешествие, не является страховым случаем. В соответствии с этим все вынужденные отмены поездок российских туристов по причине нынешних беспорядков в Египте не являются страховыми событиями, и со стороны страховщиков возмещение расходов выплачиваться не будет», – отмечает эксперт.

Руководитель правовой службы Ассоциации туроператоров России (АТОР) Надежда Ефремова сетует, что несколько неправильно, что крайними в такой ситуации остаются турфирмы. «Любой туроператор, безусловно, был бы рад отдать все денежные средства туристу в момент получения от него заявления об отказе от путешествия, не доводя дело до суда. Однако в данном случае сделать это крайне затруднительно. В первую очередь потому, что Египет – самое массовое направление на российском рынке. Количество туристов, оформивших тур в эту страну, у крупных туроператоров зашкаливает за 15 тысяч человек. Вернуть им всем деньги из прибыли или из свободных средств организации физически невозможно. Ведь большинство денег перечислено авиакомпаниям и принимающим сторонам в Египте. Если за некоторые рейсы и места в отелях партнеры туроператорам все-таки что-то возвращают, то операторы сразу же подтверждают аналогичный возврат своим туристам. К сожалению, таких туристов-счастливчиков немного», – считает г-жа Ефремова.

На взгляд специалиста, наиболее оптимальный вариант решение проблемы как для туркомпаний, так и для туристов – это изменение даты или страны поездки. Большинство серьезных туроператоров может позволить изменить сроки путешествия вплоть до года.

Тем же, кто решил всё же вернуть свои деньги, рассказывает специалист, остается только расторгать договор и взыскивать уплаченные по нему денежные средства в судебном порядке. Процедура эта обязательно должна включать досудебный порядок рассмотрения споров. Это значит, что туристам необходимо написать заявление о расторжении договора и возврате денежных средств, адресованное агентству, в котором данный тур приобретался. Сотрудники агентства направят заявление туриста туроператору, который письменно ответит о своей возможности/невозможности вернуть денежные средства. Только после получения ответа туроператора турист может составлять исковое заявление и подавать его в суд.

Страхуем все

Между тем уже этой весной Госдума должна рассмотреть поправки в закон «Об основах туристической деятельности». Документ был подготовлен несколько лет назад, но особую актуальность приобрел только сейчас. Из-за нескольких причин: декабрьские акулы в египетском Красном море, коллапс в предновогодние дни в московских аэропортах, события в Тунисе и Египте.

По словам заместителя главы Ростуризма Евгения Писаревского, обновленная версия закона должна обеспечить большую безопасность туристов, находящихся за рубежом. Даже в случае форс-мажоров с туристической компанией или же в месте пребывания туриста.

«Предполагается, что с принятием новой версии закона изменится порядок включения и исключения туроператоров из Единого реестра. Будет пересмотрен размер финансовых гарантий, появится механизм, который обяжет туроператоров даже в случае внештатных ситуаций выполнять свои обязательства перед клиентами. Кроме того, поправки коснутся и медицинского страхования, появится страховка, которая гарантированно покрывала бы всю стоимость лечения», – отмечает эксперт.

Аналитик ГК «Регион» Анна Баева предполагает, что новая туристическая страховка будет выглядеть как ОСАГО для автомобилистов. «Сейчас страховое покрытие минимальное. За значительную часть хирургических операций человеку потом все равно придется доплачивать. Предлагаемое новшество должно изменить систему. Стоимость путевок, конечно, вырастет, но незначительно и не так ощутимо для туристов. Тут более важно само качественное взаимодействие страховщика и туроператора».

«Практика работы в постоянно меняющихся условиях требует внесения изменений в законодательную базу, – соглашается с поправками г-н Шваб. – Это и уточнение терминологии, и закрепление сложившейся деловой практики в законе, и передача контроля в турбизнесе саморегулируемым организациям. Совершенствование так называемых финансовых гарантий, в том числе предусматривающее страхование ответственности не только туроператора, но и турагента. Также немаловажно установить минимальные страховые суммы при страховании медицинских и медико-транспортных расходов и сделать это страхование непременным не только в выездном туризме, но и во внутреннем и въездном. Кроме того, следует предусмотреть классическое страхование от несчастных случаев».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Забудьте про «фишки»! Журналист из Тольятти побывал в городской поликлинике и вышел в шоке — ему все понравилось
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления