Помощник президента РФ Аркадий Дворкович высказал мнение об отмене студенческих стипендий. По мнению чиновника, молодежь должна самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, например, подрабатывать после учебы. Эксперты, привлеченные Dengi63.ru к обсуждению этой темы, инициативу помощника главы государства не разделяют.
Положительное влияние на молодежь страны может оказать отмена стипендий в российских вузах, – считает помощник президента России Аркадий Дворкович. Мнение об этом он высказал в интервью одному из изданий.
По его словам, выплата стипендий студентам вузов – в настоящее время неправильный сигнал для подрастающего поколения: ты ничего не делаешь и получаешь за это деньги. «Всего нужно добиваться своим трудом, – подчеркнул помощник главы государства. – Работать должно стать модным, нужно отменить стандартные стипендии у студентов, потому что это неправильный сигнал, что ты за сам факт своей учебы получаешь компенсации».
Господин Дворкович отметил, что среднестатистический студент вполне может работать после учебы: «На кафедре, в библиотеке, в кафе, переводы делать. Если талантливый математик – может работать у своего профессора на кафедре, помогать делать исследования и получать за это деньги», – говорит он.
Кроме того, по мнению господина Дворковича, в каждом высшем учебном заведении должны быть сформированы возможности для занятости студентов. Кроме того, и российские компании должны быть заинтересованы в том, чтобы принимать на подработку студентов очников.
Господин Дворкович отметил, что он считает такое предложение правильным решением.
«Это все решаемые проблемы. Я считаю, что это и правильней, и дешевле для налогоплательщиков, чем платить стандартные стипендии», – подчеркнул он.
Отметим, что в настоящее время подавляющие количество студентов учатся на платной основе и не получает стипендии. Те же, кто получает средства от государства даже невысокие суммы, не хотят лишиться и этих денег.
По данным сайта профсоюзной организации студентов СамГУ, размер стипендии для очников бюджетной формы обучения на осенний семестр 2010-2011 учебного года составляет:
1100 руб. – базовая стипендия (для студентов первого курса до первой сессии);
1650 руб. – социальная стипендия;
1650 руб. – академическая стипендия для студентов сдавших сессию на «хорошо и отлично» или только на «хорошо»;
2000 руб. – академическая стипендия для студентов сдавших сессию только на «отлично».
Согласно проекту бюджета, утвержденного правительством страны на 2011-2013 годы, стипендии студентов вузов в 2011 году должны быть увеличены приблизительно на 70 рублей. А с 1 сентября 2011 года стипендии для аспирантов должны составить 2500 рублей.
По оценкам самих студентов, стипендия – это небольшая сумма, но лишиться ее им бы не хотелось. У многих нет времени на подработку, например, тех кто приезжает на учебу в Самару из городов области. Кроме того, студентам нужно готовиться к семинарам, посещать библиотеку. Совсем нет времени на вечернюю подработку у студентов во время сессии.
«Я считаю, что подрабатывать, конечно, можно, но это существенно бьет по успеваемости», – говорит студентка третьего курса СамГУ Марина Иванова. По словам студентки, нужно потратить достаточное количество времени, чтобы добраться до места работы и обратно. Плюс отработать какое-то количество часов и успеть выучить задания. «Учеба в вузе изначально предполагает, что человек учится, а не работает. А кто хочет работать, может делать это и так».
«Мои родители, когда были студентами, получали стипендию и работали. Стипендия – это законное право студента. Лишать молодежь и этих копеек несправедливо. А что касается того, чтобы подрабатывать у профессора на кафедре, то я бы посоветовал господину Дворковичу ознакомиться с тем, какие зарплаты у преподавателей и даже профессоров, не говоря уже об их ассистентах», – говорит студент одного из самарских вузов Георгий Талов.
Самарские чиновники, также как и студенты не разделяют точку зрения помощника главы государства относительно возможной отмены стипендий.
«Я отношусь к этому предложению отрицательно. Я считаю, что при модернизации образования не могут быть предложены такие меры. Нельзя снижать мотивацию как студента, так и преподавателя», – считает депутат гордумы Самары Владимир Ягодкин.
По мнению депутата Самарской губернской думы Натальи Бобровой, отменять стипендии – все равно что экономить на спичках. «Можно тогда смело отменить дневное обучение и отправить всех студентов учиться на заочное и работать. Стипендия всегда была поощрением от государства за хорошую учебу еще с советских времен. Это небольшие, но все равно деньги», – считает госпожа Боброва.
Несколько иного мнения придерживается президент Национального института профессиональных бухгалтеров, финансовых менеджеров и экономистов Дмитрий Яковенко.
«Мы должны говорить о целесообразности сохранения государственного заказа (задания) в том формате, в котором он существует сейчас. Подумайте, сколько учителей русского языка и литературы, например, выпустил уже и продолжает выпускать Самарский педагогический университет, и какая доля из них хотя бы один год проработала по своей специальности.
К сожалению, наша страна сегодня не настолько богата, чтобы готовить за счет бюджета (наших, к слову сказать, налогов) домохозяек или секретарей для крупных и мелких олигархов.
Мы должны вернуться к системе распределения студентов с обязательной работой по распределению в течение трех-пяти лет. А если речь идет о подготовке специалистов, затребованных бизнесом, то бизнес должен либо сразу финансировать подготовку специалиста, либо затем компенсировать затраты по его обучению (после распределения).
Таким образом, абсолютно бесплатным должно остаться только обучение по специальностям, востребованным в государственном и муниципальном секторах экономики.
Сейчас фактически государство стимулирует, как и в ряде других секторов экономики, которые оно контролирует, псевдозанятость. Когда куча преподавателей (не умеющих ничего кроме преподавания делать), обременяющих кучу студентов знаниями, которые этими студентами никогда не будут использованы на практике и абсолютно схоластичными, в принципе, ненужными знаниями, имеют занятость и одни получают зарплату, а другие стипендию. Лишать студентов стипендий не нужно. Студенты приходят из разных социальных слоев, в том числе из многодетных, малообеспеченных семей. И главное их дело в вузе – это учеба, а не приработки. Если студент успевающий, успешно сдает сессии, получает востребованную специальность, то государство должно стимулировать этот процесс.
Таким образом, я считаю, что количество бюджетных мест в вузах должно быть сокращено, вузы должны научиться зарабатывать деньги самостоятельно. А вот расходы на тех бюджетных студентов, которые останутся, возможно, должны даже быть увеличены.», – считает Дмитрий Яковенко.