
Выглядят как гости из будущего
На прошедшем Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) автоконцерн из Тольятти показал премьеру — кроссовер «Азимут». Весной начался серийный выпуск «Искры» — еще одной новинки АВТОВАЗа.
Но не все автомобили из Тольятти прошли путь от разработки до реализации — многие, включая уникальные, были обречены еще на стадии идеи. Но встречались и счастливые исключения — например, популярная после распада СССР «десятка» поехала с конвейера, несмотря на то, что «сверху» ее не поддержали.
Что интересного придумывали конструкторы и дизайнеры тольяттинского автогиганта? И почему многие их изобретения мы так и не увидели на дорогах?
Для вас — репортаж TOLYATTY.ru из музея АВТОВАЗа, где представлены не только всем известные модели, но и смелые концепт-кары, которые так и не встали на конвейер.
«Автограф Путина вот-вот исчезнет»

Так выглядит первый зал музея
Музей находится в Автозаводском районе Тольятти на Южном шоссе и занимает помещения в здании учебного центра АВТОВАЗа. Сам по себе он небольшой — в нем всего два зала, зато экспонатов — целых 20 000.
Музей придумал создать Виктор Николаевич Поляков, первый генеральный директор Волжского автомобильного завода и легенда Тольятти.
В первом зале — выставлены раритеты. Здесь и советская «классика», на которой ездила половина СССР, и те машины, что не были запущены в серийное производство. Около каждого автомобиля — стенд с информацией. Можно самостоятельно постоять и почитать, можно дождаться экскурсовода — они собирают небольшие группы и рассказывают интересные факты об автомобилях тольяттинского автозавода.
Например, почему самые первые «Жигули» (ВАЗ-2101) вовсе не копия итальянского FIAT-124, как многие считают.
— Лучший на тот момент автомобиль Европы FIAT-124 не выдержал испытаний суровым российским климатом и дорогами. Пройдя пять тысяч километров по нашим дорогам, «итальянцы» просто разваливались. «Копейка» получилась гораздо крепче и надежнее иностранного «брата», — объяснил экскурсовод.
В конструкцию автомобиля внесли более 800 изменений. Из главных: наши «Жигули» стали весить на 90 килограммов больше за счет более толстого кузовного листа. Спинки сидений стали откидываться, чего на итальянском автомобиле не было. В музее ВАЗа можно лично найти все отличия и даже потрогать руками (аккуратно!) «итальянца» и «тольяттинца».

Тот самый итальянский FIAT-124
Музейная «копейка» — в отличном состоянии и на ходу. Музею ее передал последний владелец, который сохранил оригинальный интерьер. На машине — старый госномер Куйбышевской области, который музею в ГАИ разрешили оставить.

Внутри — сохранившийся со времен СССР интерьер и даже оригинальная оплетка на руле — тюнинг прежнего хозяина
Здесь же можно увидеть самый престижный автомобиль времен начала производства «Жигулей» — «четырехглазый» ВАЗ-2103. Машина имела большое количество хромированных элементов в оформлении, очень плавный ход и лучший в те годы мотор: объём — 1452 кубических сантиметра, мощность — 71 лошадиная сила. «Тройку» можно было купить исключительно по большому блату.

«Тройка» переливалась хромом и была только у советских «мажоров»

А вот и «пятерка» — следующее поколение ВАЗовской «классики»

Легендарный внедорожник «Нива» в самой первой версии
В зале много машин, о судьбах которых можно писать книги и снимать кино. Например, «Нива», побывавшая в Антарктиде — на станции российской станции «Беллинсгаузен».
— Доставили туда «Ниву» на восемь месяцев, а пробыла она там 11 лет. Так хорошо работала. Перевозила малогабаритные суда (сзади еще двускатные колеса крепились), лодки буксировала, полярников возила, научное оборудование, — рассказали в музее.

Эту «Ниву» так и называют — Антарктида. На «крайнем юге» она «работала» 11 лет
Интересную историю рассказали о старенькой «копейке», которая, уже будучи старушкой, побывала в кругосветке. Дело было относительно недавно, в 2017 году, когда двое путешественников из Чехии отправились в кругосветное путешествие на автомобиле ВАЗ-2101, сошедшем с конвейера в 1975 году.
— Филип Вогел и Пётр Явурек — любители ретро-автомобилей, наших «Жигулей». На этой «копейке» они проехали более 50 тысяч километров, путешествуя 10 месяцев. Чего только парни не пережили! На них нападали, пытались обокрасть в Южной Америке, проникнув в салон автомобиля через эти вот форточки (да, это самое слабое место модели). Ребята изнутри укрепили форточки металлическими пластинами и остались целыми и невредимыми, — рассказали в музее.

Путешественники облепили «копейку» флагами всех стран, которые объехали
Самый яркий экспонат первого зала — автомобиль президента России. Владимир Путин проехал на желтой «Калине Спорт» по новой трассе Чита-Хабаровск в 2010 году, а потом вернул машину в Тольятти с личным автографом
— Владимир Владимирович сказал тогда, что выглядит автомобиль как цыпленок — такой маленький, желтенький. А проехав по трассе большое расстояние, отметил, что летает «цыпленок» как ласточка. Жаль, что автограф главы страны, со временем исчезает, выцветает — он был нанесен спонтанно, маркером, под лампами выгорает, плюс есть человеческий фактор — сообщили в музее.

С виду цыпленок, по характеру — ласточка

Президент Путин передал авто музею

Сейчас автограф Путина еле виден — остались лишь бледные черточки на капоте
А это — подарок завода своим сотрудникам. Корпус первого переднеприводного седана «Lada Samara» (ВАЗ-21099) исписан фамилиями тольяттинцев, которые работали на ВАЗе в 1991 году.

На стене — схема. Так вазовцам легче искать свою фамилию
А вот уже уже концепт — ВАЗ-2151 «Неоклассика» — идея универсала, продемонстрированная на Московском международном автосалоне в 2002 году. Планировалось, что машина заменит морально устаревшие модели ВАЗ-2105, ВАЗ-2104 и ВАЗ-2107 и станет городским семейным автомобилем.

«Неоклассика» осталась лишь красивой мечтой
«Автомобиль-ракушка и гоночные болиды»
Второй зал заполнен большим количеством концептов*. Выглядят они правдоподобно, но по сути — это муляжи, выполненные из специальных сплавов, например, на основе эпоксидной смолы.
* Концепт-кары (концептуальные автомобили) создают для демонстрации новых технологий и дизайна. Эти экспериментальные модели служат полигоном для испытания инновационных идей, которые впоследствии могут воплотиться (или нет) в серийных автомобилях.
Прикасаться руками к таким «игрушкам» нежелательно. Хотя к некоторым машинам рука сама тянется — настолько фантастично они выглядят. Есть модели вполне реалистичные и похожие на те, что мы видим улицах. Но все-таки это модели-фантомы, оставшиеся в единственном экземпляре здесь — в музее.

Здесь представлены концепт-кары — прототипы автомобилей, созданные для демонстрации возможностей завода
Исключение — те автомобили, которые изготовили по спецзаказу. Как это случилось с первой «десяткой».
— Первый ВАЗ-2110 изготовили специально для Бориса Ельцина и с дальним прицелом — завод хотел показать свой потенциал и попросить денег для серийного выпуска. В салоне все сделали дорого-богато: кожаные сидения, замшевый потолок. Борис Ельцин сел за руль, проехал несколько метров и сказал: «Автомобиль хороший, но денег нет, выпускайте сами», — рассказывают в музее.
В 90-е годы заводу было крайне сложно поставить на конвейер новую модель без господдержки — предприятия-смежники закрывались, людей увольняли. Но все-таки завод рискнул и не прогадал — «десятку» начали покупать. И эта модель буквально вытащила завод в «голодные годы».
К спасению «десятки» был причастен бывший глава автозавода Владимир Каданников. TOLYATTY.ru писал о том, как это было.

Этот образец подготовили для Бориса Ельцина, чтобы попросить денег. А он не дал

Внутри все черным-черно и дорого-богато
Lada Peter Turbo (Lada X1) — разработка команды бывшего главного дизайнера завода Сергея Синельникова, который хотел создать молодежную и спортивную модель. Отсюда — обтекаемый кузов, слегка вогнутая крыша, массивный бампер со встроенной решеткой радиатора и узкие фары.
Красота и смелость задумки не помогли — для модели не создали даже ходового прототипа. Но есть версия, что именно тольяттинский дизайн повлиял на мировой автопром. В Renault Avantime использовали похожую идею блока дверных ручек, при которой дверь не только поворачивается на определённый угол, но и сдвигается вперёд. Отголоски идеи некоторые эксперты видят на гибридах Toyota Mirai и Prius.

Этот цвет «Лады» называется «сиреневый закат»
Еще одна попытка угодить молодой аудитории — синий концепт-кар «Роадстер», созданный на платформе «Калины» в 2000 году. Подразумевалось, что это будет спортивный прогулочный автомобиль с двухместным кузовом, двухлитровым двигателем и способностью разгоняться до 100 км/ч за 9 секунд.
Главная фишка — остекленная крыша в форме буквы Г, которая должна была складываться на крышку багажника, полностью повторяя его изгибы.
Шоу-кар показали на нескольких выставках, но на конвейер не допустили. Сейчас «Роадстер» — экспонат музея.

Хотели бы погонять на такой синей машинке?

Крыша «ложилась» на багажник, повторяя его изгибы
Автомобиль Lada Rаpan, созданный на базе «Оки», напоминает то ли лягушку, то ли ракушку, то ли космический корабль. Задумывался он как городской электрокар, рассчитанный на семью из 4-х человек.
В автомобиль хотели установить аккумулятор никель-кадмиевого типа, электродвигатель, способный развивать скорость 90 км/ч. Концепт выпустили в 1998 году, но эксперимент продолжения не получил.
— Концепт с панорамными окнами выполнили стиле «биодизайн» и назвали «Рапан» в честь ракушки на Чёрном море. Но идее не дали хода во многом из-за климата нашей страны и отсутствия инфраструктуры для электрокаров: заряжать такой автомобиль пришлось бы 8 часов. Отказались, решив, что для российского климата предпочтительней бензиновый двигатель, — рассказали в музее.

Лягушка или ракушка?

Хотели бы видеть «Рапан» на дорогах большого города?

Милый дизайн интерьера и панорамные окна
Модель «Антэл» — еще попытка уйти от бензина и вновь неудачная. Внешне эту машину не отличить от универсала ВАЗ-2111, но внутри подразумевалась совсем другая начинка.
— Автомобиль хотели выпускать с питанием на водородно-воздушных топливных элементах, с нулевым выхлопом. Но водородно-кислородные баллоны должны были храниться внутри салона — это очень опасно. От идеи в итоге отказались, — объясняют в музее.

Попытка создать экологичный автомобиль разбилась о проблемы безопасности

Для тех, кто разбирается в устройстве автомобилей, — наглядная схема задумки вазовцев
И вновь конструкторы вернулись к идее городских электрокаров, легких и мобильных. Так появились концепты мини-автомобилей «Рикша», «Гольф» и «Эльф» — они могли бы рассекать по городу и его окрестностям, паркам, скверам, гольф-полям. Но и эта идея оказалась нежизнеспособной.

А ведь задумка была хороша!

Хорошая идея для поездок в парк или «Пятерочку»

Увы, но малышам не нашлось места на большом конвейере
А еще тольяттинцы предпринимали не одну попытку создать автомобили для большого спорта. Например, Lada Raid — внедорожник разработали в 2006 году на базе «Нивы» для участия в многодневном ралли «Париж — Дакар». Но модель так и не довели до серийного производства. Сейчас макет Lada Raid хранится в заводском музее. Такая же судьба постигла прототипы болидов Lada Revolution.

Такой автомобиль должен был участвовать в ралли «Париж — Дакар»

Красная версия Lada Revolution

И в синем цвете — другая версия
Случалось в истории завода и такое, что концепты шли в серийное производство, но не оправдывали ожидания потребителей. По крайней мере
— Концепты Vesta, XRAY и LADA C в разное время демонстрировались на Московском международном автосалоне в виде шоу-каров. Но в серийную жизнь пошли только Vesta и XRAY. В музее — прототип серийного XRAY, — рассказали в музее.
Автомобиль Lada C стал последней разработкой специалистов АВТОВАЗа до слияния с французским концерном Renault. Создавали его из комплектующих иностранных автомобилей премиум-сегмента — BMW, Audi и Mersedes. Позже вместе Lada С начали выпуск другой модели представительского класса — Lada Aura.

«Веста» — ее прототип тоже стоит в музее — вышла в производство точно такая же

Так выглядит прототип XRAY. Но то, что сошло с конвейера, не особо пользовалось спросом

«Лада С» стоила бы со своей «начинкой» как космический корабль
Многие концепт-кары в музее АВТОВАЗа впечатляют своим дизайном. Почему же модели, встающие на конвейер, выглядят гораздо проще? На этот вопрос сотрудники музея отвечают прямо и ясно:
— Концепт — это рисунок дизайнера, фантазия, воплощённая в какие-то формы. Но АВТОВАЗ — он про серийное производство для массового покупателя, его продукция — не штучный товар.
Самую актуальную информацию о жизни Тольятти читайте в нашей группе во ВКонтакте. Вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео, которые мы опубликуем.