Без ключа зажигания, рычага переключения передач, ручек у дверей — именно этим внешне электрокар Tesla Model X принципиально отличается от топливных автомобилей. Ну а внутренне — это как две разные вселенные. Мы поговорили с владельцем чудо-машины от Илона Маска Дмитрием. Он показал свою красавицу.
Tesla — американская компания по производству электромобилей. Гендиректором и идейным вдохновителем является американский миллиардер Илон Маск. Модель Tesla X представили 9 февраля 2012 года.
Посмотрите наше видео об электрокрасотке.
— Идея купить электрокар возникла внезапно. Я смотрел много обзоров про эти машины, много читал о них в соцсетях. И вот я задался целью приобрести себе такой же автомобиль: технологичный, безопасный и современный. Автомобиль, каких практически нет на наших дорогах, — рассказал счастливый обладатель электромобиля.
Машину Дмитрий купил в Америке. Долог был ее путь в Самару. Сначала — через Атлантику в Клайпеду, город в Литве на берегу Балтийского моря. Оттуда «Теслу» повезли в Минск, где оформили ввоз машины в Евразийский союз. Там же новоиспеченный хозяин познакомился не только с самой машиной, но и с культурой владения электрокаром.
— Мне был интересен сам процесс. У меня очень много знакомых, которые интересуются альтернативными видами топлива для автомобилей, то есть гибридами, электромобилями и тому подобным, — объяснил нам автомобилист.
От Минска до Москвы Дмитрий гнал машину сам. Из столицы в Самару «Теслу» довез автовоз. По словам мужчины, осваивать новый транспорт ему приходилось на ходу.
— Как только мы въехали на территорию Российской Федерации, сразу стало понятно, что наша страна не готова к электромобилям, — рассказал хозяин чудо-машины.
Как объяснил нам автомобилист, в плане электрокаров Россия отстает даже от Беларуси, не говоря уже о Европе или Америке.
На федеральных трассах почти нет зарядных станций. А в Беларуси, как рассказал автомобилист, есть единый стандарт для подобных заправок. Они объединены специальным приложением с картой станций. На территории страны есть целая сеть электрозаправок.
— В России же каждая зарядная станция — как отдельный мир. У всех свой собственный оператор, отдельное приложение и прочее. Всё это надо отдельно скачивать, поэтому процесс очень усложняется и тормозит. К сожалению, в Самаре зарядные станции можно по пальцам пересчитать, — говорит хозяин «Теслы».
Поэтому свою красавицу Дмитрий предпочитает заряжать дома. Вечером подключил зарядку к щитку, и утром она готова к поездке.
Двигатель этого зверя рассчитан на 500 киловатт. Без подзарядки можно проехать до 579 километров. Владелец электрокара на своем опыте показывает, что вполне достаточно для поездок по Самаре без проблем с энергией. Емкость батареи — 100 киловатт-часов.
Киловатт-час — единица измерения количества электроэнергии. 1 киловатт-час равен количеству энергии, потребляемой или производимой устройством электрической мощностью 1 киловатт за час своей работы.
Машину не нужно ни заводить, ни глушить — она сама уходит в спящий режим. А потому ключа зажигания к ней нет. Есть только брелок, который выглядит как уменьшенная моделька машины. Принцип действия этого необычного ключа, как у куклы Вуду. На какую часть брелока нажал, такая же часть настоящей машины и активируется. А еще автомобилем можно управлять с телефона. Для этого надо скачать мобильное приложение.
По словам владельца, в машине царит минимализм. Управление всем автомобилем и его функциями осуществляется через центральный дисплей, который похож на большой планшет, вмонтированный в приборную панель. Сходства добавляет и то, что в верхнем правом углу на дисплее есть часы, значки Bluetooth и Wi-Fi. Операционную систему для дисплея разработала сама компания Tesla. Раньше всё было на английском языке, но совсем недавно вышло обновление на русском.
— Компания Tesla периодически выпускает обновления для своих авто. В машине улучшается интерфейс, появляются функции, приложения и даже игры, — рассказал Дмитрий.
На руле есть кнопки для ответа на телефонные звонки и управления громкостью магнитолы. В бардачке есть собственный переходник для зарядки.
— Машина разгоняется до ста километров в час за 3,5 секунды. Я, конечно, не гонщик, но максимально она может развить, я так прикидываю, около 240 километров в час. Разогнаться больше электроника сама не даст, — говорит обладатель чудо-машины.
Останавливается машина с помощью рекуперации.
Рекуперация — возвращение части материалов или энергии для повторного использования в том же технологическом процессе.
— Здесь не нужно переключаться с одной педали на другую. Просто тихо отпускаешь педаль газа, и машина останавливается. Конечно, не всем для этого хватает реакции. На приборной панели помимо спидометра есть датчик, который показывает, сколько энергии машина затратила и сколько сохранила через рекуперацию, — объяснил Дмитрий.
В машине есть автопилот: базовый и расширенный, который можно подключить за дополнительную плату. Но хозяина устраивает и базовый автопилот.
— С его помощью можно двигаться в потоке машин, держать полосу, просматривать слепые зоны. Машина может ускоряться, тормозить, немного менять траекторию, обходить помехи на дороге. У автомобиля по корпусу установлены камеры, и он может показывать светофоры, другие машины и людей. Машина видит дорожную ситуацию и может анализировать ее, помогая водителю. С таким автопилотом можно ездить по слабо загруженным трассам и на Московском шоссе, и в Тольятти, — рассказал автомобилист.
Кроме того, у машины умная подвеска. Если ей один раз задать нужные параметры, в будущем она сама может регулировать дорожный просвет.
Хозяин «Теслы» рассказал нам, что подзарядка машины стоит вдесятеро дешевле бензина при таком же километраже.
— Завод-изготовитель дает гарантию 8 лет на батареи и двигатели. То есть, в принципе, машина не должна нуждаться в ремонте на протяжении всего срока эксплуатации. Кроме того, колодки в колесах не изнашиваются до ста тысяч километров пробега, поскольку они задействованы только при экстренном торможении. Машине только требуется замена охлаждающей жидкости в батарее, — разъяснил владелец электромобиля.
Другое обслуживание за то время, что Дмитрий ездит «Тесле», пока не понадобилось.
— Конечно, меня замечают люди на улицах. Некоторые оборачиваются. Когда я стою на светофорах, кто-то может достать телефон и начинать фотографировать, — рассказал автомобилист.
Стоит Tesla X в районе 9 миллионов рублей. Но владелец заявляет: это не просто заморская диковина.
Во-первых, он очень удобный и безопасный. Во-вторых, он экологичный и инновационный. Все эти качества машины стоят таких денег, считает Дмитрий.
На вопрос, когда же электромобили станут популярны в регионе, автомобилист отвечает: «Всё зависит от инфраструктуры».
— Если на территории Самарской области создадут пилотный проект развития полной инфраструктуры, который обеспечит комфортные условия для эксплуатации электромобилей, люди оценят их преимущество. Тогда и желающих перейти на электромобили наберется много. И было бы неплохо, если бы впоследствии это расширили на всю Россию.