Ровно 50 лет назад, в марте 1971 года, первую очередь Волжского автозавода ввели в эксплуатацию. Добро на это дала госкомиссия. По плану только эта часть предприятия выпускала 220 тысяч автомобилей в год. Но для жителей огромной страны советов эта цифра оказалась мала. Личные авто стали настоящей роскошью и дефицитом. А построенный на месте Ставрополя на Волге Тольятти в народе стали именовать Автоградом. Смотрим, каким было градообразующее предприятие в зените своей славы.
Полвека назад госкомиссия приняла к сдаче не просто главный корпус завода, а вспомогательные, кузнечный, ремонтно-литейный, ремонтно-кузнечный цеха, прессовой корпус, чугунолитейный комплекс и комплекс алюминиевого литья, станции очистки воды с водозабором, очистные сооружения канализации, магистральные стальные трубопроводы водогазоснабжения и канализации, внешние автомобильные и железные дороги.
— Было переработано 97 миллионов кубометров грунта, уложено 4,2 миллиона кубометров бетона и железобетона, смонтировано 240 тысяч тонн металлоконструкций и около 11 тысяч единиц новейшего автоматизированного оборудования, 96 километров конвейеров, — озвучивали официальные цифры на предприятии.
Возведение автогиганта стало поистине народным делом. Завод строили представители 44 национальностей. Стройка началась с корпуса вспомогательных цехов. Котлован под него начали раскапывать в 1967 году. А уже в 1969 году стартовал монтаж главного конвейера.
Вторая очередь автогиганта была принята в эксплуатацию меньше, чем через год после первой — в январе 1972 года. А в декабре все того же 1972 госкомиссия приняла и третью очередь. Весь комплекс завода был принят в конце 1973 года. Мощность всего предприятия — мощностью 660 тысяч автомобилей в год.
Мы писали и об истории создания других легендарных предприятий региона и о людях, имена которых навсегда вошли в историю Самарской области.
Почитайте о жизни отца-основателя Ставрополя, на месте которого построен Тольятти, Василия Татищева, австрийского купца Альфреда фон Вокано, главного пивовара Куйбышевского пивзавода Александра Касьянова.