В честь 20-летнего юбилея компания EuroNCAP, проводящая краш-тесты автомобилей, опубликовала любопытный ролик, иллюстрирующий сопротивляемость ударам автомобилей разных поколений: Rover 100, выпущенный в 1997 году, и новой Honda Jazz.
Удар на стандартной скорости 64 км/час привел к драматическим деформациям силовой структуры «Ровера», что, по мнению специалистов EuroNCAP, практически исключает выживание экипажа. В то же время Honda Jazz оставляет шансы водителю и пассажирам отделаться лишь синяками.
– Через 20 лет после старта нашей противоречивой программы, отвергнутой производителями и предположительно «нереалистичной», EuroNCAP стала весомой частью автопромовского мейнстрима, – считает первый председатель EuroNCAP Макс Мосли. – Благодаря ей были предотвращены тысячи смертей в авариях, а потребительский спрос на безопасность достиг высокого уровня: производители соревнуются между собой, продолжая повышать стандарты безопасности.
Тест EuroNCAP является необязательным для производителей и не входит в программу сертификации транспортного средства, однако его результаты, выраженные для упрощения в звездах (от нуля до пяти звезд), предаются широкой огласке, что влияет на выбор клиентов, а значит, и на самих производителей. Например, ряд китайских автомобилей не смог выйти на рынок Европы, показав нулевые результаты в тесте.
Изначально тест состоял из оценки фронтального столкновения автомобиля с неподвижным барьером, но за 20 лет процедура значительно усложнилась: сегодня оценивается боковой удар, удар в столб, безопасность детей и пешеходов, работа подголовников, а также оснащенность автомобиля системами активной безопасности. Введение теста EuroNCAP привело к тому, что в ряде стран подушки безопасности и системы стабилизации стали обязательным оборудованием.
Тем не менее процедура подвергается критике за стандартизованность и нереалистичность условий, например, некоторые «отличники» EuroNCAP показывали низкие результаты в американской версии теста с малым перекрытием (25% вместо 40%). Вероятно, уже в ближайшее время процедура фронтального удара EuroNCAP будет пересмотрена.
В любом случае активность EuroNCAP привела к повышению среднего уровня безопасности автомобилей и повсеместному распространению базовых средств безопасности, например, фронтальных и боковых подушек, шторок безопасности, деформируемых зон, прочных силовых структур кузова, брусьев-усилителей в дверях и т. д.
Фото: Видео канала What Car?/Youtube.com