Тема взаимоотношений водителя и инспектора всегда была актуальна для самарских автомобилистов. Как правильно выстроить диалог с сотрудником ГАИ? Чем опасна провокация конфликта и куда нужно обращаться, если ваши права были ущемлены? На эти и другие вопросы Авто63 ответил заместитель начальника УГИБДД МВД РФ по Самарской области Виктор Митник.
– Виктор Маркович, в Интернете я часто вижу видеоролики, различные обращения и публикации в блогах, авторы которых недовольны действиями сотрудников госавтоинспекции. Как вы лично относитесь к подобным материалам?
– Отрицательно. Потому что, в основном, это провокационно-агрессивные видеосюжеты. На мой взгляд, их авторы таким образом зарабатывают «имидж», используя свои сайты для коммерческих выгод. И тому есть масса примеров. Действия таких «борцов за справедливость», конечно, не могут не вызывать негатив. Видеозапись, как правило, монтируется, из-за чего теряется контекст диалога между водителем и сотрудником ГИБДД. На картинку при этом накладывается специально подобранная музыка, а также текст о, якобы, нарушенных полицейскими законах. Нередко действо на экране сопровождается нецензурной бранью, в том числе в адрес людей в погонах. Причем авторы видео сами являются злостными нарушителями, и хорошо известны полицейским. Нельзя строить взаимоотношения Госавтоинспекции и водителей на такой агрессивной волне. Чтобы избежать спорных и конфликтных ситуаций с сотрудниками ДПС, в первую очередь, следует не нарушать ПДД, и если вас остановил инспектор, то не нужно воспринимать его как врага. Не пытаться найти себе какое-то оправдание или что-то отрицать – как правило так происходит зарождение конфликтной ситуации. Вместо того чтобы учинять конфликт, советую время от времени читать правила дорожного движения.
– Часто авторы подобных роликов возмущаются, что инспектор тоже ведет съемку...
– По закону, полицейские тоже имеют право на видеосъемку, и в случаях, когда граждане препятствуют сотрудникам в выполнении своих прямых обязанностей, привлекать к ответственности, вплоть до уголовной. Только в 2014 году за противоправные действия в отношении сотрудников ГИБДД возбуждено 47 уголовных дел, и 7 граждан получили реальные сроки лишения свободы.
– А если нарушение со стороны инспектора все же есть, куда нужно обращаться водителю?
– О реальных нарушениях со стороны сотрудников ГИБДД можно сообщить по телефону доверия УГИБДД: 340-01-02, по телефону доверия облМВД: 278-13-40 или же на сайт облМВД: www.63.mvd.ru.
– Но, как я понимаю, контактировать водителю с инспектором ДПС приходится все реже, ведь сейчас в Самарской области все больше набирает обороты использование камер автоматической фиксации нарушений ПДД. Как сейчас обстоят дела с оснащением этими приборами областной столицы?
– В текущем году удалось значительно увеличить количество используемых комплексов фиксации нарушений правил дорожного движения. С первого сентября введены в эксплуатацию 179 передвижных и 38 стационарных комплексов. В настоящее время система автоматизированной фиксации состоит из 47 стационарных и 228 передвижных комплексов.
– А сколько заложено средств на оснащение камерами города в следующем году?
– В 2015 году в бюджете Самарской области на развитие системы фиксации нарушений ПДД РФ запланировано выделение 116 млн. рублей. И 107 млн. на почтовые расходы.
– А что по другим строкам расходов? Недавно в Самарской губернской думе была озвучена информация о том, что сотрудникам ДПС не хватает алкотестеров, и на это тоже нужны средства.
– Оснащение подразделений ГИБДД Самарской области приборами измерения паров алкоголя в выдыхаемом воздухе происходило поэтапно, начиная с 2008 года. Сейчас на вооружении сотрудников имеется более 340 приборов. Основная масса их закупалась в 2008-2010 годах. Срок службы прибора, согласно техническому паспорту, составляет 4 года. По истечении этого срока, если прибор выходит из строя и соответствующий специалист выдаст заключение о невозможности его дальнейшей эксплуатации, он подлежит списанию. Если же прибор работает в штатном режиме, он проходит ежегодную метрологическую поверку и продолжает использоваться сотрудниками Госавтоинспекции. Тем не менее, существующее на сегодняшний день количество алкотестеров является достаточным для надлежащего исполнения возложенной на подразделения Госавтоинспекции Самарской области государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
– Виктор Маркович, актуальна ли сейчас для нашего города проблема с тонировкой? Много ли попадается автовладельцев, которые ездят с «наглухо» затонированными стеклами авто?
– Не так актуальна, как его хотят представить отдельные водители, которые, с моей точки зрения, высказывают протест – что хочу, то и делаю. А как же быть с законом? Именно эта категория особенно активна на «YouTube», да и других подобных ресурсах тоже. Общаясь, эти люди в открытую высказывают, что не будут соблюдать ПДД. Каждый должен сделать соответствующий вывод.
А если говорить по цифрам, то ежесуточно сотрудниками ДПС выявляются более 170 административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 3.1 статьи 12.5 КоАП РФ.
Сейчас на территории Самарской области, как и в ряде других субъектов РФ, практикуется возбуждение дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ (неповиновение законному требованию сотрудника полиции). В случае отказа водителя устранить пленочное покрытие, инспектором ДПС выдается соответствующее требование об устранении. В случае повторной остановки автомобиля, водитель которого не выполнил данного требования в установленный срок, в отношении водителя составляется протокол об административном правонарушении по статье «неповиновение законному требованию сотрудника полиции». Санкции по ней предусматривают штраф от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест до пятнадцати суток.
– Хотелось бы узнать, как Вы лично относитесь к реформе автошкол?
– Положительно. Новые требования соответствуют современным условиям, необходимым для профессиональной подготовки водителей. Следует отметить, что какого-либо радикального изменения в части подготовки водителей при этом не предусмотрено. Изменения прежде всего коснулись так называемых «портфельных» автошкол, не имеющих необходимой учебно-материальной базы. Условия реализации примерных программ определяют необходимые требования к учебному оборудованию (техническим средствам обучения и учебно-наглядным пособиям по предметам), требованиям к учебным транспортным средствам и закрытым площадкам (автодромам) для первоначального обучения вождению. Что касается автодрома или закрытой площадки, то обязательным условием по его автоматизации, внесенными изменениями не предусмотрено, однако установлен минимально допустимый размер – не менее 0,24 га. Уже 33 школы прошли проверки.
– Но изменения коснулись и учебных программ.
– В большей степени изменения коснулись содержания учебных программ, предусматривающие разделение на циклы: базовый, специальный и профессиональный цикл. В Примерных программах увеличено количество часов практических занятий. Впервые предусмотрена возможность проведения занятий в условиях дорожного движения в темное время суток, в условиях недостаточной видимости. Кроме изменения содержания учебных предметов, новым является то, что примерные программы содержат планируемые результаты освоения программы, систему оценки результатов освоения программы, условия реализации программы (организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические, материально-технические) и учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию примерной программы.
Кроме того, впервые введены формулы для определения пропускной способности учебных кабинетов и необходимого количества транспортных средств в автошколе.
– Какой бы вы дали совет человеку, который сейчас выбирает автошколу?
– Прежде, чем поверить рекламе и отдать деньги за обучение в автошколе, уточните, какие школы имеют право обучать курсантов. Сделать это можно на официальном сайте ГИБДД по Самарской области gibdd63.ru. В настоящий момент в Самарской области 32 автошколы получили лицензию на ведение образовательной деятельности.
– И в заключении хотелось бы узнать, как вы вообще оцениваете уровень подготовки водителей в Самаре? Что говорит статистика? Количество аварий, которые совершают автомобилисты с небольшим стажем вождения растет или падает?
– В течение 2011-2013 годов в области возрастало количество образовательных учреждений, которые получили лицензии на право обучать водителей. В этот период наблюдалось постоянное снижение среднего процента сдачи квалификационного экзамена на получение прав с первого раза, с 19 % в 2011 году до 13% в 2013 году. При этом наблюдался постоянный рост количества происшествий, произошедших по вине начинающих водителей (на 25,5% по итогам 2012 года, на 32% по итогам 2013 года). Низкие показатели сдачи кандидатами в водители квалификационных экзаменов, на мой взгляд, связаны с неудовлетворительным качеством подготовки курсантов в автошколах. Одним из неблагоприятных факторов, влияющих на качество подготовки обучающихся, является также невыполнение учебными организациями лицензионных требований: отсутствие необходимого оборудования, автомобилей, площадок, квалифицированных специалистов и так далее.