Фамилия Малеев известна в среде автогонщиков. Вячеслав Малеев – мастер спорта РФ, вице-чемпион РФ по автоспорту 2010 года, чемпион 2011 года, а также участник Кубка Европы 2011 года. Он является президентом региональной спортивной общественной организации «Автомобильная федерация Самарской области». Но свой вклад в известность фамилии внес и его сын – Михаил Малеев, который к 21 годам уже достиг серьезных вершин в автоспорте, став достойным продолжением династии гонщиков. Молодой человек является мастером спорта РФ по автоспорту, обладателем Кубка России. Наибольших успехов он добился в кольцевых гонках, выиграл Кубок Lada и победил в 24-часовой гонке в Барселоне. Кроме того, этой весной он принес бронзу на этапе чемпионата Европы во Франции.
О том, как развит в Самарской области автоспорт, с какими сложностями сталкиваются ребята, увлекающиеся им, а также об особенностях гонок на вазовской продукции Михаил рассказал Авто63.
Знакомство с рулем: путь от проселочной дороги до трассы Спа–Франкоршам
– Почти с рождения папа, находясь на водительском месте, сажал меня на колени. Это был относительно безопасный участок дороги, возле деревни. А так как ездили мы очень часто, то со временем, уже учась в школе, до деревни практически всегда вез его я. Это было мое знакомство с обычным легковым автомобилем. А с гоночным я познакомился лет в десять, участвуя в соревнованиях по картингу. Я был в то время достаточно плотным, высоким ребенком. А в автоспорте очень важен вес. У меня есть фотографии с соревнований, где я – такой габаритный – стою рядом с худенькими ребятами ровесниками. (Смеется.)
Потом появилась возможность поездить в «Оке», класс «Д2 Юниор». Начинал я с дисциплины «кросс», потом «ралли кросс». Тогда же были первые победы, что-то начало получаться. Мне тогда было 12-14 лет.
– Несмотря на достаточно молодой возраст, в вашей спортивной карьерной копилке есть серьезные, статусные награды. Вы участвовали и в российских, и в европейских соревнованиях. Какая гонка запомнилась больше всего?
– Гонок было очень много, и каждая из них запоминается по-своему. Одна из самых ярких – этап Кубка России на «Ладе-Гранте» на Moscow Raceway в 2012 году. Мы тогда ехали по очереди с моим отцом. Я стартовал последним в связи, с тем что не выезжал на квалификацию и буквально уже на третьем круге я возглавил пилотон! Передал машину папе с отрывом в одну минуту! А потом мы вместе поднялись на первую ступень подиума. Это были просто незабываемые эмоции!
– А были ли моменты, когда вы рисковали своей жизнью?
– Это более или менее безопасный спорт, хоть и скорости огромные – по 220, по 230 километров. К тому же идешь порой на крутых трассах. Например, в Бельгии трасса Спа–Франкоршам идет по прямой, а потом поворот в горку направо. И ты едешь на огромной скорости на шестой передаче в горку, потом поворот резкий. И когда ты проходишь это на 200 километрах в час, то, конечно, эмоции незабываемые.
В целом это не очень опасно. Хотя, конечно, случаи бывают разные. И аварии, и травмы. Кстати, у всех гонщиков проблемы со спиной. Но не знаю, можно ли это отнести к опасным факторам.
«Лада-Калина» – лидерский автомобиль
– Знакомство с автомобилями «Лада» состоялось в 2009 году, тогда я начал ездить на «Калине». В рамках «ралли кросса». Те автомобили, которые выходят на гоночную трассу, очень приближены к серийным, так что не нужно думать, что мы меняем их до неузнаваемости. Да, там стоят другие валы, другая коробка, идут доработки по подвеске. Но в целом не сказать, что машина сильно изменена.
И у меня очень хорошие впечатления от вазовских машин. Даже если взять зимний чемпионат России 2014 года, то в первой тройке лидеров были две «Калины»: моего напарника, который пришел вторым, и моя, которая пришла третьей. В первой шестерке всегда доминируют «Калины», хотя пилоты ездят и на «Фордах», и «Ситроенах» и «Фиатах». «Калина» – это лидерская машина. Конечно, автомобиль нуждается в доработке, но ничего плохого о ней сказать не могу.
– Сколько из нее можно выжать?
– Порядка 250 километров в час.
– А если брать городскую езду, то какой автомобиль предпочтительнее – «Лада» или иномарка зарубежной сборки?
– Это зависит от многих факторов: финансовых, для каких целей нужно авто. Вообще АВТОВАЗ делает автомобили для России. Там хорошее сцепление с дорогой, себестоимость запчастей дешевая и чинить ее не столь дорого. Лично я всегда поддерживал отечественный автопром, и мне хочется, чтобы он развивался. Я был на Московском автосалоне – там мне очень понравилась «Веста». Эта машина сделана по европейским стандартам, «Икс-Рей» – тоже хорошее авто. Надеюсь, что их начнут выпускать серийно.
– А с чем по-вашему связан поток критики, который обрушивают на продукцию ВАЗа?
– С тем, что после двух лет эксплуатации чаще всего машины начинают сыпаться и ломаться. Это недоработка, которую в будущем устранят, я надеюсь.
– Но вы сидели за рулем разных автомобилей. В том числе пилотировали за рулем легендарного «Феррари». Какие ощущения от «полета» на этом автомобиле?
– Ощущения от Ferrari 458 Italia были самыми запоминающимися. Хотя я проехал не так много – в тестовый день мне дали сделать несколько кругов. Машина фантастически интересная. У нее очень много различных систем. Там 10 положений работы стабилизации, 10 – ABS. Но быстрые пилоты едут обычно без ABS, без стабилизатора, без помощи в тормозах. Вообще каждая машина индивидуальна, конечно. И это отмечают все пилоты мирового уровня. Например, Марк Жене говорит, что пилотом «Порше» нужно родиться. На ней невозможно научиться ездить – тебе либо дано, либо не дано. О «Калине» такого сказать нельзя – на этом автомобиле можно научиться ездить.
Автоспорт – дорогое удовольствие
– Чтобы откатать сезон в самом бюджетном классе, нужна своя машина и порядка двух миллионов рублей. Это примерная цифра для того, чтобы поехать в лидерах. Можно, конечно, пилотировать и на плохо доработанной машине, бюджет будет меньше, но тогда побороться с лидерами вряд ли получится.
– Насколько развит этот вид спорта в Самарской области?
– Достаточно хорошо. У нас много отличных пилотов: мой отец достаточно знаменитый гонщик, Дмитрий Брагин, Владимир Николаев, Серей Рябов и другие.
– А есть ли какие-то программы поддержки автогонщиков, или их увлечение ложится только на их плечи.
– Для автогонок тяжело найти спонсора. Это затратный вид спорта, который не очень интересен российским бизнесменам. Хотя если посмотреть на Европу, то там картина иная. Я надеюсь, что со временем и у нас это перестанет быть такой глобальной проблемой, и талантливые ребята смогут ехать в разных дисциплинах за счет спонсоров.
Соревноваться в городе – опасно и бессмысленно
– К стритрейсерам я отношусь негативно. То, чем они занимаются, опасно и для них самих, и для окружающих. Есть организованные любительские гонки – тот же Car-fest. Там обеспечена хоть какая-то безопасность, соблюдены определенные требования: ремни, шлемы, каркасы безопасности… А на улице, в городском потоке гонять нельзя – я противник этого.
– Какой стиль езды предпочитаете сами?
– Стараюсь не нарушать и всегда пристегиваюсь ремнем безопасности. И, разумеется, не гоняю. Вообще очень тяжело найти настоящего гонщика, который будет демонстрировать свое мастерство в городе.
Я очень часто езжу по Самаре и хочу отметить приятный момент – на дорогах появляется автомобильная культура. Автохамов, неадекватных водителей все меньше. Надеюсь, что мы будем развиваться в этом направлении.
– На каком автомобиле передвигаетесь в повседневной жизни?
– Я сейчас продаю свой автомобиль и хочу купить либо кроссовер, либо паркетник. На мой взгляд, машина для России должна быть повыше. Хотя дороги в нашем городе стали лучше, но не хочется думать о том, что где-то бампер поцарапаешь, где-то застрянешь, где-то дном по кочкам будешь биться. Хочется перемещаться свободно по любой местности.
– В заключение, Михаил, хочется поинтересоваться – кем вы видите себя в будущем? Крутым бизнесменом или крутым гонщиком?
– Конечно, хотелось бы заниматься любимым делом – гоняться и не думать о делах земных. Но автоспорт – очень затратный вид спорта, нужно учиться зарабатывать деньги. Сейчас я учусь на пятом курсе инженерно-экономического факультета Самарского государственного технического университета. Мой отец – Малеев Вячеслав Михайлович – является для меня примером. Он и бизнесмен, у него своя промышленная группа (ОАО «АвтоКом». – Прим. авт.), и известный автогонщик, участник европейских соревнований. Я бы тоже хотел развиваться в этих направлениях.