Самарские автомобилисты возмущены – в регионе вновь выросли цены на бензин. Официальная версия – пожар на Ачинском НПЗ – вызывает сомнение у экспертов, поскольку объемы производства топлива в стране достаточны для того, чтобы перекрыть последствия ЧП. Вместе с тем прогнозы аналитиков неутешительны: по их словам, до конца года цены на бензин поднимутся еще на 15%.
«Цены на бензин в Самаре кусаются, – признается 44-летний Андрей Валуев. – Поэтому я пересел на малолитражку. Зарплата у меня небольшая, а автомобиль, на котором работаю, съедал достаточно. Неприятно удивился недавно, когда заметил, что на некоторых АЗС цены на 92-й подскочили почти на рубль за литр. Надеюсь, что на этом рост цен остановится». Ожидания и надежды автомобилиста, скорее всего, не оправдаются.
По данным министерства экономического развития и торговли Самарской области, за последнюю неделю июня в 15 муниципальных образованиях региона выросли цены на АИ-92 (0,2-1,0 руб./л) и АИ-95 (0,2-0,8 руб./л). А в девяти – на дизельное топливо (0,2-0,6 руб./л). «Интервалы среднеусечённых розничных цен на автомобильное топливо на АЗС составили: на бензин марки АИ-80 – 27,4-28,0 руб. за литр; на бензин марки АИ-92 – 29,6-30,3 руб. за литр; на бензин марки АИ-95 – 32,3-33,2 руб. за литр; на дизельное топливо – 31,4-32,5 руб. за литр», – говорится в сообщении.
Основной причиной повышения оптовых цен на автомобильное топливо стал пожар 15 июня на Ачинском НПЗ, в результате которого работу завода приостановили. Вместе с тем сейчас для восполнения выпадающих объемов с Ачинского НПЗ Роснефть нарастила производство нефтепродуктов на других заводах, поэтому в целом минус по компании незначительный.
Минэконом развития также приводит данные по ПФО, согласно которым, в Самарской области хотя и одни из самых высоких цены на бензин, в целом отрыв не критичен.
Вместе с тем скачок цен на топливо в стране, который наблюдается с начала года, вызывает беспокойство представителей Министерства энергетики России, Федеральной антимонопольной службы. В министерстве отмечают, что на фоне сохраняющихся объемов производства и относительно стабильных внешних условий встает вопрос обоснованности продолжающегося роста как оптовых, так и розничных цен.
Прогнозы экспертов при этом утешительными назвать нельзя. «Тенденция к удорожанию автомобильного топлива характерна сегодня для всех регионов РФ, связано это с несколькими факторами, – комментирует управляющий активами ФК AForex Сергей Ковжаров. – Сейчас можно говорить о том, что тенденция эта продолжится до конца года, и рост цен по итогам 12 месяцев может превысить 15%».
При этом аналитик подчеркивает, что дефицита топлива в России нет. «Текущее производство бензина превышает установленный план на 3,5%, что вполне достаточно для того, чтобы перекрыть последствия пожара на Ачинском НПЗ, так что говорить о том, что цены растут в условиях превышения спроса над предложением, нельзя. Тем не менее события на НПЗ в Красноярске внесли свой вклад в рост цен за счет спекулятивного фактора: хотя Роснефти и удалось в экстренном порядке перераспределить потоки, цены на топливо успели подскочить», – говорит Сергей Ковжаров. В числе основных «виновников» роста цен он называет удорожание нефти на мировых рынках, которое неминуемо сказывается и на внутреннем рынке. «То, что хорошо для бюджета страны, увы, не всегда хорошо для кошельков автомобилистов. Еще одной довольно важной причиной удорожания топлива может служить рекомендация Минэнерго к нефтяным компаниям отказаться от экспорта собственной продукции. Она оказалась весьма действенной, по итогам июня экспорт действительно сократился в 4 раза, а отгрузка на внутренний рынок выросла на 42%. Понятно, что такое перераспределение потоков самим компаниям не очень-то и выгодно, что, естественно, имеет сильное влияние на рост цен на бензин внутри России», – заключил эксперт.
Фото: Инфографика Эдуарда ФАДЮШИНА