На АВТОВАЗе произошли события, обсуждение которых приобрело широкий общественный резонанс. По сообщениям федеральных СМИ, рабочие, недовольные графиком работы и низким уровнем оплаты труда, провели забастовку. И якобы после стачки несколько сотрудников были вынуждены написать заявление об уходе. Официальная позиция автогиганта: увольнений рабочих не было, а ситуация из публичной плоскости перешла в политическую.
Как рассказал Doroga63.ru лидер независимого профсоюза АВТОВАЗа Петр Золотарев со ссылкой на одного из рабочих сварочного цеха производственной линии B0 (выпускает Lada Largus и Nissan Almera), в ночь на 5 апреля несколько сварщиков отказались выполнять свои должностные обязанности. Мотивацией послужило ужесточение рабочего графика, связанное с введением третьей смены. При этом сотрудники автогиганта якобы не получили сумму, на которую рассчитывали в конце месяца. Именно цифры в зарплатной ведомости, по словам Золотарева, стали причиной для начала забастовки. «Рабочие выразили свое недовольство тяжелыми условиями труда и низкими зарплатами. Я общался с одним из участников стачки, и он показывал свой расчетный листок, в котором было написано, что оклад за март составил 13 тысяч рублей», – рассказывает Петр Золотарев. Также, по его словам, после этих событий уволилось несколько человек.
Сборка автомобилей на платформе B0 началась весной 2012 года. На ней собираются автомобили Nissan Almera и Lada Largus, во второй половине этого года там же начнется производство Renault Logan. Мощность производственной линии B0 – около 350 000 машин в год.
В пресс-центре ОАО «АВТОВАЗ» не подтвердили, но и не опровергли информацию о стачке, отметив только, что «информация об остановке работы АВТОВАЗа совершенно не соответствует действительности, завод продолжает выпускать автомобили LADA и Nissan в соответствии с производственным планом». А вот информацию о том, что сотрудники были уволены решением администрации предприятия директор по внешним связям ОАО «АВТОВАЗ» Игорь Буренков решительно опровергает: «Никаких увольнений по инициативе администрации не было и нет. Сейчас на АВТОВАЗе работает около 70 тысяч человек, с начала апреля компанию по собственному желанию покинули 150 сотрудников, и мы наняли на работу 110 человек».
В первичной профсоюзной организации ОАО «АВТОВАЗ» редактору Doroga63.ru подтвердили, что недовольство со стороны некоторых рабочих, которые трудятся на производственной линии B0, все-таки имеет место быть. «На вновь созданном производстве возникают вопросы и по заработной плате, и по режиму работы, и по организации производства. И рабочие с этими вопросами обращаются к нам в профсоюзный комитет. Ведь именно мы в рамках действующего законодательства – на согласительной комиссии – можем предлагать представителям работодателя свои предложения для решения проблем», – комментирует председатель организации Сергей Зайцев. По его словам, «официальный» профсоюз АВТОВАЗа ведет обстоятельную и кропотливую работу, одним из результатов которой является «коллективный договор АВТОВАЗа, который является недосягаемой мечтой для многих рабочих нашей страны».
Профсоюзная организация АВТОВАЗа создана в 1966 году. Только из числа сотрудников основного производства членами профсоюза являются 60 тысяч человек. Профсоюз «Единство» создан в конце 1990 года. Его членами являются около 150 человек. Традиционно, профсоюз «Единство» настроен оппозиционно как к руководству автозавода, так и к «официальному» профсоюзу.
По информации Сергея Зайцева, в состав первичной профсоюзной организации ОАО «АВТОВАЗ» входит более 60 тысяч человек, работающих на автозаводе и это не считая сотрудников дочерних и других сторонних предприятий.
Информация о событиях на АВТОВАЗе вышла на федеральный уровень. Руководство автогиганта объясняет этот факт политическими спекуляциями. «Этой осенью – выборы в городскую думу Тольятти, похоже, кампания уже началась. Использование сотрудников АВТОВАЗа, ушедших по собственному желанию, в политических целях – не ноу-хау», – сказал Игорь Буренков.
Впрочем, Петр Золотарев считает, что любая деятельность профсоюза «Единство» часто трактуется как политическая. «Любая наша попытка защитить интересы работников сразу же называется политическими играми. Хотя в большинстве случаев это не так».
Фото: Фото из архива Doroga63.ru