Самарский областной суд не нашел в областном законе о платной эвакуации противоречия федеральному законодательству. Практика возврата автомобиля фактически за узаконенный выкуп осталась в силе. Причем не важно: виноват водитель или нет. Самарские автомобилисты намерены добиваться отмены такого решения в вышестоящей инстанции.
Летом текущего года депутаты губернской думы приняли закон Самарской области «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на их перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств». Он закрепляет весьма странный порядок возврата эвакуированных автомобилей: владелец может получить свою машину только после того как оплатит расходы по эвакуации и хранению.
Нарушения, связанные с неправильной парковкой, выявляет и фиксирует ГИБДД. Непосредственной эвакуацией автомобилей в Самаре занимается муниципальная служба «Эвакуация». «Сейчас погрузка на эвакуатор обходится автовладельцу в 1700 рублей. Это помимо штрафа за неправильную парковку, который сегодня составляет от 1000 до 1500 рублей», – сообщил заместитель начальника УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области Виктор Митник. Ранее все эти услуги были бесплатными.
Самарские автомобилисты недовольны такими положениями закона. Они считают, что условие возврата задержанных транспортных средств, закрепленное в нем, противоречит федеральному Кодексу об административных правонарушениях. В нем указано, что условием возврата транспортного средства является устранение причины задержания. После этого автомобиль обязаны немедленно вернуть хозяину.
Серьезные вопросы также вызывает стоимость работы эвакуатора. По мнению правозащитников, она значительно завышена и сильно разнится с расценками предпринимателей. «У нас, в среднем, услуги эвакуатора, если они осуществляются в границах города, стоят от 700 до 1000 рублей. Этой суммы достаточно, чтобы покрыть расходы на работу машины, ГСМ, зарплату водителя и остаться в прибыли», – рассказали Doroga63 в одной из коммерческих эвакуационных служб в Самаре.
В середине октября Межрегиональное общественное движение «Комитет по защите прав автомобилистов» оформило недовольства автомобилистов в виде исковых требований и обратилось с ними в Самарский областной суд. «В Самаре с эвакуированным транспортом получается интересная ситуация: ты не получишь свой автомобиль пока не заплатишь за него. Но это же абсолютно незаконно. А самое главное, не важно, нарушил водитель правила парковки или нет. Он обязан оплатить расходы по эвакуации. Расценки также надо пересмотреть», – пояснил член совета Межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Сергей Слюсарев.
Однако служители Фемиды, рассмотрев все жалобы, не нашли в областном законе никаких противоречий с федеральным законодательством и оставили его положения в силе.
Но, несмотря на неудачу, общественники не собираются останавливаться. «Мы обязательно обжалуем это решение в Верховном суде РФ», – заявил Слюсарев.
Закон о платной эвакуации автомобилей невозможно рассматривать в отрыве от общей плачевной ситуации с парковками в Самаре. Наиболее сложная обстановка с размещением припаркованного транспорта в центре города. Ежедневно в эту часть областной столицы на работу и учебу направляются десятки тысяч горожан. Загруженность улиц здесь критическая. «Я работаю на пресечении Ленинградской и Куйбышева. Там висит знак, запрещающий оставлять машины, но все равно они стоят практически круглосуточно. И людей можно понять: другого места, где можно оставить автомобиль, просто нет», – жалуется самарский водитель с 40-летним стажем Константин Курков.
Самарские водители стали не первыми, кто опротестовал закон о платной эвакуации в суде. Ранее такие попытки общественные организации уже предпринимали в ряде крупных городов, в том числе, в Москве и Санкт-Петербурге.
Фото: Фото с сайта Subscribe.ru