Депутаты Самарской губернской думы в первом чтении приняли закон, многократно повышающий штраф за безбилетный проезд. Это было сделано на перспективу, в рамках подготовки к переходу на принципиально новую систему оплаты проезда в общественном транспорте. Кондукторам в этой схеме места не нашлось.
Сейчас в Самаре штрафы существуют в основном на бумаге, ведь наличие кондуктора в каждой единице общественного транспорта практически исключает возможность проехаться зайцем. Кроме того, возможность контролировать пассажиров наземного транспорта и взимать с безбилетников штрафы требует серьезных полномочий, которых у кондукторов нет.
«Увеличение суммы штрафа сделано на перспективу, – сообщил Doroga63.ru сопредседатель МОО «Город и транспорт» Антон Буслов. – На оплату труда кондукторов тратится непозволительно много средств, нам нужно переходить на систему с контролерами. Вот тогда и заработают штрафы – в состав бригады контролеров войдет обладающий всеми необходимыми полномочиями сотрудник полиции. Контролеры будут выводить зайцев на улицу, где на них составят протокол и выпишут штраф или отправят в отделение полиции для выяснения личности. Транспортные карты при новой системе никуда не денутся – валидаторы для их считывания будут размещены в салоне. А вот тем, кто предпочитает ездить на общественном транспорте за наличные, придется задуматься о переходе на электронные варианты оплаты проезда. У водителя, конечно, останется терминал для оплаты, но стоимость проезда будет существенно выше, нежели при использовании транспортной карты или электронного проездного».
Согласно новой концепции планируется сократить число расплачивающихся наличными пассажиров до 5%. Около 80% будут пользоваться электронными проездными, ещё 15% – мобильными кошельками или оплатой со счета сотового телефона. Кроме того, планируется перейти на «повремённый проезд» – пассажиры смогут покупать билет на определенное время, в течение которого могут спокойно пересаживаться с одного вида транспорта на другой. Такая система давно реализована в европейских странах. Помимо перечисленных нововведений планируется дать пассажирам возможность расплачиваться транспортной картой за проезд на пригородных электропоездах. «Общественный транспорт не очень соответствует времени, – считает студент Елена Сергеева. – Чуть ли не каждый день мы слышим о появлении новых телефонов, планшетов, компьютеров... То, что автобусы подключили к ГЛОНАСС и можно с мобильника узнать, сколько ещё стоять на остановке, это несомненно плюс. А вот идея убрать кондукторов мне не очень нравится. Думаю, не все пассажиры смогут быстро сообразить, как пользоваться терминалами самостоятельно. Я имею в виду пожилых людей».
Застрявшая было в прошлом тысячелетии транспортная система Самары уже начала перестраиваться в соответствии с современным уровнем технического прогресса. Абсолютно весь муниципальный транспорт города оборудован системой ГЛОНАСС. Это позволяет в режиме реального времени отслеживать передвижение единиц общественного транспорта. Причем данные доступны любому человеку, имеющему выход в Интернет – на сайте Tosamara.ru функционируют несколько сервисов, дающих исчерпывающий ответ о текущем местоположении автобусов, троллейбусов, трамваев. В перспективе будут отслеживаться и маршрутки. Ресурс создавался по последнему слову техники: он адаптирован для просмотра с мобильных телефонов, смартфонов, больших экранов. Также есть режим, позволяющий пользоваться сайтом людям со слабым зрением.
Вместе с серьезным техническим переоснащением проходит и заблаговременная коррекция законодательства. Внося изменения в областной закон «Об административных правонарушениях», законодатель заранее готовится к грядущим изменениям. Что говорит о вдумчивой проработке вопроса во всех его аспектах, включая и правовой. «Штраф в размере 500 рублей – это разумно и обоснованно, – считает председатель комитета по развитию городской инфраструктуры и ЖКХ думы городского округа Самара Николай Скобеев. – Установка штрафа входит в компетенцию губернской думы, и мы в комитете не обсуждали этого вопроса. Но как житель Самары я считаю, что эта сумма соответствует уровню доходов потенциальных зайцев. Неотвратимость наказания намного важнее жесткости санкции. Нужно посмотреть, насколько системно и интенсивно будет работать эта норма. Ведь пересмотреть штраф в сторону увеличения, думаю, не составит труда».
Фото: Фото с сайта Vd11.narod.ru