Инспекторы самарской ГИБДД начали проводить рейды по тонировке. Планируется, что ближе к лету проверка светопропускаемости стекол автомобилей станет более тщательной. Сейчас же сотрудники ДПС настроены лояльно – особенно по отношению к автомобилям со съемной тонировкой.
С наступлением весны на дорогах Самары появляется все больше затонированных автомобилей. Оно и понятно: затемненные стекла, в первую очередь, спасают от жары и от прямых солнечных лучей. Кроме того, плюс пленочной тонировки в том, что при аварии шансы получить травмы от осколков минимизируются. Также через темные стекла трудно разглядеть, что лежит в салоне припаркованной машины, то есть такой автомобиль реже подвергается «налету» уличных воришек. Но при всем этом водитель должен помнить, что тонировка должна отвечать всем требованиям ГОСТа 5727-88 с изменениями от 1-го января 2002 года. Напомним, что норма светопропускания для лобового стекла – 75%, для передних боковых стекол – 70%. Допускается наличие в верхней части ветрового стекла темной полосы шириной до 14 см. Тонировка задних стекол может быть любого цвета и интенсивности, но только при наличии двух наружных зеркал заднего обзора. Зеркальная тонировка и тонирование оптики в России запрещены.
Почему же тонированные машины стали под запретом? Прежде всего, изначально предполагалось, что отмена тонировки повысит безопасность – за темными стеклами легко могут прятаться люди с автоматами, террористы и преступники, находящиеся в розыске. Сейчас же считается, что тонировка является одним из факторов роста ДТП. «Наблюдается рост ДТП из-за нарушений норм тонировки, – рассказывает инспектор 1 роты 3 взвода полка ДПС ОГИБДД УВД по Самаре Александр Яшанин. – Если светопропускаемость стекол маленькая, то у водителя нарушается уровень обзора, особенно в темное время суток. Очень часто происходят аварии, когда водитель из-за тонировки не заметил транспортное средство и не пропустил его».
За смену инспектор Яшанин останавливает десятки автомобилей с тонированными стеклами. Если очевидно, что нормы нарушены, но водитель с этим не согласен, то в ход идет прибор для определения светопропускания «Тоник». Прибор работает при температуре воздуха до -10 градусов по Цельсию. Влажность воздуха должна быть не более 95% – ее сотрудники ГИБДД определяют, пользуясь сводкой погоды. Если замерять светопропускаемость на мокрых, запотевших стеклах, то результаты могут быть неверными. Поэтому перед измерением Александр всегда протирает стекло. Инспектор отмечает, что с тех пор, как ужесточили административную ответственность (в сентябре 2010 года штраф за нарушением норм тонировки повысился со 100 до 500 рублей), нарушителей стало меньше. Впрочем, многие продолжают тонироваться чуть ли не наглухо. «Я не считаю, что это злостное нарушение, – говорит владелец Toyota Land Cruiser Рифкат Кзылбаев. – Я же не вожу наркотики, не езжу с автоматом. Я не пересекаю двойную сплошную. Это просто тонировка. Я вожу детей, это удобно – защищает от жары». Впрочем, Рифкат говорит, что если его будут постоянно останавливать и оформлять протоколы, то тонировку придется ободрать. Водитель тонированной «десятки» Андрей Борисов также считает, что инспекторы просто придираются. «Мне нравится ездить, когда никто снаружи меня не видит, – говорит он. – Кроме того, у меня в машине нет кондиционера, и тонировка спасает от жары. Вообще, затонировался я недавно, и остановили меня в первый раз. Но это не повод для того, чтобы «растонироваться». Вот если еще пару раз остановят и выпишут штрафы, тогда, наверное, придется отказаться от нее».
В ГИБДД подчеркивают, что платить штраф придется каждый раз, когда инспектор остановит водителя. То есть если водителя за одну поездку остановили три раза и выявили это нарушение, то придется платить 1500 рублей.
Впрочем, пока инспекторы достаточно лояльны. Особенно по отношению к тем, кто пользуется съемной тонировкой. По закону, если водитель снял тонировку после того, как инспектор выявил нарушение, ему все равно придется оплатить штраф, поскольку факт нарушения был и протокол составлен. «Мы к таким водителям относимся лояльно, – говорит Александр Яшанин. – Если он снял тонировку, то протокол не составляем и отпускаем, надеясь на то, что водитель больше нарушения не допустит».
Отметим, что с 1 июля 2012 наказание за нарушение ГОСТа, регламентирующего нормы тонирования, станет более жестким. Сотрудники ГИБДД будут запрещать эксплуатацию транспортного средства до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства, то есть будут снимать государственные регистрационные знаки.
Сейчас, по данным ОГИБДД УВД по Самаре, ежедневно составляется более 200 протоколов по факту нарушения норм тонировки.
Фото: Фото автора, видео Андрея СЁМОЧКИНА, монтаж Андрея ФОМИНА