Авто Как не лишиться прав в городе

Как не лишиться прав в городе

Львиная доля водителей расстается с правами на загородных трассах – подробнее об этом в предыдущем материале «Особенности национальных обгонов». Оно и понятно: урожайные места на междугородних шоссе очевидны, и организовать засаду проще...

Львиная доля водителей расстается с правами на загородных трассах – подробнее об этом в предыдущем материале «Особенности национальных обгонов».

Оно и понятно: урожайные места на междугородних шоссе очевидны, и организовать засаду проще. Городские нарушения «размазаны» по всему мегаполису, и где именно произойдет выезд на встречку, угадать сложнее.

Но есть тонкие места и в городе, близ которых сотрудники ДПС нередко устраивают облавы. О некоторых из таких мест мы расскажем.

Разворот по малому радиусу

С водительского места этот маневр выглядит безобидным. Вы разворачиваетесь на дороге с разделительной полосой, и вполне логичным кажется не выезжать на середину перекрестка, где толпятся поворачивающие налево, а «подрубить» по малому радиусу, обогнув разделительную полосу. Можно или нельзя?

Зачастую можно. На крупных перекрестках обычно разделительная полоса не доходит до пересечения проезжих частей несколько метров, оставляя зазор как раз для разворота (траектория А). Не возбраняется и траектория Б, которая огибает центр перекрестка, но первый вариант проще, короче и безопаснее. Средняя траектория – это риск лишиться прав по причинам, описанным ниже. Хотя некоторые юристы настаивают, что при отсутствии разметки она возможна, мы не рекомендуем испытывать судьбу, особенно в регионах вроде Татарстана.

Но бывает, разделительная полоса подступает к самому пересечению проезжих частей. Вот тогда о малом радиусе забудьте: разворачиваясь по нему, какое-то время вы будете ехать «против шерсти», что особенно чревато на четырехполосных (и более широких) дорогах.

Наш эксперт, автор книги «Наставление по общению с ДПС» Юрий Панченко комментирует: «По ГОСТу ширина разделительной полосы может достигать 36 метров, то есть 6-7 корпусов автомобиля, и, разворачиваясь по малому радиусу, фактически мы 36 метров едем по встречной полосе, что абсурдно и недопустимо. Опять же по ГОСТу, если разделительная полоса подходит менее чем на 30 см к пересекаемым проезжим частям, в ее разрыве в поперечном направлении наносится сплошная разметка. И тогда, разворачиваясь по малому радиусу, водитель оказывается левее сплошной, а значит, попадает под лишение прав вполне однозначно. В таких случаях разворачиваться нужно, огибая центр перекрестка и фрагмент сплошной линии».

Похожую ситуации мы изобразили ниже: малый радиус подведет вас под лишение прав, и правильной является траектория В, насколько бы муторной и нелогичной она ни казалась.

На эти грабли наступил читатель нашего сайта Максим, правда, в его случае сплошной линии не было – в поперечнике шли трамвайные пути без разметки. Но инспектор был непреклонен и в протоколе написал: водитель «совершил нарушение п. 9.2 ПДД и 1.4 ПДД, выехав на полосу, предназначенную для встречного движения на дороге, имеющей четыре полосы, ответственность за которое предусмотрено частью 4 статьи 12.15 КоАП». В результате Максима лишили прав на четыре месяца.

При наличии разметки все понятно, но как быть в ситуации, когда ее нет или не видно? Так, в своей жалобе Максим процитировал постановление пленума Верховного суда РФ №18 от 24 октября 2006 года: «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы и более, запрещается выезжать для обгона, разворота, поворота на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2 ПДД). Такой запрет должен быть обозначен дорожной разметкой 1.3».

Да дело даже не в этом: сам п. 9.2 в последней редакции запрещает выезд на встречку конкретно для обгона и объезда препятствия, а не разворота! Но многие инспекторы и суды продолжают трактовать его по-прежнему. И таких прецедентов – тысячи.

«В п. 9.2 ПДД законодатели специально внесли изменения, чтобы его не притягивать за уши к таким вот мутным ситуациям, но всем на это плевать: кому вообще интересны дурацкие формулировки?» – возмущается Максим, который в попытках вернуть права дошел до областного суда, но все равно проиграл. А теперь уж и срок лишения заканчивается.

«Причем удивляет чересчур широкий диапазон трактовок одних и тех же законов в разных регионах, – продолжает Максим. – К примеру, в Питере даже мировые судьи в подобных случаях футболят гаишников на ранних стадиях, а в Татарстане дело дошло до республиканского суда, который отменил-таки постановление о лишении. Откуда столь разные трактовки в одной стране – непонятно».

Стоит уточнить, что спорным является небольшой участок прямолинейного движения вдоль разделительной полосы (зона Г). Дело в том, что на этом участке нет пересечений проезжих частей (они обозначены желтым), поэтому здесь появляется конкретное направление движения потока, против которого любитель малых радиусов пытается ехать.

Иногда применяются и более сложные трактовки: к примеру, огибание широких разделительных полос представляется как два последовательных поворота налево, и тогда во время первого из них вы выезжаете с пересечения проезжих частей, оказываясь на стороне встречного движения (п. 8.6). В это трактовке также много спорного, ведь поворот и разворот – это разные маневры, но применяют и ее.

Основная трудность с подобными перекрестками – неудобство законных траекторий. К примеру, при повороте налево встречные машины вынуждены разъезжаться левыми бортами, и если трафик насыщенный, это может «заткнуть» перекресток. А при развороте по большому радиусу можно столкнуться с машиной, которая поворачивает в ту же сторону, огибая вас слева.

Напоминаем также, что разворот запрещен на пешеходных переходах в районе остановок общественного транспорта, поэтому если в разрыве разделительной полосы есть зебра, разворачиваться через нее нельзя.

Не подрезай сплошную

За выезд на встречную полосу через сплошную при повороте предусмотрен только штраф 1000-1500 рублей (КоАП, 12.16, ч. 2). Но многие водители склонны трактовать это «послабление» слишком широко и подводят себя под лишение.

Если вы повернете налево во двор через сплошную линию, вам вменят статью 12.16, ч. 2. Но в ситуации, изображенной на схеме ниже, светит уже изъятие водительского удостоверения, поскольку вы нарушите п. 8.6 ПДД: «Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения».


Иллюстрация с сайта gibddmoscow.ru

Это же относится к любителям выезжать из дворов налево по хитрой траектории, двигаясь какое-то время по встречке. В видеоролике под статьей Matiz, выезжая с магазинной парковки, вместо поворота налево в разрыв сплошной линии совершил сложную змейку по встречной полосе, за что водителя стоило бы лишить прав.

Лужа потерянных знаков

Расстаться с правами можно за пару винтиков, которые вы поленились вкрутить в номерной знак для его надежной фиксации: за езду без номеров предусмотрен штраф 5000 рублей или лишение прав на 1-3 месяца (ст. 12.2, ч. 2, КоАП).

Сама формулировка правонарушения звучит так: «Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков....» Складывается впечатление, что статья наказывает лишь за одновременное отсутствие обоих номеров, но увы. Пленум Верховного суда постановил, что даже отсутствие одного знака квалифицируется по статье 12.2, ч. 2.

Интересно, что очень многие нарываются на эту статью в первые часы владения автомобилем: получат в ГИБДД номера, кинут в багажник, и домой – мол, там установлю. Но если машина поставлена на учет, номера должны быть на штатных местах, поэтому закрепить их нужно прямо на стоянке перед МРЭО.

Потерять номерной знак довольно легко. «Банальный пример – в прошлом году после сильного ливня в одной луже водители оставили десятки номеров, – рассказывает Юрий Панченко. – Хорошо, если это произошло рядом с домом: водитель незаметно отогнал машину на стоянку, подал в ГИБДД заявление об утрате государственных регистрационных знаков при невыясненных обстоятельствах и получил новые номера: в этом случае сверку проходить не нужно, поэтому пригонять автомобиль в ГИБДД необязательно».

Хуже, если номера утеряны в поездке за тысячи километров от дома. Что делать тогда – везти автомобиль домой на эвакуаторе? Не вариант.

«К сожалению, удобной процедуры вроде выдачи временных регистрационных знаков не существует, поэтому могу дать лишь несколько советов. Во-первых, статья 12.2, ч. 2 КоАП предусматривает вину в форме умысла, то есть намеренного демонтажа знаков, и по идее инспектор должен этот умысел доказать. Кроме того, в п. 2.3.1 ПДД перечислены пять неисправностей, при которых дальнейшее движение запрещается. Отсутствие номеров в этот список не входит, а сам п. 2.3.1 разрешает движение при возникновении в пути прочих неисправностей к месту стоянки или ремонта. В-третьих, перерегистрация автомобиля в пределах одного региона РФ возможна в любом городе, главное, что для этого нужен ПТС. Если вы находитесь в другом регионе, перерегистрировать автомобиль от вашего имени может любой гражданин по доверенности, отправленной, например, заверенной телеграммой. Чтобы не терять время, сошлитесь на утерю свидетельства о регистрации. Новое свидетельство и новые номера быстрее и проще передать с водителем междугороднего автобуса или с проводником пассажирского поезда».

Номера могут и украсть: к сожалению, такой вид «промысла» процветает во многих регионах. Владельцу оставляют записку с номером телефона и предложением перевести на определенный счет сумму от 1500 до 5000 рублей. Можно заплатить и тем самым поощрить мошенников – плохой вариант. Можно подать в ГИБДД заявление об утрате при невыясненных обстоятельствах, оплатить 1500-2000 рублей за новые номера и получить их в течение дня. Правда, преступники в этом случае окажутся безнаказанными: даже если их поймают, ваш «эпизод» не будет зарегистрирован. Самый честный вариант – подать заявление о краже номеров в полицию. Много ли времени уйдет на формальности?

«Взамен заявления выдается талон, – объясняет Юрий Панченко. – В течение трех суток в ОВД должны выдать справку о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела по факту кражи – ч. 1 ст. 144 УПК. Этот срок может быть продлен до 10 суток – ч. 3 ст. 144 УПК. Дело по кражам номеров поставлено «на поток». В 99% случаев выносят решение об отказе в возбуждении, и у дознавателя в компьютере есть заготовленный бланк. Если подсуетиться, то решить вопрос можно в течение одного дня. Необходимость такой справки при замене номеров зависит от региона: где-то требуют, где-то нет. В «Административном регламенте по регистрации автомототранспортных средств» нет указаний на необходимость справок, объяснений, отметок и прочего, но их, к сожалению, могут потребовать».

Как видите, этот путь сложнее, зато преступников в случае поимки ожидает наказание вплоть до реального срока. Так, в Уфе поймали двоих «номерокрадов» и завели уголовное дело по статьям «Кража» и «Мошенничество», а в Ростове за аналогичную деятельность преступника судят по статье «Вымогательство».

Талон о принятии заявления будет оправданием во время движения к месту жительства, если преступление имело место далеко от дома.

Есть и вовсе странные случаи: так, особо ретивые сотрудники ГИБДД составляют протоколы на лишение прав за использование автомобилистами... декоративного крепежа с эффектом светоотражения (в народе – болты-катафоты). Вменяется все та же статья 12.2, ч. 2 «...управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, оборудованные с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию». Правда, технические экспертизы зачастую оправдывают водителя, но стоит ли связываться из-за такой мелочи?

Но это крайности, а вот «чудо-сеточки» и куски оргстекла на регистрационном знаке подведут вас под лишение гарантированно.

Включить заднюю

Движение по односторонним дорогам «против шерсти» – это лишение прав по ст. 12.16, ч. 3 КоАП или штраф 5000 рублей. А если проделать тот же маневр, но задним ходом?

Ситуация противоречивая, ведь односторонние дороги не входят в список объектов, где запрещено движение задним ходом (п. 8.12 ПДД). И чем этот маневр опаснее «реверса» по обычным двусторонним дорогам, когда вы точно также движетесь навстречу потоку?

Но судебную систему обозлили сами водители: в столице и других пробковых городах с изобилием односторонних улиц практикуется движение задним ходом по «однопуткам» для объезда пробок! Разумеется, маневр крайне опасен и ничем не оправдан, и, чтобы исключить малейшие споры насчет его законности, Верховный суд разрешил пятиться на односторонних дорогах лишь при объективной необходимости. Под оной понимается объезд препятствия или парковочный маневр. В остальных случаях – ст. 12.16, ч. 3.

«Для меня как преподавателя автошколы это абсолютная трагедия, – признается Юрий Панченко. – В билетах есть три вопроса, касающиеся заднего хода на односторонней дороги, и во всех трех есть четкий ответ – разрешается. Получается, учим людей по одним правилам, а ездят они по другим. Зачем понадобились уточнения, не вполне понятно, ведь и раньше за движение под знак «Въезд запрещен» хоть задним, хоть передним ходом на односторонней дороге светила статья 12.16, ч. 3. Теперь же вас могут лишить прав, например, за такую ситуацию: едете по односторонней дороге, и вдруг жена говорит: «Ой, магазин проехали...» Вы сдаете 10 метров назад до парковки, но объективной необходимости в этом нет – всё, штраф 5000 рублей или лишение. С другой стороны, тот же самый маневр на двусторонней дороге не наказывается никак, если соблюдены требования п. 8.12».

Неявные односторонние дороги

Наш читатель Владимир лишился прав в этом месте, вывернув из двора налево. Ну, что он сделал неправильно?

С его точки зрения – ничего: повернул налево, никому не создал помехи, далее двигался по правой стороне проезжей части. А через сто метров был пойман сотрудниками ГИБДД, которые обвинили его в езде по односторонней дороге навстречу потоку.

Естественно, Владимир впал в бешенство, поскольку никаких признаков односторонней дороги не было. По ГОСТ Р 52289-2004 необходимы знаки 5.7.1 или 5.7.2. Теоретически они могут отсутствовать у выездов с прилегающих территорий, на которые можно попасть только с односторонней дороги, но это был не тот случай.

Тем не менее Владимира лишили прав, поскольку в указанном месте... вообще не было выезда. Дорогу накатали по заснеженному тротуару другие автомобилисты, и, разумеется, никакого знака 5.7.1 тут не предполагалось. Заметить под снегом просевший бордюр оказалось почти невозможно, поэтому Владимир действительно стал жертвой чужих ошибок, но суд не принял это во внимание.

Определить, что находишься на односторонней дороге, можно по косвенным признакам, например, на противоположной стороне виден продолговатый знак, в котором опытный глаз заподозрит злополучный 5.7.1 или 5.7.2. Если возникли сомнения, смотрите на другие знаки – не стоят ли они «спиной» к потоку?

Другое популярное нарушение: проезд перекрестков с круговым движением в неправильном направлении. В билетах по ПДД они выглядят как кольца, но в реальности их форма нередко далека от круговой: это может быть и треугольник, и квадрат.

Один из таких перекрестков встретился Андрею. «Было темно, шел дождь, а знак «Круговое движение» был заклеен рекламной листовкой, – объясняет он. – Более того, визуально сам перекресток напоминал обычное Т-образное пересечение, и я без задней мысли повернул налево, за что был остановлен сотрудниками ГИБДД и лишен прав».

Не спас Андрея и тот факт, что знак был заклеен (на фото листовка уже сорвана): судья вызывала специалиста ГИБДД, который заявил, что знак «Круговое движение» имеет уникальную форму и не может быть спутан с другим знаком даже при загрязнении поверхности. Вроде бы, все справедливо, но поставьте себя на место водителя, который прокладывает путь ночью в незнакомом районе.

К сожалению, дислокация и видимость знаков в России далеки от идеала, и дать универсальный совет сложно. Поэтому сформулируем так.

Ксенон

Использование ксеноновых ламп в обычных фарах – дешевый способ обзавестись «модным» светом, который почти наверняка слепит других водителей и ночью, и даже днем. Поэтому по ст. 12.5 ч. 3 КоАП вас могут лишить прав на срок от 6 до 12 месяцев.

Однако наш консультант Юрий Панченко разъясняет: «С ксеноном инспекторы предпочитают не связываться, поскольку это правонарушение предполагает изъятие ксеноновых ламп и блоков розжига, что муторно и накладывает на инспекторов материальную ответственность за сохранность изъятых деталей».

Так что, можно ездить с «левым» ксеноном? Нет. «Дело в том, что «левый» ксенон является отличным рычагом давления на водителя, – продолжает Панченко. – К примеру, его останавливают за какое-то правонарушение, он бодается, качает права, и вот тут инспекторы могут взять его за жабры: ага, у тебя ксенон нестандартный, сейчас мы его конфискуем, лишим тебя прав... Фактически водитель с незаводским ксеноном ставит себя в уязвимое положение при общении с инспектором ДПС».

Оставление места ДТП

Мама одного из наших читателей Юрия попала под автомобиль: молодая девушка выезжала с парковки от магазина и задним ходом наехала на женщину, повалив ее на землю. Общаться девица не захотела, обложила потерпевшую матом и уехала. Женщина получила незначительные ушибы, и если бы девушка осталась, инцидент обошелся бы без последствий.

А получилось хуже: виновную нашли с помощью очевидцев, суд «прописал» ей годовой курс пешеходства, а сын пострадавшей готовит иск за моральный ущерб.

Запомните, ДТП считается любое происшествие, связанное не только с гибелью людей, но и вредом для их здоровья (включая синяки), а также материальным ущербом для автомобилей, грузов или других участников. Формально ДТП является даже обрызгивание пешехода из лужи, если он документально зафиксирует материальный ущерб (к примеру, приложит к делу чеки из химчистки или заключение экспертизы, что шуба не подлежит восстановлению).

Распространенная ситуация: пьяный пешеход вываливается на дорогу и попадает под автомобиль. Травм практически нет – небольшая хромота, синяки. Пострадавший чувствует свою неправоту, извиняется и уходит (а то и удирает) с места происшествия. Водитель осматривает автомобиль, не обнаруживает повреждений и уезжает. А наш алкаш, поговорив с посвященными друзьями, вдруг узнает, что мог бы отомстить обидчику. Он идет в травмпункт, фиксирует гематомы или растяжение связок. Впоследствии водителя могут оправдать за сам наезд, если пьяный действительно вывалился внезапно, но за оставление места ДТП автомобилисту в любом случае грозит 1-1,5 года лишения прав.

Популярные правонарушения, за которые лишают прав

Редкие правонарушения, за которые лишают прав

Выдержки из ПДД и КоАП, использованные в статье

Фото: Фото автора и Андрея ВИННИКОВА; видео и 3D графика Андрея ВИННИКОВА

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления