Нашумевшая программа льготной утилизации может быть возобновлена, сообщили в Минпромторге. Что помогло принять решение, резкое снижение продаж вазовской «классики», либо предстоящие выборы, неизвестно. Но новому явлению программы по обмену автохлама на новенькие отечественные авто, возможно, быть.
Хотя радоваться раньше времени все же не стоит. Чиновники подчеркивают, что в новом виде программа получит ряд ограничений, хотя и не уточняют, о каких именно рамках идет речь. Скорее всего, программа утилизации будет распространяться на какие-то определенные категории населения (прежде всего на льготников) или на отдельные регионы страны.
При этом директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга Алексей Рахманов особо подчеркивает, что условия продления на данной стадии обсуждаются лишь в самом министерстве, а решение останется за правительством: «Если правительство увидит реальную потребность в мерах поддержки, то мы, конечно, не против. К тому же каких-то технических препятствий для реализации программы в настоящее время нет».
Напомним, государственная программа утилизации стартовала 8 марта 2010 года. В ее рамках владельцы старого автомобиля могли сдать его в обмен на скидку в размере 50 тысяч рублей на приобретение новой машины. По данным Минпромторга, сертификаты получила 601 тысяча россиян, тогда как новые машины уже приобрели 599 тысяч 945 человек. В декабре 2011 года программа официально закончилась. В связи с этим эксперты предрекают российскому авторынку куда менее успешный год и снижение динамики роста, зафиксированного в 2011-м.
«Для российского авторынка 2011 год стал самым удачным периодом после кризиса 2008 года, – отмечает руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers в России Стенли Рут. – Основными факторами, повлиявшими на столь существенное увеличение рынка, стали программа утилизации, государственное субсидирование кредитов, доступное кредитование и рост российской экономики в целом. Но уже в последние месяцы 2011 года динамика объемов продаж начала снижаться из-за завершения программы утилизации».
Аналитики также отмечали, что в ходе программы половина ее участников на замену своему автохламу приобретала самые дешевые старые модели АВТОВАЗа. Сам российский автогигант в 2012 году планирует «плавный уход» от старых моделей и запуск новых, тоже рассчитанных на массового потребителя. Флагманом новой волны призвана стать Lada Granta. Возвращение утилизации может подогреть интерес к новинке.
Кроме того, автохлам способен помочь и Минпромторгу в решении его задач. В министерстве стимулирование выпуска автомобилей отечественного производства называют приоритетной задачей на 2012 год. В прошлом году впервые за последнюю трехлетку наш автопром, включая иностранные бренды, произвел более двух миллионов автомобилей. К 2020 году поставлена амбициозная цель выпускать ежегодно 3,3 млн машин. Эту задачу удастся выполнить, только если темпы обновления автопарка будут не ниже 6% в год, сейчас это порядка 3,3%.
При этом автопарк в России по-прежнему остается достаточно «возрастным» – более половины (52%) занимают транспортные средства старше 10 лет. Так что у автовладельцев еще есть что обменять на новенькие машины по программе утилизации.
Фото: Фото с сайта Blog.usedcars.com