С 1 сентября часть таксофирм в Самарской области уйдет с рынка пассажирских перевозок. Вот только куда их приведет новый федеральный закон – в небытие или тень?
Всего неделя осталась до вступления в силу отдельных положений Федерального закона №69 от 21 апреля 2011 года. Эти положения должны упорядочить деятельность таксистов.
В частности, с сентября водители, которые по вечерам «бомбят» сами по себе, автоматически переходят в разряд преступников. Каждый таксист обязан будет получить лицензию, которая даст ему разрешение заниматься извозом. Нарушение этого пункта закона грозит существенным штрафом. Если надзорные органы выявят, что у таксиста нет разрешения на этот вид деятельности, то «самостийному» водителю придется заплатить 5000 рублей. Для того чтобы получить лицензию, автовладельцу, который желает работать сам на себя, для начала необходимо будет зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Разрешение будет действительным в течение пяти лет, но лишь только на территории своей области.
Один из пунктов, который вызвал негодование таксистов, гласит, что лицензии выдают не людям, а машинам. То есть каждая единица транспорта автопарка фирмы такси должна иметь свое разрешение. С этим пунктом не согласен президент Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. По его мнению, такие документы нужно выдавать водителям, а не автомобилям: пресловутый человеческий фактор еще никто не отменял.
В салоне такси должна быть в наличии информация о фирме и о водителе. Если в такси ее не будет, то водитель будет оштрафован на 1000 рублей. Кроме того, с сентября все таксисты обязаны будут выдавать либо кассовый чек, либо квитанцию в форме бланка строгой отчетности. Прописаны в законе и требования, которые будут предъявляться ко внешнему виду такси. Так, на каждом автомобиле необходимо установить оранжевый фонарь, а сама машина должна быть в «шашечках». Если надзорные органы «поймают» таксиста, который на личной машине без фонарей и «шашечек» занимается извозом, то придется частному извозчику раскошелиться на 3000 рублей.
Требования к личности таксиста не особо ужесточились. Таксист должен иметь опыт работы шофером не менее трех лет, либо общий водительский стаж не менее пяти лет. В принципе, сейчас многие фирмы, которые делают упор на добросовестности, и так принимают на работу только опытных водителей.
Кроме того, реестр выданных разрешений будет опубликован в Интернете: либо на сайте ответственного ведомства, то есть министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, либо на официальном портале региона. Информация о вновь выданных разрешениях будет постоянно обновляться.
В Москве и Московской области выдача лицензий уже началась. В нашем регионе раздача слонов скоро стартует. «Ответственным органом за исполнение закона является минтранс, – рассказал руководитель контрольно-ревизорского управления на пассажирском транспорте министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области Константин Елфимов. – В течение недели правительство области должно подписать два постановления, и уже после этого в министерстве начнется выдача лицензий».
«Нам давно уже нужен был этот закон, – говорит заместитель председателя комитета по строительству и транспорту Самарской губернской думы Геннадий Маркин. – Губернская дума в этом году намеревалась принять соответствующий закон. Мы провели несколько заседаний, на которых обсуждался законопроект о такси именно Самарской области. Однако не так давно был принят закон на федеральном уровне. Поэтому мы сейчас просто уже будем сверять наш законопроект с федеральным законом. Регионам оставили немного полномочий. В частности, нам можно установить единый цвет для всех машин такси. Эти вопросы еще будут обсуждаться».
Контролировать, как исполняется закон, будет прокуратура. «Пока нам не поступало никаких указаний от Генпрокуратуры. Скорее всего, сразу же 1 сентября никаких проверок не будет. Тем более еще не начали выдавать лицензии. Сначала свои обязательства должны выполнить исполнительные власти, затем должно поступить распоряжение Генпрокуратуры», – сообщили в пресс-службе прокуратуры Самарской области.
Между тем во многих регионах в июле-августе прошли митинги и акции протестов таксистов против принятого закона. В Самарской же области таксофирмы ведут себя тихо.
«В первый раз слышу об этом законе, – признается таксист Андрей. – По крайней мере, у нас в фирме ничего об этом не говорят. С другой стороны, шашечки и фонари есть почти у всех. Квитанции мы и так выписываем. Медосмотр сами проходим. Единственное, что напрягает – это лицензии. Как я понимаю, стоит такой документ несколько тысяч рублей. Понятно, что никто не захочет брать на себя такие расходы. Директора фирм это все повесят на водителей, а тем тоже семью кормить. Поэтому, думаю, придется повышать тарифы».
Непонятно и то, как будут ловить частных «бомбил». Кто этим будет заниматься? Как известно, штат ГИБДД сократился более чем на 10%. Значит, полицейским этим заниматься будет некогда. Таким образом, закон, как и предсказывают многие специалисты, приведет к тому, что удар придется на фирмы, а не на индивидуальных перевозчиков – в последнем случае установить, что человек везет именно клиента, а не знакомого или родственника, практически невозможно.