Финансировать строительство и ремонт дорог в ближайшем будущем, возможно, будут сами автомобилисты. Именно этот вариант будет самым эффективным в России, уверены эксперты, разрабатывающие стратегию развития страны до 2020 года. По их мнению, необходимо увеличить нагрузку на каждого автовладельца до 50 тысяч рублей в год.
Эксперты, участвующие в разработке стратегии развития России до 2020 года, пришли к выводу, что есть только один способ спасти дорожное хозяйство страны – привлечь к активному финансированию этой сферы автовладельцев. В частности, они советуют правительству вернуться к системе бесплатных дорог, отказаться от различных налогов, которыми обложены автомобилисты, но вместо этого ввести единый сбор. Суть их идеи можно выразить кратко: машин должно быть меньше, а вот платить их владельцы должны больше.
«Владение автомобилем должно быть существенно более дорогим. Это печальный и непреложный факт; для меня как для автомобилиста факт чрезвычайно неприятный. Но как человек, который немножко знает теорию вопроса и немножко знает практику самых разных стран – условно скажем, от Сингапура до Бразилии, – я обязан повторять еще и еще раз: по-другому не получится. Если бы я был политиком-популистом, я бы повторял за моими друзьями из автомобильных ассоциаций: «Правительство, снизьте нам транспортный налог, дайте нам дешевый бензин!» Пожалуйста, дорогие коллеги, кричите об этом еще 40 лет и оставайтесь без дорог. И еще надо понять, что является чистой утопией ожидание того, что у страны найдутся деньги в пределах существующих налоговых источников, то есть просто за счет некоторого перераспределения бюджетной копилки. Дороги в стране могут быть построены исключительно за счет целевых налогов и сборов. То есть таких налогов и сборов, которые так или иначе связаны с тем фактом, что у меня есть автомобиль и я пользуюсь дорогами! По-другому в природе не бывает», – отметил в интервью федеральным изданиям научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.
По мнению разработчиков стратегии, основной фактор, который тормозит развитие российской транспортной и дорожной инфраструктуры, – это нехватка инвестиций. И если ситуация в скором времени не изменится (а этого вряд ли можно ожидать), то дороги станут еще хуже, а пробок станет еще больше. Необходимо в ближайшее время «срочно-обморочно» увеличить финансирование данной сферы. В пределах существующего бюджета и целевых программ это невозможно, считают специалисты. Поэтому они предлагают подключить автовладельцев.
Справедливости ради отметим, что автовладельцы и сейчас участвуют в наполнении того виртуального кошелька, деньги из которого должны идти на дороги. Водители платят транспортный налог и топливные акцизы. Вот как раз акцизы-то и предлагают повысить специалисты. По их скромным подсчетам, нагрузка на автовладельцев должна составлять около 20 000 рублей в год, а для жителей крупных городов – до 50 000 рублей. Схема уже готова: каждый год повышать акцизы не на рубль-два, как это происходит сейчас, а на 7-8 рублей за литр.
Также эксперты предлагают повысить стоимость парковки и хранения автомобилей. А в 2020 году вообще заменить все налоги одним. Он будет рассчитываться исходя из суммы пробега – исходя их данных GPS-трека. За расчетную единицу предлагается взять километр пути. Кроме того, будут учитываться категория дороги, техническая характеристика автомобиля и характеристика владельца – эти данные будут поступать из базы ГИБДД.
Таким образом решатся сразу две проблемы: появятся деньги на ремонт дорог и станет меньше пробок. Ведь часть автовладельцев просто не потянет такую налоговую нагрузку и пересядет на общественный транспорт.
«Я принципиально не согласен с тем, что позволит решить проблему наших дорог, – говорит руководитель самарского отделения Всероссийского Общества Автомобилистов Олег Мартин. – У нас есть статистика, которая показывает, как за последние 20 лет ремонтировались российские дороги. Было и повышение налогов, и повышение акцизов, однако проблема дорог не только не решилась, но и обострилась. Здесь нужно делать упор не на объеме финансирования, а на том, как эти деньги расходуются. То есть в первую очередь, необходим контроль за расходованием средств, откуда бы они ни шли, и контроль за качеством ремонта. Лица, отвечающие за ремонт, должны нести персональную ответственность. Кроме того, необходимо допускать к участию в конкурсах на определение подрядчиков для ремонта дорог иностранные компании. Недавно в СМИ прошла информация о том, что на рекламу российских дорог потратили больше 200 миллионов рублей и планируют потратить еще 60. Это уже издевательство над россиянами. Ощущение, что люди живут на другой планете. Почему министерство не следит за тем, как расходуются деньги?»
Между тем, Федеральная налоговая служба на днях предложила списывать задолженности граждан по транспортному налогу по истечении трех лет. Идею поддержал и Минфин, аргументируя это тем, что суммы долгов в большинстве случаев настолько малы, что судебные издержки их превышают. К тому же зачем тратить время на мелочь, когда впереди такое грандиозное повышение акцизов?
«Я просто возмущен таким решением, – говорит автовладелец Олег Карпов. – Сколько можно тянуть деньги с народа? Я думаю, что если начнет дорожать бензин, то люди просто выйдут на митинги. А если и пройдет повышение гладко, то нет никакой гарантии, что наши деньги пойдут именно на дороги».