Стритрейсинг в России хотят приравнять к преступлению. С такой инициативой выступили приморские чиновники. Они считают, что уличные гонки необходимо запретить на законодательном уровне.
Стритрейсинг (непрофессиональное состязание в скорости на автомобиле или мотоцикле по улицам города) в России зародился не так давно. Вообще стритрейсинг возник в Америке. Официальной датой «рождения» уличных гонок считается 1948 год. Тогда в Штатах начала развиваться автомобильная промышленность, и молодежь теряла голову от скорости. Через два десятка лет увлечение гонками дошло и до Европы. Коммерсанты поняли, что нащупали золотую жилу и начали вкладывать деньги в развитие автоспорта. В городах строились треки, на заводах выпускались спорткары, каждый имел возможность приобрести какую-нибудь спортивную фичу и «прокачать» авто.
В Советском Союзе стритрейсинг был невозможен в силу разных причин. Зато в 90-х годах, когда у россиян стали появляться автомобили, стритрейсинг начал набирать обороты.
Сейчас в стране тысячи стритрейсеров. Да и сами уличные гонки уже эволюционировали – их несколько видов. Есть просто стритрейсинг – гонки по ночным дорогам. Есть драгрейсинг – линейная гонка на расстоянии 402,3 метра. Здесь несколько автомобилей стартуют с одной линии и двигаются к финишу. Первый, кто пересекает линию финиша, становится победителем заезда. Есть стритпоинт – опять же ночные гонки по городским улицам по свободному маршруту через определенные точки – чек-поинты. Участники стартуют из одной точки и едут к финишу. При этом нужно проехать через контрольные точки – чек-поинты. При этом драгрейсинг считается видом спорта, для занятия им выделяются специальные участки. В России существует только две профессиональные трассы для драгрейсинга: Тушино (Москва) и «Красное кольцо» (Красноярск).
Стритрейсинг же официальным видом спорта не считается. Сами гонщики говорят, что стритрейсинг – это состояние души и образ жизни. Между тем, за последние несколько лет в стране было зарегистрировано немало ДТП, в которых были замешаны стритрейсеры. Одна из таких аварий произошла в Самаре совсем недавно. 6 мая под колесами несущегося автомобиля погиб артист Самарского театра оперы и балета Сергей Болдин. Водитель на скорости сбил пешехода и понесся дальше. Мимо пронеслись еще две машины, которые также не остановились. У ГИБДД возникла версия, что это были непрофессиональные стрит-рейсеры, которые просто состязались, кто быстрее проедет от одного перекрестка до другого. Позже в милицию с повинной пришел 19-летний молодой человек, который признался, что был за рулем авто, сбившего артиста. Участвовал ли парень в стрирейсинге – неизвестно. Расследование еще продолжается.
И таких случаев по России немало. «На самом деле стритрейсинг, как и все виды спорта, имеет свои правила, – рассказывает стритрейсер Андрей. – И человек, который этим увлекается, эти правила соблюдает. Он никогда не будет угрожать безопасности других людей. Но есть такой фактор у нас – как только что-то становится модным, тут же появляется какая-то золотая или просто дилетантская молодежь, которая, не зная правил, желает влиться в поток. Вот как с байкерами, например, – посмотрите статистику аварий. Бьются не взрослые люди, которые прокачивают свои байки, которые уже несколько лет занимаются мотоспортом – бьются какие-то студенты, которые приобрели мотоцикл, позвали девчонок, сели и помчались, игнорируя светофоры, дорожные знаки и разметки. Так и со стритрейсингом. Увлеченные люди выбирают безопасные трассы, совершенствуют свои автомобили, не экономят на защитной экипировке. И уж никогда они не будут гонять по оживленным участкам города. Но при этом есть молодежь, которая считает себя крутой, делает тюнинг, садится и на скорости 120 километров в час летит ночью по Московскому шоссе. И они гордо называют себя стритрейсерами. Вот с этими дилетантами надо бороться, а не с явлением в целом».
Бороться со стритрейсингом в России пытаются давно. На прошлой неделе приморские власти решили обратиться в Госдуму и Правительство России с просьбой законодательно запретить уличные гонки. По их мнению, термины «уличные гонки» и «стритрейсинг» должны быть прописаны в кодексе об административных правонарушениях. Соответственно, за нарушение закона должно быть суровое наказание.
«Запрещать что-то – это не выход, – считает бывший стритрейсер Владимир Царьков. – Нужно развивать автоспорт в целом и стритрейсинг в частности. Я не считаю, что стритрейсинг – это опасный вид спорта. Сейчас гонщики выбирают какие-то безлюдные места, они никому не мешают, проводя соревнования, они перекрывают дорогу. Вот если бы был какой-то стадион или какой-то закрытый участок трассы, предназначенные именно для гонок, то молодежь не носилась бы по дорогам. Я думаю, что поддержка автоспорта в России должна оказываться на государственном уровне. Сейчас это очень дорогое удовольствие: во-первых, сам спортивный автомобиль стоит дорого, во-вторых, нужно его еще «прокачивать», нужен спортивный инвентарь, экипировка – это все выливается в астрономические суммы. Конечно, проще и дешевле где-то гонять по дорогам. А если бы была специальная площадка, то молодежь бы тренировалась там».
Эту точку зрения поддерживают и в «Комитете по защите прав автомобилистов»: «У нас сложилась непростая ситуация вокруг молодежи, которая неравнодушна к автомобильным гонкам, – говорит председатель Самарского регионального отделения межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Сергей Слюсарев. – На протяжении нескольких лет они вынуждены самостоятельно искать места проведения гонок, а потом сталкиваться с сотрудниками правоохранительных органов, которые запрещают им проводить свой досуг. Они не занимаются уличными гонками или стритрейсингом (street-racing), т.к. это езда без правил – на скорость. Эти автомобили мчатся на красный, по встречке и создают аварийные ситуации на дорогах общего пользования, стремясь к единственной цели – добраться первым. Естественно, что такой вид гонок вступает в противоречие с ПДД и пристальное внимание со стороны ГИБДД им обеспечено. Речь идет о драгрейсинге. Это просто, зрелищно и море адреналина обеспечено всем участникам. Мы считаем, что необходимо организовать регулярные любительские гонки. В прошлые годы на места проведения гонок приезжали сотрудники ГИБДД с целью разгона собравшихся. Это неправильно. Я уверен, что дрегрейсинг необходимо легализовать».
Фото: Фото с сайта gameland.ru