Шахматист Анатолий Карпов задумал возродить автомобильный проект «Мишка», который появился еще в 1990-х годах. На его базе планируется выпустить народный мини-автомобиль стоимостью до 200 тысяч рублей, предназначенный для «не очень крепкого среднего класса». Стальной каркас, пластмассовый кузов, скорость до 170 км/час и грузоподъемность в 400 кг – пока это все, что известно об автомобиле, но интересна сама идея возрождения неудавшегося народного проекта.
В свое время «Мишка» должен был выстрелить как альтернатива «Оке», притом что планировалось селекционировать целое семейство под названием Michael («Майкл» или «Михаэль»?). Оно должно было объединить универсал, фургон, пикап и даже ландолет. Правда, непонятно, зачем сохранили дизайн, который слишком явно напоминал «Оку», – уже тогда машина выглядела устаревшей. Возможно, хотели сохранить привязку к самому дешевому автомобилю в мире. Но к нему совершенно не клеились те инновационные идеи, о которых писала тогдашняя пресса.
Вместо металлических деталей кузова использовался пластик. Из этого вытекало первое растиражированное достоинство – коррозийная устойчивость, но о металлической раме почему-то никто не говорил. Минимум железа делал машину легкой: ее снаряженная масса не превышала 730 кг. К тому же «Мишка» был вполне себе конструктором – в его основу заложили сборно-модульную схему: 12 пластиковых элементов, подходящих под разные типы кузова, «навешивались» на каркас из низколегированной стали.
Также анонсировалось использование гибридной установки, которое впоследствии сменилось на традиционный ДВС 1,4 литра с автоматической трансмиссией. Готовились к производству двухтопливных «Мишек», которые могли ездить и на бензине, и на газе. «Евро-3» и «Евро-4» – небывалые для тогдашнего автопрома страны стандарты – тоже входили в планы. Полный и монопривод – и они в списке. Да и производственные идеи были грандиозными. В Краснодарском крае должен был появиться крупный российско-американский завод, где бы выпускались по полному циклу все «Михаэли». А позже – и снегоходы, мотоциклы, яхты и даже летательные аппараты. Также обсуждались варианты производства на ЗИЛе, БелАЗе, Краснодарском станкостроительном заводе имени Седина и других площадках. Ожидаемые начальные инвестиции – 220 миллионов долларов. Серийное производство намечалось на 2007 год, и плановые объемы доросли до 220-250 тысяч автомобилей за 12 месяцев.... Ничего не напоминает?
Но дальше прототипов дело не пошло... И спустя несколько лет на волне новых автомобильных идей о «Мишке» вспомнил Анатолий Карпов.
«Его уже сейчас можно производить. Машина в классе «Оки», но лучше по всем показателям: там новые пластмассы используются, современные, которые дают и прочность, и легкость. При этом мы стоим в другой ценовой нише, нежели «Ё-мобиль». Наше авто мы сможем продавать ниже 200 000 рублей. Это в два раза дешевле «Ё-мобиля», то есть это машина для не очень крепкого среднего класса, – рассказал Анатолий Карпов в интервью «Деловому Петербургу». – Потом у нас есть разработка для инвалидов. На сегодняшний день ни в странах СНГ, ни в странах восточной Европы не производят специальных автомобилей для инвалидов. Хотя бы по социальной программе, думаю, правительство могло бы рассмотреть вопрос, например, кредитования. Нам не надо никаких субсидий выделять, как это делает государство по другим направлениям автомобильной промышленности. У нас просто не хватает оборотных средств для старта».
Автомобиль явно нишевой и на звание народного тянет слабо. Хотя на сайте автомобильного завода «Кавказ-М», где планировалось производство «Мишки», обозначалась достаточно широкая аудитория: «...круг вероятных потребителей, в основном имеющих невысокие доходы: рабочие, служащие, фермеры, рыбаки, охотники, инвалиды, студенты, просто молодые люди. Автомобили «Мишка» найдут применение для доставки мелких грузов в торговле, в коммунальных а также бытовых службах».
Конечно, если взять стоимость, то конкурентов «Мишке» практически нет – разве что Daewoo Matiz или «классика», которая доживает последний год. Но слишком мало технических подробностей, чтобы говорить о конкуренции. Много вопросов по безопасности. Да и дизайн сомнительный: Jeep, скрещенный с «Окой». Громкое название пикап с объемом грузового отсека как у багажника хетча-малолитражки – практичность тоже под вопросом. Универсал – та же «Ока», но пластмассовая. Фургон с его скупым багажником много не увезет. Как узкоспециализированный проект «Мишка» имеет право на развитие, но для масс он слишком специфичен. И уж наверняка не требует возведения самостоятельного завода.
Как и в случае с «Ё-мобилем», мнения про «косолапое» семейство разделились. Одни считают, что автомобиль с его характеристиками 90-х уже никак не впишется в сегодняшний день, другие дают шанс, ибо цена заманчивая.
«Мишку» разрабатывали еще в конце 90-х годов. За 12 лет проект никак не изменился, оставшись все тем же страшненьким и неуклюжим плагиатом на «Оку», – считает редактор уфимского автосайта 102km.ru Василий Лебедев. – Еще больше удивляет, что Карпов заговорил о проекте спустя пять лет после презентации. «Мишку» ждет незавидное будущее – если машину не переделают с нуля, места на дорогах для нее не найдется».
«Персона Анатолия Карпова лично у меня всегда вызывала большое уважение и доверие. Понятно, что он не будет сам заниматься разработками, а доверится профессионалам. Поэтому изначально отношение к этому проекту, в отличие от того же «Ё-мобиля», более лояльное, – говорит главный редактор тюменского бизнес-портала 72.ru Есен Абилькенов. – Правда, если приглядеться собственно к автомобилю, то в первую очередь смущает его сходство с «Окой» – лучше бы дизайнеры взяли за основу какую-нибудь другую идею. Хотя, возможно, клиентов, которые ориентируются на озвученную цену – менее 200 тысяч, – внешний облик будет интересовать в последнюю очередь. Есть возможность по смешной для нынешнего авторынка цене приобрести новый и, как обещают разработчики, современный автомобиль, отлично приспособленный для городской среды. Как показывают опросы и исследования, основным критерием при выборе покупки, как ни крути, остается цена. Так что в наших экономических условиях проект может оказаться вполне жизнеспособным, прежде всего за счет регионов. Правда, здесь встает вопрос о развитии дилерской сети и прочих нюансах. Но это уже другой разговор. Если старт окажется успешным, текущие проблемы решать будет легче».
«Недостаток микролитражек на рынке действительно ощущается нешуточный. Все эти «народные» «Калины» хоть и держат лидерство по продажам, но все равно полностью требованиям потребителей не соответствуют. В частности, из-за неимоверно завышенного коэффициента «цена/качество». Поэтому идея выпустить очередную «бешеную табуретку» неожиданностью не является, – считает редактор казанского автомобильного сайта 116auto.ru Александр Данилов. – Другое дело, как именно реализуются эти планы. Для примера – пресловутый «Ё-мобиль». Заказы на него – совсем не признак требований рынка. Скорее, здесь срабатывает эффект царевны лягушки: жена мне ни к чему, а вот говорящая лягушка – прикольно. То же и с «Мишкой» – поставить на «Оку» радиатор а-ля «Чероки», и готово. Вполне крутой «пацаномобиль», что и требуется большинству населения, существующего на нищенскую зарплату. К тому же, на мой взгляд, кузов этого авто ввиду его неремонтопригодности после аварий придется или менять, или латать по месту раскола чем-то вроде термосварки. В итоге это приведет к созданию безобразных монстриков всевозможных пропорций и очертаний».
Фото: Фото с сайа Balancer.ru