Самарская область признана одним из регионов с самыми опасными дорогами. Рейтинг составили эксперты межрегионального общественного центра (МОЦ) «За безопасность российских дорог». Всего специалисты центра проанализировали состояние дорог в 25 регионах.
Рейтинги безопасности дорог МОЦ составляет уже на протяжении нескольких лет. Поскольку зимой в России обычно наблюдается рост ДТП из-за гололедицы, сугробов, нечищеных дорог, то анализ делают по зимним месяцам. Эксперты берут за основу в своих расчетах несколько критериев. Во-первых, это качество противогололедных материалов, их объем и количество снегоуборочной техники. Эти показатели помогают определить, насколько эффективно проводится в городе расчистка дорог. Кроме того, учитывается число ДТП и количество человек, получивших травмы из-за гололеда. Таким образом выводят две цифры. Первая – это индекс обработки дорог. Второй – индекс опасности дорог, другими словами, показатель отношения числа ДТП, произошедших из-за неудовлетворительного состояния дорог, к общему количеству аварий. Далее эти индексы суммируются, и выводится общий балл. Чем он ниже, тем безопаснее дороги города.
«Мы независимая организация, – рассказывает директор МОЦ «За безопасность российских дорог» Дмитрий Леонтьев. – Поэтому наш рейтинг объективный. Мы надеемся, что составляя эти рейтинги, мы сможем изменить нашу страну. Для нас важно, чтобы о результатах знала общественность. И, может, тогда власти будут больше внимания уделять дорожной безопасности».
Эксперты проанализировали 25 регионов. Самый низкий индекс безопасности у Тюменской области – 5,22. Самый высокий – у Татарстана – 83,88. При этом среднероссийский показатель составляет – 21. У Самарской области индекс – 54.
Кроме Тюменской области ездить без опаски можно по дорогам Ульяновска, Екатеринбурга, Саратова, Липецка, Пензы, Москвы и Рязани. Причем в той же Ульяновской области количество ДТП из-за плохих дорог увеличивается. Но зато улучшается качество снегоуборки. По решению властей Ульяновска дороги стали посыпать новым реагентом – гранулированным хлористым кальцием.
В группу с удовлетворительным состоянием дорожной безопасности попали Ижевск, Новосибирск, Киров, Волгоград, Санкт-Петербург, Ярославль, Барнаул, Воронеж, Омск, Оренбург, Архангельск. Северная столица, кстати, рискует в скором времени попасть в группу рангом ниже – в городе и области неуклонно растет число ДТП, произошедших из-за неудовлетворительного состояния дорог. Кроме того, улицы города продолжают посыпать песко-соляной смесью, которая и обстановку на дорогах не улучшает, и на экологию действует не лучшим образом.
Самара же вошла в группу городов с наиболее опасными дорогами, разделив «лавры» с Пермью, Уфой, Нижним Новгородом, Челябинском и Казанью. В этих городах дорожные проблемы решаются медленно или совсем не решаются. Кроме того, как показала нынешняя зима, это регионы совсем не готовы к продолжительным снегопадам. Так, снегопад 24 января почти полностью парализовал движение в Самаре. Коммунальщики среагировали поздно, и периферийные улицы уже к вечеру сузились до одной полосы. Машины служб экстренного реагирования не могли подъехать к нужным домам. Крупные магистрали расчистили лишь через два дня.
Кроме того, самарские дороги в очень плохом состоянии. Как выяснили эксперты МОЦ, на запущенность транспортной инфраструктуры жалуются 70% жителей области. Разбитое дорожное покрытие очень часто становится причиной ДТП. «Таких ДТП в 2010 году было 992, погиб в них 151 человек, – говорит начальник УГИБДД ГУВД по Самарской области Игорь Антонов. – Для сравнения: всего аварий было 4256. Проще говоря, в каждом четвертом ДТП в области виноваты дороги. Я бы так сказал: уровень безопасности дорожного движения напрямую связан с качеством дорог. Вообще существует 39 критериев состояния дорог, и большинство из них в области, к сожалению, не соответствуют нормам. Я могу перечислить основные: это плохое дорожное покрытие – кочки, ямы, колеи, это отсутствие дорожной разметки, отсутствие пешеходных ограждений, ограниченная видимость дорожных знаков, это заниженные обочины на проезжей части и многие другие».
Еще в январе 2008 года Самара, согласно исследованиям МОЦ, входила в группу городов с удовлетворительным состоянием дорог. Тот же результат был и в январе 2009 года. То есть с каждым годом состояние дорог в городе ухудшается, и начать решать проблему нужно сейчас. Как правило, все упирается в финансы, которых на ремонт покрытия всегда не хватает. В этом году стараниями ГИБДД области будет отремонтирован аварийный участок трассы М-5 в Сергиевском районе.
Возможно, выйти из группы городов с опасными дорогами Самаре поможет предстоящий чемпионат мира по футболу – 2018. В рамках подготовки запланированы масштабные ремонтные работы. «Мы планируем отремонтировать проезжие части на улицах Демократической, Ново-Садовой, Московском шоссе, – рассказал главный инженер управления строительства и ремонта дорог департамента развития автомобильных дорог министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области Борис Бекер. – Также будет сделан ремонт дороги по улице Авроры. Пока трудно сказать, сколько потребуется средств, но мы предполагаем, что на развитие транспортной инфраструктуры в ближайшие семь лет потребуется сумма, превышающая 50 миллиардов рублей».