Вот-вот закончится история АвтоВАЗа в качестве производителя отечественных автомобилей. Самая большая производственная автоплощадка страны постепенно отходит в руки иностранным «интервентам». Сейчас альянсу Renault-Nissan принадлежит 25% акций, однако уже весной ему могут достаться еще 10% ценных бумаг, и пусть цифры на первый взгляд не очень «страшные», на самом деле Renault-Nissan станет крупнейшим акционером тольяттинского завода. А кто платит, как известно, тот и музыку заказывает.
Во время встречи с главой концерна Renault-Nissan Карлосом Гоном Владимир Путин уже одобрил продажу 50% + 1 акции партнерам АвтоВАЗа. О конкретных сроках проведения этой сделки говорить рано, но эксперты считают, что довести дело до конца иностранные автокомпании смогут через год-полтора.
На данный момент фактическим владельцем четверти акций АвтоВАЗа является Renault. Такие же доли у «Ростехнологий» и «Тройки Диалог», остальные 25% – у миноритариев. К весне силы могут перераспределиться: последние «Ростехнологии» и «Тройка Диалог» продадут Nissan в совокупности 10% акций, соответственно альянс получит 35% от всего пакта ценных бумаг.
По словам главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова, сделка будет проходить исходя из оценки АвтоВАЗа в 2,9 млрд долларов. Эксперты считают, что эта цифра значительно завышена и максимальная цена не должна превышать 2,4 млрд. По словам Владимира Путина, прозвучавшим в ноябре во время встречи с партнерами, капитализация АвтоВАЗа на тот момент достигла 1,7 млрд долларов против прошлогодних 670 млн. То есть рыночная стоимость автогиганта выросла более чем в 2,5 раза, конечно, не без участия финансирования Renault. По мнению акционеров, к весне 2011 года его цена будет еще выше – как раз дотянет до уровня 2,9 млрд долларов.
Аналитик ИК «Атон» Юлий Матевосов сообщает, что с лета неизвестные участники фондового рынка скупают ценные бумаги АвтоВАЗа, тем самым повышая его котировку. Акционеры заверяют, что никакого отношения к этому не имеют, а завод дорожает, поскольку смог восстановить продажи и постепенно выкарабкивается из кризиса. При этом РБК Daily публикует информацию, что с июля президент АвтоВАЗа Игорь Комаров лично скупает акции завода, и его пакет уже стоит 97 млн рублей.
«Это нормальная практика, когда глава компании покупает ее акции, но учитывая, что это все-таки АвтоВАЗ, и то, что с ним происходит в последнее время, я считаю, это в большей степени PR-ход», – утверждает эксперт деловому изданию. Такого же мнения придерживается аналитик «ВТБ Капитал» Елена Саханова: «Это позитивный сигнал, поскольку он (президент АвтоВАЗа) как инсайдер считает, что акции компании недооценены и в будущем их стоимость будет увеличиваться». Другими словами, своими финансовыми действиями г-н Комаров гарантирует рынку рост стоимости акций.
И такая политика действует. Юлий Матевосов упоминает прошлогодний прецедент, когда Renault-Nissan отказались от увеличения доли в АвтоВАЗе: «В настоящее время изменилось финансовое и коммерческое состояние предприятия, – цитирует специалиста РИА «Новости». – Если год назад оно переживало серьезный кризис и нуждалось в помощи государства, то сейчас при новом менеджменте и оказании господдержки появилась ясность в будущем – отсюда и возникший интерес от Renault-Nissan».
И свою заинтересованность иностранная сторона не скрывает. «Альянс в ближайшие пять лет будет направлять больше всего инвестиций в Россию и Китай, – заявляет Карлос Гон. – Китай – потому что это крупнейший рынок в мире, и он продолжает расти. Что касается России, то совместно с АвтоВАЗом мы занимаем на местном рынке около 40%. Однако, чтобы сохранить эту долю и преувеличить ее, нужно вкладывать большие деньги в развитие продуктовой линейки и производственные мощности. Авторынок России оживает и метит в список одних из крупнейших в мире».
В планах альянса не только запустить производство новых моделей на базе Renault и Nissan, но и увеличить мощности площадки, чтобы через пять лет выпускать по 1,6 млн машин в год. Сейчас завод способен произвести 900 тысяч автомобилей, хотя используется не более трети этого ресурса. В общем, за все это иностранные концерны готовы выложить огромные суммы денег. Renault за свой 25-процентный пакет отдал миллиард долларов плюс по допэмиссии уже оплатил 140 млн. Для сравнения: в свой «Автофрамос» компания вложила 400 млн долларов. Nissan, придя на АвтоВАЗ, за 10% акций заплатит еще 290 млн, что тоже превышает инвестиции в собственный завод под Петербургом.
Фактически АвтоВАЗ является предметом некоего торга, за который российская сторона пытается получить как можно больше, поскольку надежд на самостоятельное восстановление уже не осталось. Также закономерно желание вернуть хотя бы часть потраченных на «искусственное дыхание» денег. По оценке FinamAuto, вливания в АвтоВАЗ за 2009–2010 годы составили 75 млрд рублей плюс расходы на программу утилизации, которая по сути тоже работает на волжский автозавод.
«Попытки реанимировать автогиганта не увенчались успехом, и жизнь завода поддерживалась только за счет огромных госвливаний и господдержки, – считает аналитик «Инвесткафе» Максим Лобада. – Увеличение пакета Renault-Nissan в АвтоВАЗе – это признание факта, что российский автопром безнадежно отстал от мировых лидеров».
Помимо этого, передача контрольного пакета акций иностранным партнерам означает грубое решение вопроса с поставщиками. Уже сейчас налаженные связи обрываются, поэтому ряд компаний попросту загибается, а самое главное – теряют работу целые коллективы специалистов. Об этом рассказывает автоэксперт Тимур Хубаев в своем блоге: «Сегодня я проводил несколько встреч с поставщиками АвтоВАЗа в Тольятти. Встречи оставили жуткое впечатление. Со слов собеседников, предприятия неуклонно катятся вниз, производится тотальная зачистка Самарской области от самарских же предприятий. Коммерческая дирекция АвтоВАЗа выполняет указание французов – режет договоры со старыми поставщиками. Информация про индустриальный парк, про свободную экономическую зону, про бизнес-инкубаторы – вранье.И вот о чем я подумал. Передо мной были состоятельные люди, бизнесмены. Отнимут бизнес – ничего страшного. Уедут, будут проживать деньги. А что будет с рабочими? Бизнес производителей автокомпонентов умирает».
При этом прежнее руководство Renault в России неоднократно заявляло о сохранении российских поставщиков, ведь именно рабочие места были приоритетом для правительства страны.
«Для меня как обывателя ситуация с АвтоВАЗом возмутительна и непонятна, – считает автомобилист Алексей Федулов. – Долгое время нам объясняли, как это предприятие важно для всей России, сколько там рабочих мест и как это здорово иметь свой автопром. Под этой личиной в предприятие вбухивались неприлично большие деньги, достаточные для создания нового завода буквально в чистом поле. Но все, что смогла породить гора, – это невнятный мышонок под названием Lada Granta, которую продвигают как новую модель, а на самом деле она является лишь рестайлинговой «Калиной». А теперь завод попросту передают иностранцам, и возникает вопрос – а что он вдруг за год из якобы национального достояния превратился в разменную монету? Не нужны рабочие места, не нужны поставщики? Ведь не секрет, что едва Renault станет полноправным владельцем, проведет масштабную реструктуризацию предприятия. Получается, что пафосные разговоры правительства о важности АвтоВАЗа – не более чем пустой звук, и сейчас его попросту сливают, не особенно беспокоясь о дальнейшей судьбе. И это притом что «эффект АвтоВАЗа» почувствовал на своей шкуре каждый россиянин как минимум по непомерно возросшим ценам на автомобиль после увеличения таможенных пошлин».
Чтобы оправдать огромные государственные субсидии, АвтоВАЗ составлял многообещающие планы с модернизацией оборудования, разработкой новых моделей и так далее. Постоянно находились оправдания, почему реализация планов откладывается на новые сроки. А государство по-прежнему отчисляло круглые суммы, которых с лихвой хватило бы не только на создание нового автомобиля с нуля, но и на строительство нескольких современных заводов. Сейчас ответственность за развитие АвтоВАЗа уже рады переложить на плечи иностранных инвесторов. Но при этом не упустить львиную долю выгоды. Все заявления о приросте продаж в 80% по сравнению с кризисным 2009 годом подаются как признак явного преодоления кризиса, но ведь это заслуга той же господдержки в виде утильпроекта, да и не так велики эти продажи в абсолютных цифрах – завод по-прежнему имеет примерно двукратный запас по производительности. Возможно, второй этап программы решили дополнительно профинансировать, чтобы к моменту продажи новой доли акций АвтоВАЗ выглядел как можно успешнее, соответственно дороже. Такая вот предпродажная подготовка...