Самарские автоинспекторы недавно закончили очередную серию антитонировочных рейдов, взимая положенные 500 рублей с нарушителей и выписывая предписания о скорейшем удалении «запретной» плёнки. Но самарские умельцы нашли выход и из этой ситуации. В некоторых салонах города научились делать так называемую съёмную тонировку. Уже десятки машин ездят по самарским дорогам с таким авто «девайсом». Настолько ли она удобна, как говорят, и отвечает ли всем нормам, прописанным в законе, рассказали Doroga63.ru эксперты.
Начиная с 12 октября, в нескольких регионов страны госавтоинспекция проводит рейды по проверке соответствия тонировки автомобильным требованиям Технического регламента. «Мероприятия будут осуществлять инспекторы технадзора, а также инспекторы ДПС, – сообщил заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ Владимир Кузин. – Мы уже неоднократно обращались к автовладельцам с просьбой привести тонировку автомобилей в соответствие с Техрегламентом, для этого у них было достаточно времени. Теперь при выявлении данного нарушения водитель будет привлекаться к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством».
Однако желающих платить штрафы куда меньше, чем любителей ездить с тонировкой, что заставило автомобилистов заняться изобретением способов избежать такой ответственности. Сразу после ужесточения наказания в Интернете появилось множество примеров того, как это можно сделать – от пленок в дырочку, светопропускание которых прибор считает нормальным, до съемной тонировки, которая демонтируется за несколько секунд. И если первый вариант вызвал неприятие многих своим внешним видом, то второй уже получил широкое распространение.
Технологию съемной тонировки успели освоить и в Самаре. Съёмная тонировка представляет полиэфирное стекло, схожее с тем, из которого производят пластиковые бутылки. Лучшим для установки стал вариант стекла, толщиной в 1 миллиметр. Поскольку у стекла с таким объёмом в ширину самая высокая температура деформации – 65 градусов. Из исходного материала по заготовленному макету лазером вырезается кусок. Затем наносится тонировочная пленка. Затонированное стекло крепится с помощью прозрачного скотча под резиновый уплотнитель. Окно при этом должно свободно открываться и закрываться. От мастерства специалиста и качества исполнения работ зависят внешняя привлекательность и удобство использования съемной тонировки.
Но специалист по тонировке салона «А-люкс» Анатолий Кудрик, имеющий 10-летний стаж работы, говорит, что съёмная тонировка неудобна в обращении и является пустой тратой денег. «Во-первых, это не самое дешёвое удовольствие – тонировка только передних стёкол обойдётся вам от 2000 до 2500 рублей. Во-вторых, дискомфорт в обращении. Сначала появляются неудобства при опускании-подъёме стекла. Затем деформируется и сам пластик с наклеенной на него плёнкой», – рассказывает Кудрик. Также, по его мнению, мало что видно при обычной тонировке. А при наклеивании дополнительного стекла с плёнкой к боковому уже имеющемуся видимость ухудшается в разы. Не последним моментом является эстетичность и долговечность конструкции – крепится пластик, как правило, двусторонним или канцелярским скотчем.
Сотрудница отдела пропаганды УГИБДД губернии Олеся Гусарова рассказала, что с подобным изобретением на самарских дорогах её коллеги пока не встречались. Поэтому никаких комментариев на этот счёт они дать не могут. Опыт других областей показывает, что съёмная тонировка от административной ответственности правонарушителей спасти не может. «Такие водители привлекаются к ответственности на общих основаниях – по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ, с наказанием в виде штрафа 500 рублей – отмечает заместитель начальника УГИБДД ГУВД по Пермскому краю Артур Гайнанов. – Ведь в момент остановки автомобиля нарушение было совершено. И снятие тонировки при этом не поможет – устранение выявленной неисправности по закону является обязанностью водителя, не избавляющей при этом его от наказания».
С Госавтоинспекцией солидарны независимые эксперты, однако они отмечают также и то, что в случае со съемной тонировкой доказать его виновность будет сложнее. «Если сотрудник ГИБДД воспользуется фотоаппаратом или зафиксирует нарушение прибором, определяющим степень затонированности машины, то дело явно рассмотрят не в пользу виновного. Если же инспектор не успеет или не сможет сделать фиксации по каким-либо причинам (например, отсутствие необходимых технических средств), то дело будет иметь неоднозначный исход. Могу лишь сказать, что, как правило, в административном судопроизводстве дела решаются в пользу административных органов», – поделился опытом с Doroga63.ru сотрудник юридической компании «Акрополь».
Поможет ли съемная тонировка избежать наказания, будет зависеть от конкретного инспектора, остановившего нарушителя. Кому-то будет лень связываться, когда есть еще достаточно машин с обычной тонировкой, водителей которых оштрафовать проще. Кто-то, наоборот, постарается наказать за такую наглость по полной программе – при желании повод можно найти всегда. Поэтому самым простым способом сэкономить на штрафах за тонировку остается ее снятие.